Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Черниловский З.М. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА...docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

6. Феодальные отношения, в течение многих веков господствовавшие в Японии, настолько сходны с европейскими - и это при полном отсутствии связей, - что само по себе это кажется "чудом".

Пример японского феодализма является, позволю себе заметить, убедительным свидетельством правильности марксистской исторической концепции происхождения и сущности феодальных общественных отношений вообще. Если возможно, чтобы у столь разных народов, к тому же разделенных огромными пространствами, развились и существовали столь схожие (даже в подробностях) общественные отношения, значит, имеется определенная закономерность в истории, и ее надо искать не в климате, не в религии, не в цвете кожи, а в том, что может быть действительно общим для всех, - в развитии производительных сил общества.

В Японии существовало фактическое прикрепление крестьян к земле, продуктовая и денежная ренты, отработки. Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью.

В городах существовали цехи и гильдии. И так же, как, например, в Германии, они регламентировали не только производство, но и частную жизнь своих членов.

Японский феодальный класс состоял из двух основных сословий - полунезависимых от центральной власти князей (даймьо) и мелкого дворянства, известного под названием "самураев".

Самураи были в массе своей мелкими землевладельцами, многие же из них, особенно к началу буржуазного развития Японии, существовали на доходы, которые давала торговля или интеллигентная профессия, а главным образом военная служба.

Самураи были сплоченным сословием. Они крепко держались за свои привилегии. Последние простирались настолько далеко, что предоставляли самураю право безнаказанного убийства любого ремесленника или купца, если последние не выказывали ему достаточного почтения.

Во главе Японии стоял император. Власть его, однако, была призрачной. Начиная с 1603 года фактическим управителем государства становится узурпатор - сегун ("верховный главнокомандующий"), которым сделался глава феодального рода Токугава. Самый же сегунат как режим возник намного раньше, в 1192 году.

7. Японское феодальное право развивалось под сильным влиянием китайского и так же, как это последнее, было проникнуто конфуцианскими моральными догмами. Оно не проводило достаточно четкого разграничения (как и китайское право) между уголовным преступлением, гражданско-правовым деликтом и даже просто неисполнением обязательства. Неспособность выплатить взятый у ростовщика долг могла в такой же степени служить основанием для уголовной ответственности, как и кража, так как в обоих этих случаях имело место недопустимое, с точки зрения конфуцианства, нарушение моральной обязанности.

Японский феодальный свод "ста законов" (1742 г.) заключал в себе основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права без сколько-нибудь определенного разграничения.

Пользоваться сводом могли одни только специально приставленные к нему чиновники (три человека). Считалось, что законы, особенно уголовные, должны сохраняться в тайне. В официальной теории отношение человека к писаному праву выражалось формулой: "следует выполнять, но не знать"(!). И в этом случае руководствовались старинными китайскими правилами нравственности, исходившими из представления, что преступник скорее отважится на злодеяние, если он будет знать, что ему не грозит смертная казнь.

Государственной идеологией, как и в Китае, было конфуцианство: из него черпали нормы права, нравственности и религии. Подчинение вассала сюзерену, жены - мужу, детей - родителям было доведено до крайней меры: вассал, убивший сюзерена, жена - мужа, дети - родителя, предавались казни независимо от обстоятельств.

В феодальной Японии не существовало ни юристов, ни юридической науки. Не удивительно, что, столкнувшись с европейским правом, японцы с трудом переводили французские или немецкие правовые термины. "Обязательство" стало толковаться как "право делать" что-либо, или "воздерживаться от действий". А английская "свобода" (liberty) стала переводиться китайским термином, означавшим "произвол", "своеволие".

Ни политическая, ни экономическая жизнь феодальной Японии не нуждалась в такого рода терминологии и как-то обходилась без науки права вообще. Странно, но так было!

Подведем некоторые итоги. Феодальное государство представляло собой организацию класса феодальных собственников, созданную в целях эксплуатации и подавления крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (Византия, Китай, Индия и др.), в других странах, в том числе у всех германцев и славян, - с разрушением родового строя, с гибелью первобытнообщинных отношений.

Существование феодальных производственных отношений имеет своей предпосылкой господство натурального хозяйства и - что с этим связано - низкое, рутинное состояние техники.

