Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Балдаев.Родословные предания и легенды бурят.doc
Скачиваний:
285
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Улус Ижелхинский

Готол, Тутхэн, Таху, Ярбай, Буурал, его дети ‑ Ботшо, Баашха, Бурзаг, Боток, Баашха ‑ Тэшхэн, Мартиила, Башхаан.

Мартиила, Хойло, Гэргэн, его дети ‑ Боронсой и Бужиги. Боронсой ‑ Боорха, Буура и Тулай, дети Тулая ‑ сыновья Мин-ган, Михаил и дочь Марья.

Бужиги, его дети ‑ Борой, Барлааба, Мантаахи, Балдан и Бултаахи. Борой, его дети ‑ Ефим и Боhомол. Барлааба ‑ Ва­силий, его дети ‑ сын Онгойhон и дочь Таньюр. Мантаахи, его дочери ‑ Лиза и Гэл Хара. Балдан ‑ Александр и Григорий. Бултаахи, сын его Петр.

Записано со слов 65-летнего Онгойхоyа Варламова Бужигеева Но улуса Ижелха в 1946 году.

Хохорский улус

Хохорский улус произошел от Хохора и его жены Бэлеэн. hoxop ‑ прозвище, настоящее имя было Дархи. Он кривой? один глаз потерял на зэгэтэ аба в местности Абалак, ныне Усть-Удинского района, где устраивались в последнее время облавные охоты племени булагат. Хохор был третьим сыном Ярбая. Ярбай был третьим сыном Таху. Жена его Бэлеэн была дочерью Барая Бумал Саганова, который жил на реке Ангаре, ниже горо­да Балаганска. Сестра ее Дулан была замужем за Онхотоем Обогоноевым, предком части улейских бурят. Хохор был своя­ком Онхотоя (база).

По преданию, Хохор поселился на горе, в пади Байса. В \ первое время он жил в балагане из сосновых досок (урса, бухээк). Этот эпизод из жизни Хохора и Бэлеэн прекрасно отразился в хурае (бескровное жертвоприношение), который еже­годно устраивало население Хохорского улуса своему предку Хохору и его жене Бэлеэн в мае месяце, прося обильный урожай и счастливую жизнь. Прежде чем привести жертвоприношение, старики накануне строили из досок балаган, садили вокруг него березки. Балаган означал житье Xoxopa и его жены Бзлеэн, а Деревья ‑ березовый -лес, который был расположен около бала­гана. В балаган садили старика и старуху из потомков младшего сына Хохора и Бэлеэн и приносили с места жертвоприношения водку, саламат, тарак, айрак, пенки и молоко, угощали старика и старуху, просили у них счастья и благословения. Некото­рые шутники-старики приносили лозы и (показывали им, грозя в случае отказа кушать подносимое наказать их лозами. Публи­ка собиралась и смотрела импровизированное зрелище. Отку­шав поднесенное угощение, старик и старуха говорили благопожелание (Ур--р). После этого местные \шаманы призывали пРедков Хохора и Бэлеэн, в экстазе предсказывали будущее населению, говорили о скорой смерти кого-нибудь. Публика с затаенным дыханием слушала слова шамана. Он обычно намекал на того, кто был неизлечимо болен в улусе: на чахоточного, страдающего неизлечимой болезнью. После этого шамана садили по древнему обычаю на войлок, носили вокруг табора, качали на войлоках. После чего устраивались танцы и пляски, а дети и подростки играли во всевозможные игры. Старики и пожилые люди расходились по домам, молодежь и подростки всю ночь проводили на месте жертвоприношения. Только перед рассветом все расходились по домам.

Выделенные небесные Девять сыновей (Юhэн хубууд) верхом на лошади должны были объезжать все юрты улуса, совер­шить возлияния божествам улуса. Каждая юрта готовила мо­лочную водку и держала наготове. Как только раздавался то­пот лошадей, хозяин и хозяйка выходили на двор и водкой встречали подателей счастья. Хозяин и хозяйка обязаны были поднести каждому сыну неба водку в особой посуде ‑ красной чашке. Девять сыновей кричали: «hэ-э-у-ай, hэ-э-у-ай», подра­жая небесным сыновьям, брали чашку, сидя на конях соверша­ли возлияния, говорили благопожелания и уезжали.

Родословная Хохорского улуса: Готол, Тутхэл, Таху, Ярбай, hooxop. У Хохора (hooxop) было восемь сыновей: Хайдар, Дарби, Дахатай, Дандагай, Борхоо, Буйдан, Буухаяа и Алексей. От них произошел Хохорский улус. Они образовали восемь уруков улуса (потомки каждого из них назывались уруками). На­пример, Дарби урук, Хайдар урук, Борхоо урук и т.д. Алексей, как младший сын, остался на пепелище своего отца Хохора, а другие сыновья расселились вокруг. До последнего времени потомки каждого из них жили отдельно, образовывали свой круг, занимали отдельные участки земли, но имели общий те­лятник, утуги. После столыпинского «землеустройства» этот по­рядок был нарушен, люди стали селиться где им угодно и удобно.

Старшим сыном Хохора был Хайдар. Он имел пятерых сыно­вей: Аадака, Саландая, Бугайхана, Малахая и Тубя. Тубя имел трех сыновей: Муухая, Архинчи и Ажи. Муухай имел одного сына ‑ Айшхана, Архинчи ‑ четырех сыновей ‑ Буултаахи, Бартаана, Балдая, Бадашхи и двух дочерей ‑ Агруун и Адуун. Ажи имел четырех сыновей ‑ Бойроона, Бугдаашку, Бууру, Боргола, двух дочерей ‑ Шантаан и Шагай.

