Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Балдаев.Родословные предания и легенды бурят.doc
Скачиваний:
285
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Хабай Бухаев

После Бартаса Чечурича тайшей был Хабай. Он происхо­дил из Корминского улуса I готолова рода. Он служил тайшей недолго. После него тайшей был сын его Улэй. Он прослужил недолго, умер. После него был избран тайшей сын Алексей, потом тайшей был Убэй, сын Алексея. Убэй прослужил недол­го, умер. После него тайшей был Мадай, сын его. После Мадая помощником тайши Пирожкова служил внук его, Петр Дани­лович Мадаев. Он не поладил с Пирожковым и был отстранен от должности.

Записано со слов 47-летнего Бамбулая Федорова I готольского рода из улуса Корминский бывшей Боханской инородной управы Иркутской губернии в 1912 году.

Халбай Бахеев

Сына Мондоя звали Хулханом, а сына его Бахаем. Бахай жил бедно, имел только одну кобылицу. У него было три сына: Халбай, Хамаган и Хахалтан. Бахай старшего сына отдал на услужение тайше Идинской степной думы Бартасу Чечуричу.

У тайши Бартаса Чечурича мальчик Халбай выполнял роль посыльного и жил вместе с семьей хозяина. Сыновья тайшн Шулун и Банхи учились у частного учителя русской грамоте. Между своими работами Халбай выучился грамоте и овладел русским языком. Тайша сделал его своим личным секретарем. В отсутствии тайши Халбай принимал заседателей степной ду­мы и родовых шуленг, давал им распоряжения. Так он прожил у тайши до 18 лет.

Тайша Бартас Чечурич назначил Халбая Бахеева приеы-щиком зерна, доставляемого, бурятами в порядке налога на казенную мельницу при Александровском винокуренном заво­де. Он прослужил на мельнице три года и за это время награ­бил 8000 рублей ассигнациями и решил уйти.

По его вызову на мельницу приехал его отец Бахай на своей белой кобылице. Халбай деньги хранил в подголовнике (дэрэ), сделанном его матерью из камусов мелкого скота. Под­головник он положил под сидение. Сели с отцом на телегу и и поехали домой.

Отец не знал о награбленных деньгах своего сына, сел на подголовник. Он был набит ассигнациями, и сидеть было не­удобно. Он спросил сына:

‑ Чем набит твой подголовник? Ведь он не был набит так туго?

‑ Я приготовил подарок тебе и матери. Вот посмотри. ‑ Он открыл подголовник и показал деньги. Отец, никогда, не видавший столько денег, страшно удивился и недоверчиво посмотрел на своего сына.

‑ Деньги наши. Мы будем богаты,‑ ответил спокойно сын.

‑ Как же ты достал столько денег? Мне не сосчитать их.

‑ Находясь на этой работе, легко нажить деньги? Бери только не ленись. Люди сами приносят. Я нажил 30 000 рублей, но остальные отдал начальнику. Но и на эти деньги можно начать большое дело.

Отец его не верил и все недоверчиво посматривал на свое­го необыкновенного сына. Так они подъехали к деревне Олонки. Сын купил в кабаке ведро водки, предложил отцу совер­шить брызганье своим покровителям, особенно эжину горы Бохан, Заяша бабаю, Зарлик тохэю. Отец обрадовался пред­ложению сына, так как любил русскую водку. Он совершил брызганье и выпил.

В это время один мужик вел большого карего жеребца. Отец залюбовался им и сказал сыну:

‑ Когда же у нас будет такой жеребец?

‑ Хочешь, сейчас будет.

Потом он обратился к хозяину жеребца и спросил:

‑ Не продашь жеребца?

- Продам. Сколько дашь? .

- А сколько просишь?

- Давай 25 рублей ассигнациями.

‑ Получай.

Халбай вытащил из кармана 25 рублей ассигнациями и дал хозяину жеребца. Отец очень обрадовался, взял повод жеребца, обнял и поцеловал сына, говоря:

‑ Вот какова помощь сына.

Отец еще выпил, и они поехали. Дорогой отец все время выпивал, хвалил сына и целовал. Так они доехали до дома. Дома обрадовались родные, особенно мать. Она при виде подголовника, набитого до отказа деньгами, плакала и целова­ла своего первенца и ничего не могла сказать. Взяла деньги и положила в единственный большой ящик, привезенный ею от отца в качестве приданого. Халбай Бахеев стал раздумы­вать, что делать. Прежде всего он купил строевой лес и выст­роил дом, какого еще не было в долине реки Иды. Люди при­езжали посмотреть на его дом. Потом построил мукомельницу на реке Иде. Вокруг мельниц не было, а все буряты ездили на Осу, на монастырскую мельницу, или на речку Уляху, на ка­зенную мельницу, которая стояла ниже Боханского улуса н была однопоставной.

Халбай со своими братьями распахал хорошие пашни, ко­торые давали хороший урожай, развел свое скотоводческое хозяйство, прикупил коров у русских мужиков, завел улучшен­ную породу. Хозяйство его росло.

Общество выбрало его улусным старшиной, потом родовым шуленгой. Халбай брал взятки. Он натравлял людей друг на друга, заставлял их ссориться, чтобы они приходили к нему разбирать тяжбы. При этом он брал взятку с обеих сторон. Через семь лет его выбрали помощником тайши. Он стал брать взятки направо и налево. Ничего его не пугало, он шел на любое преступление, чтобы нажить состояние.

Записано со слов Еремея Хахалтаханова из улуса Бохан бывшей Иркут­ской губернии в 1912 году.