Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
405016_81C01_lekcii_ugolovnoe_pravo_respubliki_...doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
2.62 Mб
Скачать

51. Разбой (ст. 207 ук), его отличие от насильственного грабежа (ч. 2 ст. 206 ук)

Разбой (ст.207 УК) представляет собой насилие либо угрозу применения насилия с целью непосредственного завладения имуществом.

Понятие разбоя, изложенное в ст.207 УК 1999 года существенно отлича­ется от такого понятия в ст.89 УК I960 года. Разбой является одной из наиболее опасных насильственных форм хищения имущества, так как одновременно посягает на собственность, жизнь и здоровье потерпевшего.

С объективной стороны разбой имеет усеченную модель преступления. В качестве преступления в ст.207 фигурируют насилие либо угроза применения насилия с целью завладения имуществом.

Под насилием следует понимать нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, тел. повреждений, а также ограничение свободы. Под угрозой применения насилия следует понимать такие действия или высказывания виновного, которые выражают намерение немедленно применить насилие к потерпевшему. Насилие или угроза насилия могут быть применены к собственнику какого-либо имущества, к лицу, в ведении или под охраной которого находится имущество, либо вообще к посторонним лицам. Определяющим в подобной ситуации является то обстоятельство, что насилие либо угроза насилия являются способом либо изъятия, либо удержания имущества, который с целью непосредственного (т.е. в этом месте и в это время) завладения имуществом применяется виновным к лю­бому лицу, которое может оказать сопротивление либо действительно противодействует преступнику. Насильственные действия, совершенные после окончания кражи, грабежа или мошенничества для того, чтобы скрыться или избежать задержания, не могут рассматриваться как разбой и подлежат самостоятельной квалификации по соответствующим статьям УК в зависи­мости от характера таких действий и наступивших затем последствий.

Необходимо отметить, что судебная практика рассматривает в качестве насилия введение в организм потерпевшего путем обмана сильнодейству­ющих, ядовитых или одурманивающих веществ для приведения его таким способом в беспомощное состояние, с целью последующего завладения имуществом.

При разбое угроза должна быть реальной. Форма ее проявления не вли­яет на квалификацию содеянного. Она может быть выражена словесно, с помощью жестов либо путем молчаливой демонстрации огнестрельного или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, газовых пистолетов, механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженн­ых слезоточивыми или другими поражающими веществами. Свойства и хара­ктер действия веществ, примененных при совершай указанных преступлений, могут быть установлены с помощью специалиста либо экспертным путем.

Завладение имуществом, совершенное с исп-м предметов, ошибо­чно принятых потерпевшим за оружие, квал-ся как разбой лишь в том случае, если действия виновного были заведомо рассчитаны на восприятие этих предметов как реальной угрозы насилия и должны были соз­давать, no мнению вин-го, у потер-х убеждение, что угроза б-т реализована, если преступник встретит какое-либо сопротивление (напри­мер, преступник в темноте достает авторучку, создавая иллюзию, что в его руках находится холодное оружие, и т.п.).

Разбой, совершенный с причинением по неосторожности тяжкого телесно­го повреждения, при отсутствии других квалифицирующих признаков, следу­ет квалифицировать по ч.1 ст.207 УК.

Если не доказано, что насилие или угроза насилием применялись с целью завладения имуществом, содеянное не может быть квалифицировано как разбой.

Разбой считается юридически оконченным преступлением с момента применения насилия либо высказывания угрозы насилия с целью непосредственного завладения имуществом, вне зависимости от того, удалось ли преступнику реализовать свои намерения. Причинение потерпевшему легкого или менее тяжкого телесного повреждения вследствие применения насилия полностью охватывается ч.1 ст.207 и не требует доп. квалификации.

Субъективная сторона разбоя характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Лицо, совершая разбой, сознает, что применяет насилие либо угрозу насилия с целью непосредственного завладения имуществом и же­лает этого.

Субъектом разбоя является лицо, достигшее 14-ти лет к моменту совер. преступления.

Установлено, что суды не всегда разграничивают разбой и хулиганство. Так, по приговору суда Советского района г. Гомеля М. признан виновным в разбое, и осужден по ч.1 ст.207 УК. Судебная коллегия по уголовным делам Гомельского областного суда приговор изменила, указав, что суд дал неправильную юридическую оценку преступным действиям М. Обвиняе­мый в суде показал, что он, находясь в нетрезвом состоянии, встретил ранее ему незнакомого В. М. попросил у него закурить и, когда потерпевший ответил, что не курит, ударил его в лицо, от чего тот упал. Лежащему В. он нанес несколько ударов ногами по различным частям тела. Собира­ясь уходить, заметил на земле шапку и похитил ее.

Потерпевший В. показал в суде, что обвиняемый избил его за отказ дать закурить. В процессе избиения обвиняемый ничего не требовал. Ког­да потерпевший пришел в себя, заметил, что исчезла шапка.

Таким образом, установлено, что насилия с целью непосредственного завладения имуществом потерпевшего обвиняемый не применял. В. он избил, будучи в нетрезвом состоянии, из хулиганских побуждений, после чего от­крыто похитил у потерпевшего шапку. В связи с этим действия обвиняемо­го следовало квалифицировать по совокупности преступлений, как хулига­нство и грабеж [15, c.30].

В ч.2 ст.207 УК предусматривается ответственность за квалифицированный состав разбоя, если он совершен:

  1. с проникновением в жилище;

  2. группой лиц;

  3. с целью завладения имуществом в крупном размере.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные ч.2 ст.207 УК, рассмотрены ранее применительно к п.2 примечания к гл. 24 УК и составу кражи. Вместе с тем, отдельные квали­фицирующее признаки применительно к разбою имеют свою специфику. Так, например, разбой, совершенный группой лиц, будет иметь место и в случае, когда два преступника по предварительному сговору совместно осуществ­ляют насилие либо угрозу насилия с целью завладения имущ-м, и ког­да одно лицо начинает производить подобные действия, а другое присое­диняется к этой деятельности в процессе и оба преследуют цель завлад­ения имуществом. Не исключается этот квалифицирующий признак и в ситу­ации, когда один из преступников осуществляет насилие либо угрозу насилия, а другой одновр-но либо сразу же после этого завладевает имущ-м. При этом важно, чтобы действия соисполнителей взаимно допо­лняли друг друга и охватывалась умыслом каждого из соучастников в отдельности.

Для квалификации разбоя, совершенного с целью завладения имуществом в крупном размере, как такового, не требуется, чтобы виновный в действительности завладел имуществом в крупном размере. Определяющей в подобной ситуации является сама направленность умысла на завладение матери­альными ценностями на крупную сумму.