Малахай имел двух сыновей ‑ Халтан и Бубайшку, Халтан имел четырех сыновей ‑ Бараанака, Бутуудая, Балдуунака и Барлака.

Бугайхан имел семерых сыновей ‑ Булата, Бушуухая, Эмэгшэна, Бураака, Хорёона, Хулдууду и Хольшора.

Саландай имел трех сыновей ‑ Шаргай, Шаанги и Шардаана и пятерых дочерей ‑ Шаруухан (-в Ирхидее, мать Буралхаеdых), Шаруу ( в Ирхидее, в Батаевском улусе, жена Бидаанхи), Шаргал (в Ирхидее, мать Доржия), Шагайя (в Бильчире, мать Хамасовых), Шаахан (в Дундае, мать Бадайя).

Аадак имел сына Бахи, у Бахи был сын Аабай, последний имел трех сыновей ‑ Бажи, Баяра и Баяна.

Дарби имел сына Митрия и дочь Галхан (в Ирхидее, Пратосовский улус, мать Ильи Халбаева). Митрий имел, двух сыновей ‑ Забаана и Маатая. Забаан имел семерых сыновей: Алханцая, Атаана, Атуута, Архинчи, Айшхана, Ширима и Шеэдэгэра.

Маатай имел семерых сыновей: Мадая, Матхаала, Манш-хана, Магшана, Гаанхи, Хулгара и Хундаана.

Дарби от второй жены ‑ Хэтэбши ‑ имел сыновей: Хабтаа-ри, Булад - Антоона и Буршаана.

Хабтаари имел трех сыновей ‑ Хамая, Тумэри и Хальби. Они были хорошими кузнецами, имели по кузнице, которые сто­яли рядом. Ежегодно они устраивали жертвоприношения своим предкам-'кузнецам (дархан утха). Собирался народ с приноше­ниями: один приносил водку, другой ‑ мясо, третий ‑ саламат и тарак.

Антон имел трех сыновей: Ангаатху, Асалхана и Алсая. Хамай имел трех сыновей: Баашаана, Андрея и Амельку. У Тумэра был один сын ‑ Хуриган, который был тоже куз­нецом.

Хальби был бездетным. Кузница его стояла до недавнего времени полуразрушенной. Никто не смел войти в нее и взять кузнечные принадлежности. Коновязь еще в 1910 году стояла в его утуге.

Сын Хохора ‑ Борхоо имел сыновей: Бушхаана, Бааная. Осоя, Хаахая и Хамтая.

Сын Хохора ‑ Буйдан имел трех сыновей: Дабаа, Зармаа-га и Тэгши.

Дабаа имел одного сына, Мархана, сын Мархана ‑ Матвей имел двух сыновей: Саабу и Ботши. Потомки Дабаа по муж­ской линии вымерли.

У Тэгши было два сына ‑ Хаши и Зармаак. Хаши имел трех сыновей: Бултааха, Баатая и Булхаана. У Зармака нет потомков.

Посторонних людей, которые не происходили от Хохора, никого не было, кроме шаманов фамилии Мисхиных. Шаман Мисхэ Багаев жил между улусами Хара-Тиргэном и Хохорским, в местности Базайнхээр. Для исполнения треб нужен был ша­ман. Хохорцы пригласили шамана Ажея Мисхина, отвели ему место под усадьбу на берегу реки Иды. Шаман Ажей, видимо, был богат. По тому времени он имел хорошую постройку: дом шестистенный, наподобие великорусских изб, посередине сде­ланы были сени с одним окном, по правую сторону ‑ горница (гооранца), по левую‑черная изба, по-сибирски‑зимовье. Дли­на дома была в 7,5 сажени. Амбар имел три двери. Длина его 8 саженей. Крыт он был драньевой крышей. Была у него вось-мистенная бурятская юрта. Кругом глухие саран из дранья. Окон в доме было семь, и у всех у них были железные болты, каких тогда в Хохорском улусе никто не имел.

Шаман Мисхэ Базаев имел одного сына Ажея, который был полным посвященным шаманом, имел все регалии шаманского достоинства; хэсэ, тойбор, майхабши, оргой, конные тро­сти и прочее. Сыновья его ‑ Архинчи и Хараама ‑ тоже были большими шаманами. Архинчи имел сына Иваяку, а Хараама умер молодым, бездетным. Иванка шаманом не был, но все оказывали ему почести, какими пользовались его «редки ша­маны. Он умер в 1887 году, летом. Все они были похоронены в местности Улаан Нарахан, в священной роще своей фамилии. Со смертью Иванки Архинчеева род их прекратился.

Усадьба со всеми постройками стояла нетронутой до 1908 года. Когда переселенцы нагрянули на бурятские земли из Рос­сии, родственники Иванки Архинчеева по женской линии ‑ Ми­хаил и Банай Архинчеевы ‑ продали все постройки. Переселен­цы увезли их на другой участок и прекрасно живут до сего времени. Буряты считали грехом трогать вещи, которые находи­лись в домах и юртах в момент смерти Иванки. Так, например, в окно были видны шубы, самовары, чашки, ложки, ведра.

В 1896 году в Хохорске была открыта миссионерская школа грамоты. Учителями были малограмотные поселенцы, которые обучали детей церковно-славянскому языку, молитвам и закону божию. Учеников было 30 и больше. В 1903 году было открыто начальное училище. В 1905 году был первый выпуск. Кончили курс обучения Балдаев А. П., Баранников А. М., Бураев Г. С, Хорхонов К. X.

Записано со слов Антропа Бураева, Алексея Вартанова, Петра Балдаевз из улуса Хохорский в мае 1919 года.