Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РКЗ.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
1.93 Mб
Скачать

9.3. Манифесты от 6 августа и 19 октября 1905 г., их роль и место в развитии российского конституционализма

Революция началась с Кровавого воскресеньятрагических событий 9 января 1905 г. в С.-Петербурге, где в этот день полиция расстреляла мирную, «верноподданническую» демонстрацию рабочих, искавших у царя «правды и защиты». Вера в царя разом рухнула, тысячелетняя монархическая традиция российской государственности надломилась. По стране прокатилась волна политических стачек, в некоторых городах дошло до уличных боев. В Кремле террористы взорвали московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Высшего подъема революция достигла в конце 1905 г. В октябре всеобщая политическая стачка на время парализовала деятельность многих государственных учреждений и частных предприятий. В декабре в Москве и некоторых других городах вспыхнули вооруженные восстания.

В ходе первой российской революции родилась новая форма организации трудящихся – Советы. Возникнув как органы руководства стачечным движением, они нередко превращались в штабы вооруженных восстаний. Там, где это им удавалось, они вводили 8-часовой рабочий день, проводили изъятия денежных средств, создавали отряды рабочей милиции, решали различные хозяйственные и политические вопросы в пределах той территории, которую контролировали. Советы стали зародышем новой власти.

Под влиянием январских событий и неудач в войне с Японией в правящих кругах усилилось течение в пользу некоторого обновления самодержавного строя, и после недолгого сопротивления Николай I был вынужден уступить. В результате революции 1905 -1907 гг. Россия сделала еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Важнейшим событием в этом плане явилось создание всероссийского представительного органа — Государственной думы.

Учреждение Государственной думы. Революционная волна, поднявшаяся в стране после Кровавого воскресенья, заставила императора искать компромиссы. В этих целях министру внутренних дел Булыгину было поручено подготовить проект закона о создании Государственной думы. 6 августа 1905 г. царь подписал манифест об учреждении булыгинской думы. В этот же день был учрежден ее статут и положение о выборах в Государственную Думу.

В законе о Думе указывалось, что она создается для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Таким образом, предполагалось создание законосовещательного органа дополнительно к Государственному совету. Отличие Думы от Государственного совета было в том, что в ней должны были участвовать не назначаемые, а избранные населением лица.

В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривались выборы в государственную думу по трем куриям от землевладельцев, городских жителей и крестьян. Рабочие вообще лишались избирательных прав. Явное преимущество предоставлялось помещикам и крупной буржуазии. Выборы в булыгинскую думу, однако, не состоялись. Их бойкотировало подавляющее большинство населения. Народ уступку царизма не принял. Даже либеральную буржуазию она не устраивала.

Законы 6 августа на практике никогда не применялись, Историческое значение их состояло в том, что они в дальнейшем, бесспорно, облегчили Государю переход к конституции. По существу ими были решены две проблемы: создание народного представительства как постоянного учреждения и предоставление этому органу права отклонять законопроекты и таким образом не позволять им приобретать исполнительную силу. Так, согласно ст.49 Учреждения Государственной Думы, законопроекты, представленные Думе каким-либо министром в случае отклонения большинством в две трети голосов, как думы, так и Государственного совета, не могли быть утверждены монархом и, следовательно, стать законом. В этом случае они возвращались к представившему их министру на дальнейшую доработку. Эта статья представляла собой умеренное ограничение абсолютной власти монарха законодательно, и теперь стало легче перейти в России к конституционному строю.

Тем временем революционное движение продолжало нарастать, и царизм был вынужден пойти на более существенную уступку. Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы.

Проект царского Манифеста не обсуждался на заседании Государственного совета, как это тогда полагалось. Против проекта яростно выступили наиболее близкие к царю сановники, министр императорского двора Фредерикс и др. Однако времени на дебаты и размышления не было. Николай II это прекрасно понимал.

Несомненно, что Манифест 17 октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного порядка» явился одним из важнейших государственных актов, который определил направление и ход дальнейшего развития конституционной истории России. Он стал поворотным пунктом, «началом конституционной эры» для Российского государства. В ходе проведения этой реформы правящим кругам во главе с императором пришлось отказаться от господствовавшей правовой идеологии, согласно которой для поддержания порядка государство должно определять и ограничивать права и свободы своих подданных.

В этом акте на «обязанности правительства» возлагалось выполнение «непреклонной воли» царя:

«1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных права, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас (монарха) властей».

Манифест 17 октября являлся актом и правовым, и политическим. Так, с точки зрения отношения к конституции в России после царского Манифеста 17 октября «начала складываться целая система самых разных политических партий, которые можно разделить на пять основных типов»: 1)консерваторов, выступавших за сохранение самодержавной системы; 2)консервативных либералов «октябристов»; 3)либеральных или конституционных демократов; 4)неонародников; 5)социал-демократов.

В целом же следует признать, что большинство русского общества в 1905 г. утверждало, что манифест есть конституция.

Ученые историки и юристы того времени сходились в том, что Манифест 17 октября – акт конституционного характера. Такое толкование манифеста определялось тем, что в нем впервые в России был сформулирован основной принцип конституционного государства или «конституционного режима»: ни один закон не может быть издан иначе, как с согласия народного представительства. Третий пункт манифеста провозглашал осуществление принципа разделения властей: разграничение власти законодательной от исполнительной – и тем самым переход к конституционному строю.

На следующий день после подписания Манифеста 17 октября появилось Высочайшее повеление, в котором государь повелел председателю Комитета министров графу С.Ю. Витте «принять меры к объединению деятельности министров, впредь до утверждения законопроекта о Совете министров» 19 октября 1905 г. появился указ царя «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений», который завершил процесс объединения министерств. Этим правовым актом было образовано первое в истории России правительство – Совет министров.

Царизму пришлось изменить и систему выборов в Думу. 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные изменения. Право избирать в Думу было предоставлено и рабочим с целью их успокоить. По новому закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не получили избирательных прав во всех куриях.

Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных ограничений. Очень хитроумно предоставлялись избирательные права рабочим. Их получали рабочие предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола. Устанавливались и существенные региональные ограничения.

Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух привилегированных курий – двухступенчатые. Вначале выбирались выборщики, а затем они уже избирали депутатов Государственной думы. У рабочих выборы осуществлялись сложнее – там они были трехступенчатые. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой схеме: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, от крупных предприятий – один уполномоченный от полной тысячи рабочих. Таким образом, давалось преимущество мелким предприятиям, явно ограничивалось представительство от крупных заводов и фабрик, где был особенно организованный пролетариат, построенный резко оппозиционно к существующей власти. Уполномоченные от предприятий выдвигали выборщиков, из которых избирались депутаты Думы. Для крестьян устанавливались четырехступенчатые выборы (от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).

Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям. В результате получалось, что явное преимущество имели эксплуататорские классы. При помощи этой махинации с выборщиками голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян, сорока пяти голосам рабочих.