Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РКЗ.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
1.93 Mб
Скачать

6.3. Основные черты, особенности и сущность государственного права Московского государства.

Государственное право было феодальным. Оно стремилось закрепить феодальный уклад. Возрастает значение феодальной знати, которая включала вотчинную знать и служилое дворянство. Шло неуклонное сближение ее по статусу и праву. В тоже время большое внимание уделялось городскому населению, а именно купеческому торговому сословию, ремесленникам, промысловому населению занимавшимся кустарными промыслами.

Государственный строй отвечал основным принципам европейского феодального государственного права. Московское государство было монархией. Повысился статус Московского князя до царя в 1547 г.

В своей деятельности монарх опирался на Боярскую Думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549г. в ее составе была учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц. Подготовку материалов для думы осуществлял штат профессиональных чиновников, связанных с приказами.

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская Дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов.

Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.

Идея соборности начала развиваться с середины XVI в. – известны соборы 1547,1549,1550,1551, 1560, 1575, 1576,1579,1580,1584,1598,1604,1611, 1613,1619,1622,1632, 1634, 1637, 1639, 1642, 1645, 1648-49, 1653гг. Их значение и принятые на них решения неоднородны. Соборные решения служили источником избрания на царство, например, соборы 1584 г. – Федора Иоанновича, 1598 г. – Бориса Годунова, 1613 г. – Михаила Федоровича. В 1611 и 1612 гг. проходили «военные» соборы, решавшие стратегические вопросы. Собор 1648-49 гг. принимает важнейший акт – Уложение.

Структура соборов достаточно сложна: так, в состав Стоглавого собора (1551 г.) входили в полном составе Освященный собор, Боярская Дума и «Избранная рада». Наиболее представительным с социальной точки зрения был Собор 1566г., решавший вопрос о войне с Польшей, – на нем сформировались пять курий, представлявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и купечество).

Некоторые соборы выполняли роль избирательного органа в период междуцарствия, другие – совещательного, как Дума. Однако полномочия Земского собора были неопределенны и безграничны, поэтому поводы к их созыву могли быть разными. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой.

Выборы на Собор и принятие решений проходили в определенном порядке. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. Затем составлялись сословные выборные списки, число представителей в которых не было фиксированным. Выборные получали наказы от избирателей. Выбирали глав семейств и монашествующих, «крепких разумом, добрых и постоянных». Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже – в Золотой палате или столовой избе. Каждое сословие заседало отдельно и подавало собственное письменное мнение. В результате их обработки составлялся соборный приговор.

Сословно-представительными органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений, выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых Царем, их штат состоял из «лучших людей» — сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало: наряду с новыми отраслевыми (Разбойным, Стрелецким) появились и новые территориальные (Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние Приказов происходили достаточно часто. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

К середине XVII в. число приказов достигло 60. В работе этих органов выработался настоящий бюрократический стиль – жесткого подчинения по вертикали и строгое следование инструкциям и предписаниям по горизонтали. В качестве структурного подразделения приказа выступал стол, специализировавшийся в своей деятельности либо по отраслевому, либо по территориальному принципу.

Московский большой стол Разрядного приказа вел учет всех служилых людей, осуществлял регистрацию указав и грамот. Поместный стол ведал вотчинными и поместными делами, Денежный – вопросами финансирования.

Документы, издаваемые приказами, были многообразными: жалованные грамоты (содержавшие разного рода пожалования), указы от имени царя и бывшие формой решения по конкретному делу, изложенному в отписке (докладной записке должностного лица), памяти (документе, исходящем из другого приказа) или челобитной. Издавались наказы – инструкции должностным лицам, доклады – проекты решения по делу, расспросные и пыточные грамоты. Систематизация грамот осуществлялась путем издания сводных документов — уставных грамот.

Вопросами организации государственной службы и финансирования госаппарата занимались Приказ Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской приказы.

