Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Балдаев.Родословные предания и легенды бурят.doc
Скачиваний:
285
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Улус Бохан

Готол имел дочь, ее звали Голохан. Она была красавицей. Многие ее сватали, но она ни за кого не выходила замуж. Слух о ее красоте дошел, наконец, до реки Лены. Тогто мэргэн, сын Судаг Сагана Зонхиева, приехал специально к ней свататься, но Голохан отказала ему. Братьев ее тогда не было дома, они бы­ли на охоте в долине реки Уды. Тогто мэргэн понадеялся на свои силы, силой увез ее на свою родину и женился на ней.

Приехали братья Голохан, узнали про налет Тогто мэргэна и поехали за сестрой на Лену. Когда они приехали на Лену, то Тогто мэргэиа не было дома, он уехал воевать с цэгэнутами. Сыновья Готола забрали свою сестру и поехали домой, на реку Иду.

Голохан была беременна от Тогто мэргэна и родила двух близнецов, которых в память о том, что они были привезены с чужбины, старшего назвали Аргасаном (ашаанда ерэсэн Арга-сан ‑ «в качестве клади привезенный Аргасан»), младшего на­звали Абаши (абаашалганда ерэсэн Абаша ‑ «при возвраще­нии рожденный Абаша»).

Аргасан имел одного сына, звали его Нюлтагаем. Он имел тоже одного сына, звали его Шархи. Шархи имел двух сыновей, старшего звали Мондохоем, младшего ‑ Саганом. От них про­изошли буряты Боханского улуса III готолова рода бывшей Боханской инородной управы. От Аргасана теперь идет двенадцатое поколение.

Записано со слов 79-летнего Луки Яртанова из улуса Бохан (урак Са­ган) Боханского аймака Иркутской области в 1936 году.

Боханский улус тогтоева рода

Боханский и Верхне-Буретьский улусы являются пришлыми. Они относятся к племени эхирит, к тогтоеву роду. Тогто был сьшом Судаг Сагана. Он был хорошим стрелком и славился как лучший охотник среди своего племени. Пользуясь своей си­лой и меткой стрельбой, он нападал на. соседей и грабил их. Один раз он напал на стойбище Готола. Сыновей Готола не было дома, они были, по преданию, на зэгэтэ аба в местности Абалак (ныне Усть-Удинского района). Дома была одна дочь его Голохан. Она была красавицей. Тогто мэргэн влюбился в Голохан. Он забрал имущество, полонил ее и женился на ней. Он увез ее в свое кочевье, за реку Лену. Когда приехали домой сыновья Готола, то на месте ничего не нашли. Узнав, что сестра полонена Тогто мэргэном, они поехали за ним за Лену. Когда юни приехали туда, то Тогто мэргэна не было дома, он поехал к цэгэнутам. Братья взяли свое имущество, скот, сестру и поеха­ли домой. Голохан была беременна от Тогто мэргэна. В пути она родила близнецов. Одного назвали Аргасаном (ашаанда ерэсэн Аргасан), другого ‑ Абаши (абаадалганда ерэсэн Аба­ша). Когда они подросли, то готольцы дали им землю на краю сзоих владений. Готольцы, родственники матери, относились к ним как к чужакам (хари). Они жили на том месте, где нахо­дится Верхне-Буретьский улус II готолова рода. А потом, когда Халбай Бахеев стал тайшей, потомки Аргасана переехали в долину реки Иды и поселились под священной Боханской горой (Б-- хууни хушуун).

Потомки Тогто мэргэна, будучи малочисленны, не сумели со­ставить самостоятельного рода тогтоева, а были причислены к III тотолову роду. А Верхне-Буретьский улус причислен ко II готолову роду.

Во II готоловом роду живут выходцы из олзонова рода. При­шел сюда некто Хахай, батрачил и женился на одной вдове. По­томки его живут совместно с Нижне-Тарасинским улусом, по­томками сына Сойрона ‑ Монхоя.

В I готоловом роду, в Кутульском улусе, живут пришлые люди из Кудинской долины. Один человек, по имени Хуриган, пришел из-за неурожая в долину реки Иды. Здесь буряты за­нимались хлебопашеством. Пашни были новые, давали очень хороший урожай, поэтому здесь люди жили сытно и не знали голода. Хуриган нанялся в батраки к тайше Протасу Чичеричу.

Живя здесь, он сошелся с одной вдовой из Корминского улуса и у него родился сын, которого назвали Холоонам (холойн хууни хубуун Холоон ‑ «дальнего человека сын»). Тогда общество отвело ему место, и он поселился под Кутульской горой, где была Идинская степная дума. Здесь никто не жил, так как бу­ряты считали грехом жить около присутственного места. Ему отводили землю за улусом Корминским, вниз но течению реки, то есть в сторону Идинского острога. Хуриган побоялся посе­литься там, так как казаки ходили по улусам, нападали на бурят и грабили их. До этого летники I готолова рода были около острога, и они были вынуждены перекочевать оттуда вви­ду частых грабежей и нападок со стороны разного люда, жив­шего в сстроге под видом торговых, охочих и промышленных людей.

Записано со слов Обони Инкижинова из улуса Бохан в 1913 году.