Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Балдаев.Родословные предания и легенды бурят.doc
Скачиваний:
285
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Олоевский (бубаев) род (на реке Куде)

Тоглогор был сыном Батлая. Его убили сыновья Ашаабагата: Алсубха и Арзутха. Потом, боясь мести, они убежали: Алсубха ‑ в Забайкалье, где он поселился в Убэр Худари, неда­леко от нынешнего города Кяхты, а Арзутха переселился в Ара-Ашаабагата, к речке Зиме. Потомки Арзутхи живут в улусах Бодрёо, Хара Шуги, Хашалак, Хайрак и Усть-Хайдак. После смерти Тоглогора сыновей его воспитывала мать их ‑ Олой, женщина умная и красивая. Многие ее сватали, но ока решила . не выходить замуж, так и осталась вдовой. Старшего сына Тоглогора звали My Эмэ (худая баба). От Олой, или ее мужа, сейчас идет 12-е поколение.

Родословная: Батлай, Тоглогор, Муу Эмэ, Хэнхэр, Загаши, Бадаахан, Хадаан, Сужа, Баанай, Мугда, Магза, Оншоот, Лева и Мадагай.

Записано со слов 62-летнего Оншота Магзаева из улуса Олой Олоевско-го булука Эхирит-Булагатского аймака Иркутской области 27 августа 1937 года.

Тоглогоров (бубаев) род, улус Олоевский

На теперешнем месте Олоевского улуса никого не было. My Эмэ прежде жил в местности Куяа, у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Народу стало там много, пастбищ не хватало. Тогда с общего согласия потомки сыновей Тугалака решили рассе-t литься по разным местам. My Эмэ облюбовал себе берег озера Хулэн и поселился там. Теперь идет 13-е поколение от My Эмэ.

Записано со слов Андриана Хангаева из улуса Олой Эхирит-Булагатско­го аймака Иркутской области 4 июня 1937 года.

Хогоевский род Обогон

Обогон родился от дочери Тоглока (Тугалака). Родители, узнав о положении дочери, стали допытываться, от кого она за­беременела. Дочь ответила: «Я пасла овец в степи. Там росла красивая травка с чудесными лепестками. Я была голодна и съела ее. С тех пор я забеременела».

Дочь Тоглока родила сына, назвали мальчика Обогоном (Ургын узуураа олдоhон Обогон ‑ «У цветов найденный Обо­гон»). Он был женат на девушке баргутке. Она родила ему трех сыновей: Хогоя, Онгоя и Онхотоя. Жили они в долине реки Куды (Худайн гол) и приносили жертву хозяевам гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн.

В долине Куды стало тесно, люди стали разъезжаться по разным местам. Обогон уехал с семьей и поселился в долине реки Осы, в местности Алтани хээр. Место было хорошее, паст­бище было богатое, в лесах зверей было много.

Вскоре умер отец, и Хогой стал управлять хозяйством. Братья зажили хорошо: скота у них было много, они ловили много зверей. Когда братья подросли, то Хогой женил их на хороших девушках. Потом он принес березку с тремя разными ветвями и велел ломать ее. Первым ломал Онгой, у него отломилась од­на ветка, вторым ломал Онхотой, у него тоже отломилась одна ветка. У Хогоя остался ствол с одной веткой. Он сказал: «На­шим предкам угодно, чтобы я остался на этом месте».

Онгой переехал и поселился в устье реки Осы, а оттуда часть его потомков переселилась в Унгинскую долину.

Хогой переселился со своими потомками в устье реки Кахи (Xahaa). Скоро иркутский Вознесенский монастырь организо­вал слободу, на месте теперешнего села Осы. В слободе посе­лили разный сброд ‑ воров и любителей легкой наживы (гу­лящие и охочие люди), которые стали грабить и насиловать беззащитных бурят. Хогоевцы были выведены из терпения гра­бежами и насилиями этих людей. Они убили несколько чело­век. Смотритель монастыря пожаловался игумену, тот послал отчаянных головорезов, чтобы отомстили хогоевцам за убийство охочих и гулящих людей монастыря. Убийцы были вынуждены переселиться в отдаленное от кочевий место. И они перекочева­ли в Мольку и поселились на том месте, где теперь стоит улус Халюта. А оттуда хогоевцы расселились кто куда.

Записано со слов Ефрема Биляновича Гергесова из улуса Хоготский бывшей Молькинской инородной управы Балаганского уезда Иркутской гу­бернии в 1912 году.

Обогон

Тоглок имел семерых сыновей и одну дочь Долойхан. Она пасла девять красных телят своего отца. Однажды пасла она своих телят в степи. Была весна. Она увидела на нерастаявшем бугре снега (хонгорок) цветок подснежника (ургуй), взяла его и съела. Она сделалась беременной от этого и родила сына. Отец и братья стали допрашивать ее, от кого она забеременела. Она сказала, что в степи съела подснежник и с тех пор почув­ствовала себя тяжелой.

Братья раскопали то место, где рос подснежник. Там они нашли кость человека. Увидев кость человека, родители и братья Долойхан сказали, что суженый человек (хубита хуу-ниин) умер, превратился в подснежник, поэтому она забереме­нела.

