Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

2. Время архаичной структуры сказки

Второй момент схемы обряда (схема 11) дает повод для выделения в обряде особого типа времени, которое мы назовем встречным. Известно деление времени на два принципиальных типа: линейное время, свойственное новому времени и науке, и круговое – свойственное мифу. Выделяемое встречное время, безусловно, относится к круговому.

Первая существенная особенность встречного время – оно проявляется прежде всего противоходом событий в первом и третьем этапе обряда. В сказке это отражается своеобразным оборачиванием героя и «провокатора» в конце сказки относительно начала. Иными словами тот, кто в начале против «провокатора», к концу сказки становится подобным ему, особенно часто это уподобление сказывается в использовании волшебных сил «провокатора» героем. Например, герой упускает жар-птицу – существо мира иного. Затем он отправляется ее искать, с помощью Серого волка совершает подвиги, возвращается, но неудачно. Братья убивают героя, а волк оживляет. После этого герой возвращается уже как потустороннее существо. Он появляется в мире аналогично самой жар-птице.

Сущность симметрии начала и завершения обряда состоит в том, что возрасты меняют свое отношение к событию. Если в начале активным был один возраст в паре, то после обряда роли возрастов меняются. Это в целом обряда выражается как противостояние возрастов.

В течение времени этот феномен проявляется в такой форме, словно время повернуло вспять.

Праздник и обряд, согласно многочисленным исследованиям этнографов, нужен для того, чтобы снять существующие границы, на которых зиждется мир. Снять границы, для того чтобы поставить их вновь и по-новому.

Таким образом, возникает схема встречного движения в первой и третьей фазе обряда и равноденствие в центральной второй фазе. Это противостояние возрастов работает как эффект остановки времени.

Пока всё переворачивается, возрасты в парах противостоят друг другу – время исчезает. Мир останавливается. Ощущение праздника, таким образом, включает в себя чувство освобождения от мира и времени. Это и есть приобщение к мифологическому состоянию духа.

Миф в свою очередь учит управлять перераспределением возрастов в новом мире, который наступит, когда границы будут восстановлены.

Такая смена возрастов и границ необходима для движения мира. Но в самом обряде время исчезает. В момент праздника участники обряда словно перемещаются в момент творения. Они становятся коллективными творцами нового мира.

Из сказанного следует сделать вывод относительно схемы обряда. Она модифицируется в плане акцента на временном параметре обряда (см. рис. 12).

Рис. 12. Время обряда (схема 12)

Схема времени обряда состоит из трех овалов, центральный – остановка времени, в первом и третьем время течет вспять. Подобное стояние времени – характерный момент встречного времени.

Второй существенной особенностью встречного времени обряда является остановка времени в период праздника. Остановка опирается на оборачивание поведения героя в первой и третьей фазе. Во временном срезе эта остановка выглядит как зигзаг либо повторное проживание героем нового прошлого. Это подтверждает симметричность структуры обряда.