Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Полтлг.хрестоматия.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
2.15 Mб
Скачать

1.1. Революция и эволюция

На общефилософском уровне исследования в паре «револю­ция – эволюция» первая выступает как скачок-переворот (взрыв), как быстрое, стремительное качественное изменение, преобразую­щее сущность системы; вторая – как постепенное количественное изменение при сохранении сущности или как постепенное качест­венное изменение. С этой точки зрения социально-политический процесс в России 1990-х гг., как и аналогичные процессы в бывших социалистических странах, несомненно, представляет собой рево­люцию. Достаточно указать на:

- применение «шоковой терапии», в результате которой про­изошло «взрывное» движение от сверхцентрализованной эконо­мики к практически нерегулируемой;

- обвальный характер приватизации, темпы которой на поря­док превосходили по интенсивности аналогичные процессы в ин­дустриально развитых странах (например, в Великобритании в пе­риод правления М. Тэтчер) при противоположном социально-эко­номическом результате;

- разрушение прежней государственности (Советского Союза);

- политические перевороты, а также малую гражданскую войну в Москве (октябрь 1993 г.) и две локальные гражданские войны в Чечне (декабрь 1994 г. – август 1996 г. и август 1999 г. – март 2000 г.), которые обычно являются верными спутниками ре­волюций, и т. п.

1.2. Революция и переворот

На политико-аксиологическом уровне в паре «революция – переворот» эти понятия различаются двояким образом: по объему и в аксиологическом аспекте.

Что касается объема понятий, то хорошо известна марксист­ская традиция, согласно которой термин «революция» может употребляться в широком и узком смысле слова. В широком – для обозначения революции социальной, охватывающей различные сферы жизни общества; в узком – для характеристики революции политической, решающей вопрос о власти. В последнем смысле понятия «политическая революция» и «политический переворот» тождественны. Не случайно сам руководитель Октябрьской рево­люции неоднократно называл события Октября 1917 г. переворо­том. Если бы этот аспект различия был единственным, жаркие по­литические споры по поводу того, что произошло в России в ок­тябре 1917 г., − революция или переворот, − были бы лишены всякого теоретического смысла.

Однако за этими спорами стоит аксиологический аспект различия между понятиями, ибо, хотят того теоретики или нет, для массового сознания революция – нечто легитимное, морально оправданное, положительное, тогда как переворот отождествляется с нарушением закона, заговором, авантюрой и т. п. Поскольку же историю пишут победители, нередко оказывается справедливым афоризм, согласно которому революция – это успешный перево­рот, удавшийся заговор, а переворот – неудавшаяся революция. С этой точки зрения популярная ныне в околонаучной литературе и публицистике оценка большевиков как кучки авантюристов оз­начает лишь то, что, вопреки обещаниям В. Ленина, спустя 74 года большевики не сумели удержать государственную власть (или, быть может, сумели ценой превращения этой власти и самих себя в противоположность).