Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

1.2. Пространственная структура сказки

1.2.1. Возрастные пояса сказочного пространства

Пространство сказки в дальнейшем понимается как место, в котором происходят действия героя конкретного возраста, где располагаются предметы, наполняющие это место как место данного возраста, в том числе волшебные. В связи с возрастами сразу можно разделить пространство сказки на ряд локальных подпространств – поясов.

Пояса сказки привносят в нее бытовые смыслы сельского образа жизни. Дом является исходным поясом, в нем живет старик. В доме и во дворе существует ребенок, причем для младенца есть особое место входа в посюсторонний мир – баня, она тоже расположена во дворе. Дитя не должно выходить за рамки пояса двора, хотя выходов много, и они не только видимые, но и волшебные, такие как печка, колодец (водяной хватает царя, отца героя, за бороду), дерево из боба (влезая на него, герой оказывается в стране великана)... Выход дитя за пределы своего пояса означает уход из возраста: в лес к Бабе-яге – на инициацию.

За двором начинается поле (сад). Поле, с одной стороны, свое – дает пищу всем, с другой – чужое, отдаленное от дома. Главное чужое, что есть на поле, – силы природы. Поле по-новому контактирует с потусторонним. Здесь живое противостоит природному. На поле происходит переход неживого в живое (урожай), и наоборот. На поле происходит завязка сказки, первичная провокация героя, связанная именно с уничтожением урожая. На поле мужик трудом и урожаем обеспечивает общине жизнь.

За полем располагается пояс леса. Мир парня акцентирован на лесе. Парень охотится, пробует силы, а затем через лес отправляется в путешествие.

Итак, дом – двор – поле – лес – линия мира посюстороннего. Есть еще линия потустороннего мира. Избушка Бабы-яги является границей леса посюстороннего и потустороннего. В потустороннем лесу герой встречает говорящего зверя.

Граница леса поту- и посюстороннего размыта. Главная причина этого в утрате сказкой исходного смысла и значения мира потустороннего. Сказка допускает существование потустороннего. Мир иной в сказке оказывается симметричен миру нашему. Те же лес, поле, тридесятое царство, дворец (шатер).

Ядро потустороннего мира – тридесятое царство. В тридесятом царстве есть дворец царя, например Кощея. Это пояс потустороннего дома. В архаичной сказке герой побеждает антагониста не в его доме, а рядом с домом. В потустороннем доме герой подслушивает, подглядывает, ест чужую пищу, превратясь в кота, но не убивает.

В потустороннем доме живет мать змея. Герой, убив противника, спасается от мести матери змея. Он может, как котик, проникнуть в чужой дом, подслушать, но не может навредить. Потусторонним силам здесь, а посюсторонним силам там запрещается вредить в доме.

Мир потусторонний симметричен миру посюстороннему, бытовому. Миры эти существенно меняются в зависимости от того, сказку какого народа мы будем рассматривать. Так, у русских граница миров пролегает в лесу, а у степняков в степи.

Воздействие пояса на сюжет в определении, какое испытание может на нем произойти. Пояс проявляется в задании пути и испытания героя. Путь героя в сказке зависит от возраста и делится на две части: обычный (бытовые условия жизни, права и обязанности в общине) и сказочный (путь волшебных испытаний).

Дитя обычно находится во дворе, в сказке – выходит из дома и может дойти до леса, где у Бабы-яги предел пространства событий, касающихся дитя.

Парень появляется в поле, сторожит ночью вора, отправляется в лес, и только от Бабы-яги начинается его сказочный путь, направленный в потусторонний мир.

Путь мужика – мир посюсторонний или же добыча похищенной невесты в тридесятом царстве. Мужик не ставит цели мир посмотреть, его функция – навести правильное соотношение между общиной и природой.

Такое толкование пояса мужика как главного ограничивает значение старика и пояса дома. Преобладание старика характерно в архаичном обществе, а мужика – в новом.

Дитя, парень, мужик, проходя через соседние пояса, получают волшебных помощников. В архаичной модели сказки цель пути – достижение противоположного возрастного пояса.

Старик находится всюду, хотя живет в доме. Он оставил след в мире и поясах, имеет о них представление, может оказать помощь, не выходя из дома. Однако его пояс – это дом, связанный с воспитанием дитя, поручением и ожиданием результата испытания. Путь старика – подготовка к уходу.

Пояса сказки наполнены. Лес для мужика, парня и дитя разный.

Пояса заполнены предметами, характерными для соответствующего возраста. Эти предметы – символы, соединяющие в себе бытовые и архаические смыслы.