Записано со слов Антона Адушеева, шамана, из Кахинского булука Бо-ханского аймака Иркутской области в июне 1947 года.

Хогой

Хогой был сыном Обогона. У Обогона не было отца. Родился он от девушки, дочери Тоглока. У Хогоя были братья Онгой и Онхотой. Хогой был старшим. Отец их умер тогда, когда они были малы. Онгой и Онхотой воспитывались старшим братом, и потому они слушались его, как родного отца.

Перед разделом с братьями Хогой принес березку с тремя развилинами, позвал братьев и предложил взяться каждому за развилину. Развилины Онгоя и Онхотоя отломились, а развили­на со стволом осталась Хогою.

Жили они в долине реки Осы, в устье реки Кахи. Вокруг никого не было. Хогой остался на месте, Онгой уехал в устье реки Осы, затем часть онгоевцев переправилась через Ангару и поселилась в долине Унги. Онхотой занял долину реки Улея. Хогой поселился в устье реки Кахи, впадающей в Осу. Потомки его потом расселились по Куде и Мольке.

Записано со слов Михаила Шулунова в Улан-Удэ 12 августа 1955 года.

Обогон

Обогон рожден был незамужней девушкой. Она увлеклась одним воином, который прибыл из Монголии с отрядом. Родите­ли, узнав про беременность своей дочери, стали допытываться, от кого она забеременела. Она не выдала своего возлюбленного.

Один раз, когда она пасла овец своих родителей, наступило Бремя родов. Она родила мальчика, завернула его в свое летнее кожаное пальто (терлик) и оставила в степи среди благоухаю­щих трав, а сама ушла к своему возлюбленному в Монголию. Там она разыскала своего возлюбленного, они поженились и стали жить хорошо. Муж ее служил в войсках Энхэ Амаглан хана, она стала искусной ткачихой шелка.

Буряты говорят, что она ткет шелк и страшно скучает и пла­чет о своей родине. Если буряты увидят белые пятна на шелке, то говорят, что они появились от слез девушки, скучающей о родине.

Мальчика нашли и воспитали, дали ему имя Обогон (Ургын узуурhаа олдоhон Обогон). Он вырос и стал хорошим охотни­ком, добывал много дичи и кормил свою семью.

Предки Обогона жили по реке Куде, в местности Бухэ нуга и будутэ уш--hэн у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн.

Бухэ нуга ‑ красивая долина реки Куды, Будуун уш—hэн ‑ толстые большие ивняки, растущие по берегам реки Куды, Удэ­гэ Бэлеэн ‑ небольшая гора, Ухэр Манхай ‑ тоже небольшая скалистая горка.

Хогой жил со своими сородичами по реке Куде, а потом переехал из долины реки Куды в устье речки Кахи (Xahaa), то есть на то место, где сейчас расположено русское село Лузгиново. В устье речки Кахи жили буряты хогоева рода. На месте теперешнего села Осы находилась слобода иркутского Вознесенского монастыря. В слободе жили всякие воры и разбойни­ки. Они грабили и убивали бурят. Тогда сын Хордона ‑ Мухэшэ взял и переселился на теперешнее место и образовал улусы Шилха и Шабарта. Братья Мухэшэ поселились в устье реки Кахи, а потом русские вытеснили их из долины реки Осы и об­разовали села Лузгино, Сергеево, Янгуты и Ключи. Буряты же частично переселились в долину реки Кахи и образовали улусы Усть-Каха (Xahaa узуур), Сункуевский, Мольтинский, частично переселились в Мольку и там образовали несколько улусов, частично перекочевали на северный берег Байкала и образовали улусы Харасата и Долон Мухта. Абирал поселил­ся в Кударе и зажил хорошо: ловил рыбу в Байкале и Селенге и охотился на зверей. Ловить рыбу и охотиться он научился еще мальчиком, живя на старой родине. У него было два сына, звали их Бальжа и Бараан.

Записано со слов Николая Уладаева 27 февраля 1945 года.

Борой

Обогон со своими сыновьями жил в местности Бухэ нуга, булаг уш--hэн, около улуса Борой. Он часто устраивал тайлган своему покровителю Заян саган тэнгэри. На месте теперешнего улуса Булусы Хогой потерял своего родного сына Бороя. Он был сильно пьян, не мог его найти. Так и уехал домой один. На дру­гой день Борой сидел на месте тайлгана и играл камнями, при­носил кобылки в жертву Заян саган тэнгэри. Его подобрал некто Агжан. Он усыновил Бороя, вырастил, женил и поселил его у ре­ки Мурина. Хогой так и не приехал за сыном. От потомков Бороя образовался улус Борой, который проживает с прочими бурята­ми по реке Мурину. К бороевцам местные буряты относятся пре­зрительно и говорят: «Пришедший в долину Куды, ушедший из долины Осы»‑ Худайн голи оруули, Оhойн голи зайбури. Потом­ков Бороя теперь больше 50 дворов, живут они в улусах Базай, Хандат, Алужин.

Записано со слов 47-летнего Алексея Нюгаева IV ашаабагатского рода из улуса Боройский Эхирит-Булагатского аймака Иркутской области 25 мая 1937 года