Разбойный приказ возглавлял систему полицейско-сыскных органов уже в середине XVI в. В нем утверждались на должности губные старосты, целовальники и дьяки, приговоры губных органов, рассматривались по второй инстанции разбойные и тяжебные дела. В Москве полицейские функции выполнял Земский приказ. С конца XV в. на местах стала формироваться система полицейских служителей – бирючей, тюремных сторожей, палачей и т. д. В 1649 г. был принят первый полицейский закон – Наказ о Градском благочинии. Вопросами книгопечатания ведал Печатный приказ, надзиравший за переписчиками и издателями книг, при типографиях учреждались смотрители.

Управление медицинским делом сосредоточил в своих руках (с конца XVI в.) Аптекарский приказ.

В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

В централизованной государственной системе судебный аппарат не был отделен от административного аппарата.

Государственными судебными органами были царь, Боярская Дума, путные бояре, чины, ведающие отраслевыми управлениями, и приказы. На местах судебная власть принадлежала наместникам, волостелям, позже — губным, земским органам и воеводам.

До XVI в. судебная власть осуществлялась княжеским судом, юрисдикция которого по первой инстанции распространялась на территорию княжеского домена и лиц, обладавших тарханными грамотами (т. е. имеющих привилегию на суд князя). Круг таких лиц постепенно сужался, с середины XVII в. вводится даже уголовное наказание за непосредственное обращение к царю с просьбой о судебном разбирательстве. Царь рассматривал дела только в случаях злоупотребления судей, отказа рассматривать дело в приказе или в апелляционном порядке (пересуд). Царь мог перепоручать рассмотрение дел путным боярам и другим чиновникам дворцового управления.

С XV в. Боярская Дума становится самостоятельным судебным органом, совмещая эти функции с управленческими. В качестве суда первой инстанции Дума рассматривала дела своих членов, приказных чинов, местных судей, разбирала споры о местничестве. «По докладу» проходили дела, поступавшие из наместнических и приказных судов, в этом случае Дума выступала в качестве суда второй инстанции. Дума сама могла выходить к государю с «докладом», прося разъяснения и окончательного разрешения дела.

Рассмотренные Думой приговоры, поступавшие из приказов, обобщались в докладной записке, которая становилась законодательным актом и именовалась «новоуказной статьей». С возрастанием роли письменного судопроизводства возрастала роль дьяков, стоявших во главе приказов (с XVI в. в состав Думы вводятся думные дьяки, возглавлявшие Разрядный, Посольский, Поместный приказы и Приказ казанского дворца). С XVII в. в составе Боярской Думы образуется особый судебный отдел (Расправная палата).

Приказы в качестве судебной инстанции выделяются уже в конце XV в., а с середины XVI в. становятся основной формой центрального суда, судьи закрепляются за определенными приказами.

Судебные дела должны были решаться единогласно, а в случае отсутствия такового докладывались государю. Предусматривалось наказание как для судей, отказывающих в принятии жалобы, так и для жалобщиков, обращавшихся с незаконной жалобой или с нарушением установленного порядка.

С XVI в. появляются специализированные судебные приказы. В 1550 г. учреждается Холопий приказ, ведавший всеми спорами о холопах, оформлявший крепостные и отпускные грамоты, кабальные записи.

В первой половине XVI в. создается Разбойный приказ, который к началу XVII в. преобразуется в Разбойный сыскной приказ, а к концу XVII века – просто в Приказ сыскных дел (Сыскной приказ). При отправлении правосудия приказные бояре и дьяки руководствовались Уставной книгой приказа, в нее же записывались приговоры думных бояр. В подчинении Разбойного приказа находились все губные старосты, целовальники, дьяки и тюремные сторожа. Приказ ведал делами о татях, разбойниках и «лихих людях».

Земский приказ рассматривал дела по преступлениям, совершенным в Москве, и осуществлял полицейские функции. Поместный приказ в Москве также осуществлял полицейские функции. Полицейский приказ осуществлял суд по всем поземельным тяжбам, оформлял сделки купли-продажи, мены, дарения и наследования.

