Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истор этич учен Первоисточн / Горичева Т. Дочери Иова.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
25.04.2015
Размер:
222.21 Кб
Скачать

Смирение и дух тяжести

Не как очередная теория или идеология пришло христи­анство, а как освобождение. Освобождение от зла, но и освобождение от неподлинного добра. Как часто дух тяже­сти (ницшеанский карлик на плечах) говорит о добре, как часто он набрасывается на других от имени "добрых дел". Бердяев писал об ужасе неподлинного, принудительного добра, которое не освобождает, а закрепощает, делает ра­бом самодовольства и гордости. Христианское отречение - это прежде всего отречение от морализирующего добра. Отказ от зла - это простая гигиена, это не так уж трудно. Это делают и язычники. Труднее освободиться от добра, труднее открыть не-идеологическую природу христианст­ва. А именно это необходимо, потому что наш главный враг - это гордость. Освободить себя, очистить, усыновить Господу может только смиренный, несамодовольный, смо­жет только тот, кто вслед за Иисусом Христом скажет: "Почему ты называешь меня благим, никто не благ, толь­ко Бог".

Самый большой парадокс христианства в "христианской" Европе и печальная на сегодняшний день истина, что именно самодовольный, инертный обыватель стал на­иболее часто встречающейся фигурой христианина. Вме­сто того чтобы жить, он служит смерти. Ведь жизнь кон­кретна, это и есть Господь Иисус Христос, а схемы и абстрактные понятия вместе с абстрактной моралью несут в себе зерно смерти.

Но это же зерно смерти можно разглядеть в воюющих против пассивного морализирующего христианства феми­нистках. На место одной морали они ставят другую, на место "принудительного" добра - разрушительное зло, на место экзистенциального рабства - гордость, которая ведет к тому же самодовольству. Поэтому смирение, разрушаю­щее любой морализм и самодовольство, оказывается необходимым и в западной жизни. Смирение, которое понято правильно: не мазохизм, не рабское принятие зависимо­стей, а потеря себя для Бога и через эту потерю новое обретение себя.

Думается мне, что смирение нужно проповедовать и в этом, ложно смиренном мире, что бы ни говорили феми­нистки. Оно спасает и западную женщину. Даже ту, ко­торая никогда ничем не рисковала. Смирение как раз и освободит ее от внутренних страхов, от ложных ролевых позиций и зависимостей. Когда для тебя самое важное -не мнение окружающих, а воля Бога, ты всегда открыта будущему и нет в тебе мелочной инертности, пугливости, нарциссизма.

Независимо от общества, времени и места смирение и любовь остаются центральными человеческими доброде­телями, позволяющими личности стать личностью.

1 В апофатическом познании Бог находится по ту сторону любых оппо­зиций: Он не "прекрасен" и не "безобразен" не свет и не "тьма", не существует и не не существует и т.д. - См. об апофатическом познании: V.Lossky. "Theolog!--- mystique de I'eglise d'Orieni", Auber, 1944.

2Rohrmoser, "Zeilzeichen", Seeweld Verlag, 1977.

3 Даже такая радикально-воинствующая феминистка, как Алис Швар-цер, признает, что "любовь" так и не удалось вытравить из сознания эмансипированных женщин, хоть эта ценность для них - одна из самых опасных: любовью мужчины прикрывают свои эксплуататорские наклонности.

4В сегодняшнем мире стыд исчезает не потому, что господствует Эрос, а наоборот, потому что Эрос перестал быть Эросом, превратился в сексу­альность.

5ChristosYannaras, "Person und Eros",GSttingen, 1982, с.47

6В. Соловьев. "Оправдание добра", Собр. соч., т.8, с. 167, СПб., 1894.

7В упрек Розанову можно поставить прежде всего то, что он совсем не видит "онтологической трещины" в поле, В результате грехопадения про­изошла внутренняя поляризация, расщепление полового сознания. Роза­нов ,1амечает похоть, но слишком легко отмахивается от нее.

8Georgette Biaguiere, "La grace d'etre femme". Ed.Saint Paul, I98i.

9Этот отрывок часто цитируется во время православной литургии. Осо­бенно в православной традиции уделялось внимание "да", "flat" Божьей Матери, ее духовному согласию, духовному материнству, за которым уже потом следует материнство биологическое.

10Особую роль играют и матушки - жены православных священников, на которых держится весьма большая часть работы. Есть в России также не только старцы, но и старицы, духовно руководящие, наставляющие.

11Женщина - это животное, которое лишено твердости и постоянст­ва (фр.).

12Интересные замечания делает Кристас Якнарас: "Чёловек-это суще­ство, которое вступает в общение. Человек- личность. Личность (prosopon) означает (этимологически, но также и реально), что лицо его повернуто в сторону кого-то или чего-то (opse-pros), что он находится перед чем-то или кем-то. Предлог pros и корень ops (или генитив opos), означающий взгляд, глаз, видение, составляют слово ргой-ороп: личность".

13 Е. Behr-Sigel, op.cit., s. 40G.

14Девство Божьей Матери - это тоже знак победы личности над родом. Ей не понадобилось вступать в обычные брачное откошен ия, чюбы ро­дить Бога.

15 France Quere, "Les femmes de 1'Evanglle", Seuil,Paris, 1982.

16Тема "Другое" стала одной из главных тем в западном философском мышлении двадцатого века. О ней говорили Мартин Бубер, Кожев. Фуко, Деррида, Лакан... Объяснить этот интерес к "Другому" можно, обратив­шись к книгеTzvetan Totlorov, "Die Crolerung von Araenka. Das Problem des Anderen", где Тодоров, исследуя документы, показывает, что геноцид 25 миллионов американских аборигенов объясняется тем способом, благодаря которому европейцы понимают "Другое". С этой характеристикой соглас­ны и Симона дс Бовуар, и иудейский богослов Левинас, и феминистка Элизабет Бадинтер, и православный богослов Элизабет Бер-Зижель, и многие-многие другие. В этом контексте проблема женщины как Другого лишь часть общеевропейской проблематики "кризиса Просвещения", кризиса рационалистического, картезианского познания вообще.

17GabrieHeRobln,HLe4sourcesmconscientesdelaniisogynieB,Laffont, 1977.

18Monique Hebrard, "Dieuetlesfemmes", Paris, 1982, p. 111.

19R. Stoller, "Fails et hypotheses: un examen du concept freudien de bisexualite", "Nonvelle Revue de psychanalyse", p. 150.

20Paul Evdokimov, "Sacrement de i'amour", Deciee de Brouwer, 1980.

21Это "Да" Богу было не пассивностью (как утверждают феминистки), а высшим творчеством, движением Святого Духа, вечно активного и пло­доносящего.

22Christos Yannaras. "Person und Eros", Gottingen, 1982, s. 27.

23John Naisbitt, "Megatrends", Warner Books, 1984.

24Jean Baudrillard, op. cit, p. 23.

25См. интервью с Вильгельмом Ниссеном,-"Беседа". N 4, 1986.