Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

2.2. Сказка и мегамашина

Вслед за Карлом Ясперсом отметим, что в IV–III тыс. до н. э. практически синхронно в нескольких очагах Древнего мира возникают цивилизации нового типа, отличающиеся от прежних культур царизмом как способом социальной организации и консолидации культур.

Переход от варварского века к веку царизма поражает исследователей взрывным характером. Сразу в нескольких местах возникают государства, причем разного типа.

Л. Мэмфорд свою гипотезу о мегамашине строит как ответ на вопрос Ясперса. Мегамашина в концепции Мэмфорда выступает как новый тип организации живых людей в машину социального плана. В такой машине из живых индивидов, управляемых из единого целого, организационный эффект дает огромные преимущества перед разрозненными общинами.

Однако следует отметить, что Мэмфорд анализирует преимущественно историю Древнего Египта, вкладывая в мегамашину египетский контекст: Изменяется набор и рейтинг преступлений. До мегамашины главными преступлениями было нарушения табу на инцест и убийство, а в эпоху мегамашины – неподчинение приказам верховного правителя. Это изменение особенно характерно и ярко для Египта.

Письмо возникает вследствие необходимости управлять на расстоянии, и первоначально знание письмом приравнивалось к магии. В Египте статуя, на которой надписаны иероглифы, считалась живой.

В Египте появляется особая каста обладателей тайного знания жрецов. Знание в Египте служит для возвеличивание фараона. Если можно так сказать: власть фараона в Египте обосновывается наукой Египта. В Египте получают развитие астрономия, математика. Наука ставит целью предсказания и управление событиями природы (например через жертвоприношение).

Стабильность и упорядоченность жизни в царской системе наибольшая в Египте.

Мегамашина, возникшая в Древнем Египте, превращает людей в живые элементы единого целого государственного масштаба. Все элементы культуры, науки тоже служат единому как целому. Египет дает потрясающие воображение и сейчас результаты коллективного труда, организованного фараонами, пирамиды.

Египет – самый идеальный из реализованных в древности вариант мегамашины. Здесь мощь царизма помещает механизм мегамашины в центр культуры, религии, государства и науки. Всё вертится вокруг мегамашины. Все элементы культуры начинают изменяться в угоду царизму.

Это соответствует преобразованию сказки в инструмент воспитания. Сказка в таких обстоятельствах должна преобразоваться. Она не имеет значения как таковая.

Мегамашина египетского типа сразу выходит на религиозный уровень. В Египте возникают элементы монотеизма, подчинения церкви государству, монашество, загробный суд и другие, кстати, заимствованные христианством и исламом именно из Египта.

В таком обществе место законам, притчам, легендам, но не сказкам. Особое противоречие египетской культуры со сказкой состоит в типе отношения с потусторонними силами.

Итак, египетская мегамашина исключает архаическую структуру сказки. Мы видим тут пример развития культуры от мифа и магии сразу к религии, минуя сказку как промежуточную стадию воспроизводства этноса. В чем причина? Какого важного социального механизма не оказалось в Египте, чтобы волшебная сказка стала моментом этнического и культурного воспроизводства?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует посмотреть, как развивается мегамашина, и сравнить ее типы между собой.