Непосредственный производитель наделяется землей и орудиями труда. Отсюда необходимость в личной зависимости крестьянина от помещика, обязанность работать на него, нести повинности (поземельные, личные), подчиняться его суду.

Обеспечение прямой власти помещика над крестьянином в целях принуждения его к труду на помещика - такова основная задача, стоявшая перед феодальным государством. Оно было, таким образом, организацией, направленной против порабощенного производящего класса.

Господствующий класс в целом и каждая его часть в отдельности - духовенство, дворянство - представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделенные закрепленными в законе привилегиями. Важнейшими из этих привилегий были право собственности на землю, владение крепостными, монополия на власть. Сословное деление общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе вассальной зависимости. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие, меньшие, - в качестве вассалов. Сеньоры давали вассалам землю и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую феодальную иерархию, связывавшую господствующий класс воедино: вассал одного сеньора был в то же время сеньором по отношению к своим собственным вассалам и т. д. Вассалитет облегчал задачу подавления крестьян, поскольку на нем основывалась вся система феодального ополчения и феодальных дружин.

Основным антагонистическим противоречием феодального общества было противоречие классовых интересов феодалов и крестьян.

Упорная и ожесточенная борьба крестьян против своих угнетателей пронизывает всю историю феодальных государств. Высшей формой этой борьбы явились массовые крестьянские восстания.

С зарождением и развитием буржуазных производственных отношений и формированием сословия горожан феодальное государство стало осуществлять наряду с подавлением крестьян как главной задачей подавление многочисленного городского плебейского населения в интересах патрицианской верхушки городов.

Типичной и, безусловно, преобладающей формой феодального государства явилась монархия. Феодальная республика была характерна для тех сравнительно немногих средневековых городов, которые сумели освободиться от власти сеньоров и стать в той или иной степени самостоятельными, а также для некоторых городских общин северной Италии, сложившихся в независимые государства в результате специфических условий итальянской истории (Флоренция, Венеция и др.). Городские республики существовали в Германии (Ганза), в России (Новгород).

Феодальное общество прошло в своем развитии три главных периода: период формирования феодальных отношений (раннефеодальное государство); период расцвета феодальных отношений; период разложения феодализма и созревания буржуазных производственных отношений - последний период в истории феодального общества.

Несколько особый путь развития прошли, как мы видели, феодальные государства Востока - Китай, Арабский халифат, Япония. Присущие им особенности не колеблют, однако, их основной сущности как феодальных государств.

Часть третья Буржуазное государство и право

Глава пятнадцатая Основные черты буржуазного общества

1. История феодальных общественных отношений позволяет увидеть, как из массы городского люда, находившегося под гнетом сеньоров, вырастает мало-помалу третье сословие, а затем класс буржуазии. В той же степени можно заметить рождение пролетариата. Eгo историческими предшественниками являются крепостной крестьянин и подмастерье.

Экономическая структура капитализма вырастала из экономической структуры феодализма.

В чем же существенное отличие капиталиста от феодала, если известно, что как тот, так и другой являются собственниками средств производства и эксплуататорами? Нам представляется, что нижеследующие рассуждения К. Маркса и Ф. Энгельса заслуживают признания и в наши дни.

Ф. Энгельс писал: "...рабовладелец, производящий товары для рынка в Новом Орлеане', не является капиталистом, так же как не является таковым румынский боярин, эксплуатирующий барщинных крестьян. Капиталистом является только такой собственник средств труда, который эксплуатирует свободного рабочего! "

Возникновение класса наемных рабочих стало возможным с ликвидацией тех отношений, которые привязывали крестьянина к земле, а подмастерье к его цеху. "Освобождаемые лишь тогда становятся продавцами самих себя, когда' у них отняты все их средства производства и все гарантии существования, обеспеченные старинными феодальными учреждениями. И история этой их экспроприации вписана в летописи человечества пламенеющим языком крови и огня". "Наемный труд в национальном масштабе, а потому также и капиталистический способ производства, возможен только там, где рабочий лично свободен. Он покоится на личной свободе рабочих"

Преимущества, заключающиеся в труде свободного, наемного работника по сравнению с трудом работника подневольного (раба, крепостного), были открыты задолго до того, как капитализм сумел ими воспользоваться.

