Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ-2004.doc
Скачиваний:
117
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
1.25 Mб
Скачать

Политические репрессии 20-30-х годов

С момента своего возникновения в октябре 1917 г. государство «диктатуры пролетариата» прибегало к методам силового подавления своих противников. И если такие меры по отношению к участникам вооруженного сопротивления были естественной реакцией, защитой завоеванной власти, то репрессии, коснувшиеся идейных противников, объяснялись «революционной целесообразностью». В первые годы существования советской власти были запрещены все газеты, кроме большевистских, все партии, кроме РКП(б). Верным орудием партии большевиков стала ВЧК, переименованная в 1922 г. в Главное политическое управление (ГПУ).

ГПУ следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы и концлагеря. В 1922 г. состоялся процесс над 47 деятелями партии эсеров, обвиненных в контрреволюционной деятельности. Осенью 1922 г. из России было выслано 160 ученых и деятелей культуры, не разделявших большевистские взгляды («философский пароход»). Борьба с идейными разногласиями внутри РКП(б) обосновывалась резолюцией 10 съезда РКП(б), которая запрещала создавать фракции и группы в партии.

Во второй половине 20-х гг., стремясь компенсировать свою неспособность преодолеть кризисные явления хозяйственными методами, сталинское руководство все чаще объясняет неудачи происками врагов, что послужило основанием для развертывания репрессий и организации новых политических процессов. Теоретические разногласия и столкновение личных амбиций в партийном руководстве привели к устранению главных противников и конкурентов И.В. СталинаЛ.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева.

Но репрессии коснулись и рядовых участников внутрипартийных дискуссий и тех беспартийных, кто имел смелость высказывать собственное мнение по вопросам развития СССР. При этом они не совершали никаких действий, противоречащих закону. В первую очередь карательные меры обрушились на специалистов старой школы – инженеров, агрономов, экономистов. Их рекомендации резко расходились с экономической политикой сталинского руководства. Первый крупный политический процесс такого рода – «Шахтинское дело» (1928 г.).

Затем последовали процессы над так называемой «Промпартией» (1930 г.), над членами «Союзного бюро ЦК меньшевиков» (1931 г.). На самом деле эти процессы были судебной фальсификацией. Они преследовали цель запугать и подчинить своей воле тех многочисленных представителей научной и технической интеллигенции, кто разочаровался в возможности демократических преобразований Советской власти, в сталинском руководстве. Процессы должны были способствовать нагнетанию в стране атмосферы недоверия и подозрительности, утвердить в умах рядовых коммунистов и населения страны мысль о необходимости ужесточения режима перед «угрозой классового врага». Именно в эти годы Сталин формулирует тезис об обострении классовой борьбы в обществе по мере продвижения его к социализму, а в законодательных документах стал использоваться термин «враг народа», то есть те, кто «стремится затормозить успешное строительство социализма в СССР». К этой категории осужденных применялась смертная казнь или десятилетний срок заключения.

В начале 30-х гг. стала применяться практика закрытых судов, а также внесудебных расправ. С 1930 по 1933 гг. они коснулись: кулачество, бывших белогвардейцев, представителей различных политических течений и интеллигенции, руководителей пищевой промышленности и Наркомзема и т.п. В 1932 г. с критикой Сталина выступил М.Н. Рютин, принадлежавший к так называемому «Союзу марксистов-ленинцев». Но те, кто имел какое-либо отношение к «Союзу», были арестованы, а сам Рютин в 1937 г. расстрелян.

Убийство 1 декабря 1934 г. секретаря ЦК и Ленинградского горкома ВКП(б) С.М. Кирова позволило еще больше усилить репрессии. Было значительно упрощено судопроизводство по политическим делам. На следствие отводилось не более 10 дней. Рассмотрение дел осуществлялось внесудебными органами – особыми совещаниями, «тройками» и «двойками» НКВД, без участия защиты и обвинения. Приговор обжалованию не подлежал.

В этой обстановке в 1935-1939 гг. проходил ряд сфальсифицированных процессов над видными деятелями ВКП(б) и государства. Так, в январе 1935 г. состоялся процесс так называемого «Московского центра» во главе с Зиновьевым и Каменевым. В августе 1936 г. – процесс над «Троцкистско-зиновьевским террористическим центром» во главе с теми же недавними вождями. Все они были расстреляны. В январе 1937 г. по делу «Антисоветского троцкистского центра» были осуждены и расстреляны Ю.Л. Пятаков, К.Б. Радек, Г.Я. Сокольников, Л.П. Серебряков и др. В марте 1938 г. за участие в деятельности «Правотроцкистского блока» были приговорены к расстрелу Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.

В первую очередь репрессии коснулись лиц, пользовавшихся популярностью и авторитетом в партии и у народа. К 1939 г. практически вся «ленинская гвардия» была уничтожена. Были расстреляны все те, кто представлял в 20-е гг. ту или иную оппозицию в партии или имел свое особое мнение. Из 32 членов Политбюро ЦК партии (1917-1934 гг.) 75% были репрессированы. В 1937-1938 гг. уничтожено более 40 тысяч офицеров армии и флота, в том числе: 3 маршала из 5, 13 командармов из 15, 154 комдива из 186. Среди них такие видные полководцы как: М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, А.И. Егоров, В.П. Блюхер. Накануне войны армия была полностью обезглавлена.

Многие выдающиеся деятели науки и культуры были поставлены под жесткий цензурный контроль (М.А. Булгаков), арестованы (С.П. Королев, А.Н. Туполев) или казнены (А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Н.И. Вавилов, В.Э. Мейерхольд). Однако репрессии коснулись не только руководителей и известных людей. По ложным обвинениям в «контрреволюционной деятельности» арестовывали десятки тысяч невинных людей. Их приговаривали к заключению и принудительным работам в системе Главного управления лагерей (ГУЛАГ). Численность заключенных увеличилась со 139 тысяч в 1930 г. до 996,4 тыс. - в конце 1937 г.

Репрессии не только устраняли противников сталинской политики, но способствовали окончательному утверждению режима личной власти Сталина.