Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Балдаев.Родословные предания и легенды бурят.doc
Скачиваний:
285
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Хутарман Мумаев

Хутарман отделился от отца и пошел батрачить к русским. Он долго батрачил у богатых мужиков русской деревни Большое Жилкино. В поисках легкой работы он пошел в Иркутский' острог. Тогда Иркутск только строился. Вокруг острога жили люди всякого звания: тут были торговые, гулящие, промыш­ленные, воры и разбойники. Торговые и промышленные люди ездили по бурятским улусам и тунгусским стойбищам, сбыва­ли свои товары бурятам и тунгусам втридорога. Гулящие люди, воры и разбойники нападали на людей, грабили и убивали их. Власти на это никакого внимания не обращали, суда тогда; не было, поэтому что они хотели, то и делали. Войдут в чью-нибудь: юрту, увидят красивую бабу или девку, сейчас же забирали с собою. Сколько им было нужно, столько они дер­жали их, потом прогоняли. Снова приезжали и брали новых.

Хутарман сошелся с ними, ездил по улусам и показывал, у кого есть красивая жена или дочь. Он несколько раз при­водил свою шайку в I готольский род, забрал нескольких краси­вых женщин и девушек. В конце концов, когда их действия стали невыносимыми, от бурят и тунгусов стало поступать мно­го жалоб на бесчинства и грабежи, на насилия и издеватель­ства гулящих людей, воров и разбойников. Иркутский воевода приказал изловить и повесить их. Атаман воров и разбойни­ков, некто Гандюха (Пандюха), был пойман в Балаганске и повешен в Иркутском остроге.

Хутарман отстал от них, нанялся прорубщиком и чистил проруби на Ангаре. За время своей жизни среди русских лю­дей он хорошо научился говорить по-русски, даже умел писать свое имя и отчество. Тогда никто из бурят не знал русского языка, не говоря уже о грамоте. Хутарман очень гордился своим достижением. Работая прорубщиком, он служил пере­водчиком у бурят, приезжавших по своим делам к Иркутско­му воеводе, хорошо зарабатывал на этом у своих единопле­менников.

Тогда шуленгой муруева рода был некто Малан Сосой. Он поехал в Иркутск, чтобы пожаловаться воеводе на бесчинство и насилие атамана Балаганского острога. Последний сделал налет на Усть-Осу, напал на юрту Малан Сосоя и увел силой на позор его младшую жену и старшую дочь. Он на реке Ан­гаре увидал прорубщика Хутармана. Они разговорились. Ма­лан Сосой не знал ни одного слова по-русски, поэтому попро­сил Хутармана быть ему переводчиком при докладе иркутско­му воеводе. Чувствуя заработок, Хутарман согласился.

Тогда дела без взяток не обходились. На всякий случай Малан Сосой взял с собой дорогие меха, среди них была шкур­ка огненно-черно-бурой лисицы. Так как на квартире нельзя было оставлять такие дорогие вещи, Малан Сосой взял шкур­ки с собой.

Они пришли к воеводе. Привратник доложил о просителях. Малан Сосой изложил свою просьбу, а Хутарман перевел. Шуленга поднес в подарок мелкие шкурки, а черно-бурую ли­сицу оставил. Хутарман сказал Малан Сосою, что воевода просит черно-бурую лисицу, взял сам и поднес. Причем он ска­зал, что он сам, от своего имени, независимо от просьбы Ма­лан Сосоя, подносит черно-бурую лисицу и попросил, чтобы его назначили начальником над бурятами.

Воевода поразился знанию русского языка Хутарманом и просил заходить к нему. Малан Сосою он сказал, что дело его разберет на днях и просил подождать, не уезжать.

Через пять дней Малан Сосой в сопровождении Хутарма на был на приеме у воеводы. Он сказал Малан Сосою, что атаман арестован и женщины отпущены, а Хутарману ‑ что им послано представление московскому царю о назначении его на должность тайши Идинской степной конторы.

Малан Сосой выехал и, не доехав до дома, в местности Бухэ хузун умер. Через год пришел именной указ московского царя на имя Хутармана Мумаева об утверждении его тайшей Идинской степной конторы.

Получив именной указ московского царя, Хутарман Мумаев бросил прорубь и покатил домой в сопровождении служилых и торговых людей (хаани харша буршатай), построил степную кон гору в Кутуле и стал тайшей 29 родов идинских бурят.

После него тайшей был сын его, Шушур Хутарманов. Он служил недолго. Его заменил сын Бартас Чечурич. Он слу­жил долго, имел придворный чин обер-офицера, чин десятого класса. Помощником тайши при нем был Халбай Бахеев. Он был убит в 1850 году в Идинском остроге. Следующим тайшей был Мантак Амагаев. Он прослужил всего семь лет и умер. После него был избран тайшей Илья Пирожков, сын Халбая. Пирожков сослал сыновей Бартаса Чечурича, как опасных конкурентов.

Записано со слов Луки Федорова I готольского рода из улуса Корминский Боханского хошуна Иркутской губернии в 1917 году.