Наемного рабочего, лишенного земли и орудий труда, проще заставить работать по 12-16 часов в сутки и за ничтожную плату; его проще, чем даже крепостного крестьянина, выбросить на улицу, чтобы взять другого, более выгодного работника; его можно стимулировать разного рода оплатой - почасовой, поштучной, сдельной и пр.

Зарождение капиталистической системы происходит в XIV-XVI столетиях, когда наиболее характерной формой капиталистического производства является еще мануфактура. Со второй половины XVIII века на смену ей приходит фабрика, а вместе с ней зарождается крупная промышленность.

Для наилучшего понимания различия между феодальным и буржуазным производством сошлемся на следующее рассуждение Энгельса. Ткацкий станок феодального крестьянина, на котором тот ткал себе одежду, не был капиталом: он не сделается капиталом и тогда, когда крестьянин начнет продавать на рынке ткани, изготовленные им и его семьей в длинные зимние вечера. Но если тот же крестьянин использует наемного рабочего, чтобы ткать товар для купца (или вообще на рынок), и кладет в карман разницу между тем, что ему стоил товар (издержки производства, включая оплату наемного работника), и между тем, что он за него выручил (его продажной ценой), - вот тогда ткацкий станок превращается в капитал. "Пока производитель продает только свое собственное изделие, он не является капиталистом; он становится им только в тот момент, когда использует свое орудие для эксплуатации наемного труда Других людей".

2. Кардинальные перемены происходят и в тех сферах человеческой активности, которые относятся к техническому прогрессу, идеологии, вкусам и нравам. Вот некоторые данные, прибавляющие к вышесказанному новые черты:

а) крупными успехами характеризуется история орудий труда. В Х1-Х111 вв. в Западной Европе изобретается цеп, служащий обмолоту хлебов, за ним коса, сделавшая возможным сохранение и приумножение скота в зимнее время, затем наступает черед ветряных мельниц, возрождается строительное искусство, высоким образцом которого является готика, и т. д.;

б) уже одно появление готики служит свидетельством перемен в отношении к искусству, включая изобразительное. Если в XI веке в Западной Европе, безусловно, преобладает религиозная тематика (94,7%), то уже в XV веке ее доля сокращается до 64%, и так продолжается все последующее время: 21%- в XVIII веке, 10% - в XIX, 3,9% - в XX веке.

Неустанный процесс сопровождает историю науки и техники.

в) не лишены интереса перемены, происходящие в изобразительном искусстве. Они свидетельствуют не только о появлении новых "денежных людей", но и о повороте от господствующей религиозной тематики к светской, включая куртуазную.

Пейзаж, которому не было места в живописи ни в X, ни даже в XV веках, утверждается в ХУП столетии (6,6% всех полотен), достигает 15% в XIX и 21% в XX веках; портрет появляется во всем том же европейском искусстве в XV веке, чтобы достичь 21%в XVII веке, и т. д. Любовные сцены не появляются на полотнах художников вплоть до XVI-XVTI веков, чтобы подняться в численности до 47% в XIX и XX столетиях.

Величайший из итальянских поэтов - Данте - еще не освободился от глубокого религиозного чувства (ХШ век), но уже пришедший вслед за ним Петрарка полон восхищения жизнью на земле, воспевает главным образом любовь земную и т. д.

Всем этим, вместе взятым, ознаменован конец средневековья в Европе, а значит, и новое возрождение науки, техники, искусства в ущерб мистическому мировоззрению средних веков.

Так было ознаменовано наступление Нового времени в Европе, времени неостановимых перемен в общественном и государственном строе, захвативших поначалу самые передовые из европейских государств - Англию и Францию. Буржуазные революции, происшедшие в этих странах в XVII-XVIII веках были подготовлены главным образом их экономическим развитием, но, выдвигая его на первое место, мы не должны упускать из виду духовный процесс, как мы его описали выше, процесс, в ходе которого было поколеблено господство церковной идеологии, отрицавшей за человеком право на свободу личности, слова, печати, вероисповедания, а еще более - покушения на господствующие экономические и социальные отношения.

Нелишне прибавить, что, выдвигая экономический фактор на роль решающего фактора в историческом процессе, Ф. Энгельс, как он сам признавал, хотел (как и Маркс) ослабить влияние идеалистической философии своего времени на мировоззрение научной молодежи. Теперь, в наше время, такого рода акцентирование способно принести существенный ущерб объективному исследованию экономической, политической да и государственно-правовой наукам.