Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
405016_81C01_lekcii_ugolovnoe_pravo_respubliki_...doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
2.62 Mб
Скачать

Часть 3 ст.207 ук предусматривает ответственность за особо квалифицированный состав разбоя, если он совершен:

  1. организованной группой;

  2. с при­чинением тяжкого телесного повреждения;

  3. с целью завладения имуществ­ом в особо крупном размере.

Первый и третий квалифицирующие признаки уже рассмотрены выше применительно к другим формам хищения.

Разбой, совершенный с причинением тяжкого телесного повреждения, буд­ет иметь место, если в результате применения насилия к потерпевшему причиняется вред его здоровью в виде тяжкого телесного повреждения. Признаки тяжкого телесного повреждения определены в ч.1 ст.147 УК: повреждение, опасное для жизни, либо повлекшее за собой потерю зрения, слуха, какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание бере­менности, психическую болезнь, или иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на треть, либо вызвавшее расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета, на срок свыше четырех месяцев, либо выразившееся в неизгладимом обезображении лица и шеи. Нужно отметить, что по ч.3 ст.207 УК квалифицируется только умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, а неосторожное причинение таких последствий квалифицируется по ч.1 или ч.2 ст.207 УК. Подобным же образом квалифицируется причинение смерти по неосторожности в результате применения насилия с целью непосредствен­ного завладения имуществом.

В судебной практике наступление смерти потерпевшего по неосторожнос­ти виновного от причинения ему при разбое тяжких телесных повреждений квалифицируют по совокупности преступлений, предусмотренных ч.3 ст.207 и ч.3 ст.147 УК. Умышленное убийство, сопряженное с разбойным нападением, не охватывается только составом разбоя и образует совокупность преступлений, предусмотренных двумя статьями: п.12 ч.2 ст.139 и ч.3 ст.207 УК.

Разбой следует отграничивать от грабежа по двум признакам:

  1. по спо­собу нарушения отношений соб-ти (при грабеже - это открытое похи­щение чужого имущества, применение насилия либо угрозы насилия в подоб­ной ситуации исключается; при разбое - это применение насилия либо угро­зы насилия с целью завладения имуществом);

  2. по конструкции объективной стороны (грабеж имеет материальную, разбой - усеченную конструкцию соста­ва преступления).

Примером квалификации деяния по ч.3 ст.207 может служить следующий эпизод: 8 февраля 2001 года, примерно в 21 часов, В. и Ш. возле котель­ной, расположенной во дворе дома № 27 по улице Речицкое Шоссе в г. Гомеле, избили гражданина К., чем причинили ему тяжкие телесные повреждения, после чего открыто похитили у него деньги, наручные часы, норковую шапку, ключи, сигареты и другое имущество [32, c.199].

Разбой отграничивается от грабежа по способу нарушения отношений соб-ти. Насильственный грабеж хар-ся открытым похищением чужого имущества, которое происходит с применением насилия либо угрозой применения насилия не опасного для жизни и здоровья, а при разбое такое насилие или угроза его применения опасны для жизни или здоровья.

При решении вопроса, каким насилием (опасным или не опасным для жизни или здоровья) угрожал преступник при завладении имуществом вопрос о признании в действиях виновного грабежа или разбоя необходимо учитывать все обстоятельства дела (место, время и обстановка совершения преступления, число преступников, свойства предметов, которыми они угрожали потерпевшему, субъективное восприятие последним характера угрозы и т.д.). Если указанные обстоятельства не дают оснований для бесспорного вывода о том, что виновный угрожал применить насилие опасное для жизни или здоровья, его действия должны признаваться не разбоем, а грабежом. Вывод о характере насилия, которым угрожал преступник, должен основываться не на предположениях, а на подтверждающих этот вывод объективных данных. Если группа лиц имела намерение совершить грабеж, а один из ее участников применил или угрожал применить насилие с целью непосредственного завладения имуществом, то его действия следует квалифицировать как разбой, а действия других лиц - соответственно как грабеж при условии, что они непосредственно не способствовали применению насилия либо не воспользовались им для завладения имуществом.

По конструкции объективной стороны также имеются различия между насильственным грабежом и разбоем. Разбой имеет формальную (усеченную) конструкцию состава преступления, то есть преступление считается оконченным с момента применения насилия либо угрозы насилия с целью непосредственного завладения имуществом вне зависимости от преступного результата. Грабеж, соединенный с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, имеет материальную конструкцию, т.е. преступление будет считаться оконченным с момента, когда виновный завладел имуществом и получил реальную возможность пользоваться и распоряжаться им.