Высшей судебной инстанцией по гражданским делам был Судный приказ, образованный в начале XVII в. и выступавший в качестве суда второй инстанции по решениям, вынесенным судами наместников, воевод и губных старост (его деятельность строилась по территориальному принципу). В середине XVI в. сформировался Челобитный приказ, сосредоточивший в своих руках прием жалоб от населения. Позже он передал свои полномочия Приказу сыскных дел.

В первой половине XVII в. оформился Приказ тайных дел. В его задачу входило наблюдение за всей управленческой деятельностью в государстве, т. е. функции тайной полиции.

Приказ Большого дворца контролировал выполнение тягла повинностей и сборов и ведал судебными делами в монастырских и великокняжеских вотчинах, царских селах.

Местные судебные органы вплоть до середины XVI в. строились, как и административные органы, по системе «кормлений». Функции суда выполняли наместники и волостели. Их юрисдикция распространялась на всю подведомственную им территорию, без их ведома, могли рассматривать только наиболее тяжкие уголовные преступления.

Наместники и волостели назначались князем из бояр на срок или в наследственную должность. Судебные функции осуществляли княжеские или боярские тиуны, дворецкие, слободчики, приказчики, посельские, поделыцики, доводчики и другие чиновники. Они также получали с подсудного населения кормление, размеры и сроки которого были регламентированы.

Судебник 1589 г. подчеркнул приоритет судей по отношению к участвующим в суде представителям местного населения: при принятии решения судья не отвечает ни перед сотским, ни перед целовальником, тогда как эти последние перед ним полностью ответственны.

Наместники и волостели были обязаны являться в вышестоящий суд по его требованию: перечень поводов для такого вызова давал Судебник 1550 г.

В вотчинах и поместьях суд на основе иммунитетных грамот осуществляли сами феодалы. Крестьян дворцовых вотчин судил дворцовый суд (Большой дворец в Москве), в селах и волостях суд осуществляли посельские и приказчики.

В вотчинах суд вершили главные приказчики и «вотчинная съездная изба». Чернотяглые крестьяне судились земскими судейками или слободчиками. В вотчинном и государственном судах дела рассматривались в присутствии «лучших людей» (сотских, старост, судных мужей). Высшей инстанцией для вотчинного суда были государственные судебные органы.

Наряду с государственными и вотчинными судами особняком стояла группа «данных», или третейских судов. Эти суды назначались властями в случаях, когда стороны просили об этом, а данное дело не относилось к числу «приказных», т. е. прямо входящих в компетенцию судебного органа. Такие суды назначались из числа низших чиновников и отрабатывали только отдельные стадии судебного процесса, после чего докладывали результаты назначившему их судье, служившему в конкретном приказе. Решение принималось уже на уровне приказного суда.

Первые третейские суды появились уже в середине XIV в. Они рассматривали частные, но не казенные или государственные дела. Решения по спорам между частными лицами основывались на доброй воле (совести) сторон, носили мировой характер. Соборное Уложение 1649 г. закрепило силу третейского решения правовой нормой. Устанавливались материальные санкции за его нарушение, порядок оформления и ответственность третейских судей. Решение третейского суда не подлежало апелляции.

Большую роль играет Русская православная церковь. Сложилась система органов церковного управления – епископаты, епархии, приходы во главе с патриархом. Ниже его были такие духовные звания как митрополиты, архиепископы, епископы. Роль патриарха возрастает, хотя некоторую конкуренцию ему составлял «Освященный Собор», который в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Кроме этого существовали отдельные церковные приказы. Церковь выполняло много функций, в том числе и судебную.

Распространялся церковный суд на духовенство, церковных крестьян и монашество. Большое влияние система данных судов оказывала на брачно-семейные отношения.

Идея о «двух властях» (духовной и светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе при патриархе Никоне особенно очевидно проявилось стремление церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVIII в. и упразднения патриаршества Петром I.