Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы социального управления в МЧС. Часть 1.doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
1.65 Mб
Скачать

Концептуальная схема организации

Свойства

Признаки

Общественный

инструмент

Человеческая общность

Безличная структура

ЦЕЛИ

Цели-задания

Цели-ориентации

Цели системы

ИЕРАРХИЯ

Централизация

Личная зависимость

Власть

УПРАВЛЕНИЕ

Целевое

управляющее

воздействие

Самоорганизация

Организационный порядок

Говоря о типологии социальных организаций, следует отметить, что для системы МЧС России преобладающим типом организации является формальный.

Формальная организация – система отношений, представляющих собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией.

Элементы формальной организации:

  1. Разделение труда, как результат необходимой в современном обществе специализации. Выступает в виде должностей, каждая из которых дополняет другую таким образом, что все функциональные задачи оказываются распределёнными между членами организации.

  2. Система коммуникаций, образующих каналы организационных связей. Обеспечивают прохождение служебной информации; являются средством служебного (делового) общения.

  3. Социальные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность любой социальной организации (нормы и образцы служебного поведения). Цель формирования и применения социальных регуляторов координация выполнения различных организационных функций, деятельности подразделений и подчинение их общим задачам организации.

Неформальная организация во многом связана с таким источником организованности как самоорганизация.

Понятие управляемости означает ту степень контроля, который управляющая подсистема (например, центральный аппарат МЧС России) осуществляет по отношению к управляемой (например, территориальные органы МЧС России) с одной стороны, и ту степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей с другой. Целенаправленное управляющее воздействие в процессе своего практического осуществления может сталкиваться с некоторыми границами, преодоление которых оказывается или невозможным, или неэффективным.

1.2. Организационные патологии

Организационная патология заключается в проявлении дисфункций организации. Организационная дисфункция означает целенедостижение. Иначе говоря, в функционировании организации обнаруживаются серьёзные проблемы системного характера, которые снижают результативность и эффективность ее деятельности. Результативность и эффективность деятельности организаций МЧС России определяется, как правило, на основе оценки выполнения организацией основных задач и функций, возложенных на нее нормативными правовыми актами МЧС России по видам деятельности, определенным уставом организации (учредительными документами).

Разновидностями патологий организаций являются патология строения организации и патология управленческих решений.

К патологии строения организаций относятся:

  • господство структуры над функцией – когда в процессе проектирования и развития (реформирования) организации сначала разрабатывается ее новая структура, а затем для каждого структурного подразделения организации определяются конкретные функции. Это одна из типичных патологий управленческого мышления, которая очень свойственна отечественной управленческой культуре. Вследствие этого чрезвычайно разрастается бюрократия, и удельный вес сотрудников, занятых в системе управления;

  • бюрократия, которую часто отождествляют с рутиной, неразберихой, с аппаратностью. Бюрократия начинается с того момента, когда сотрудник начинает использовать свой управленческий ресурс по личному усмотрению, иногда доводя его до грани законности. В этом случае личностная составляющая поведения должностных лиц начинает подавлять целесообразность и эффективность их деятельности и сказывается на функционировании организации в целом;

  • стагнация – потеря реактивной способности организации, способности реагировать на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды, то есть потеря организацией способности к стабильному функционированию и/или развитию в новых условиях. Это отсутствие целеустремлённости в её функционировании, и функционирование только в режиме целенаправленности, когда цели системы начинают господствовать и подавлять цели-задания и цели-ориентации. Суть стагнации как патологии в пассивном риске, т.е. в возрастании опасности для жизнеспособности организации из-за откладывания нововведений, назревших изменений или же из-за неспособности провести их.

К патологии управленческих решений относятся:

  • «маятниковые» решения – новое решение заменяет прежнее лишь на некоторое время, после чего вновь происходит возвращение к старому, то есть решение колеблется как маятник, от одной крайности к другой;

  • структурные решения неоправданное желание создать организационное подразделение по решению возникшей проблемы;

  • дублирование организационного порядка. Эффективное управление состоит в том, чтобы максимальный объём целенаправленных воздействий перевести в ранг организационного порядка, то есть сделать из них совокупность постоянно действующих стабильных норм и связей. Тогда руководители всех уровней в организации максимально высвобождаются от того, что в нашей управленческой культуре называется текучкой. Другой вариант, когда организационный порядок конструируется специально по некоторой логике целесообразности, по примеру других организаций, совету экспертов и потом внедряется в служебное поведение. В нашей управленческой культуре доминирует именно второй способ построения организационного порядка, что связано с недооценкой и пренебрежением процессами самоорганизации.

Конечно, никакая организация не может существовать только на спонтанных механизмах, не может вырабатывать организационный порядок только через саморегулирование, она обязательно должна вводить и формальный порядок, причём вводить его сознательно. В целенаправленном воздействии есть высокий элемент субъективизма, в основе которого целеполагание, воля, интересы. Но это воздействие должно обязательно сочетаться с остальными механизмами социального управления. Не доверяя социальному порядку, самоцентристский стиль управления, который характерен для многих высокопоставленных руководителей в российских организациях, пытается постоянно подпирать его дополнительными управляющими воздействиями.

Сегодня индустриально развитые страны, а за ними и всё человечество в целом, переходят в качественно новое состояние, которое немецкий социолог Ульрих Бек назвал «обществом риска». В развитой им концепции риск в социологическом смысле есть систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями, инициируемыми и производимыми процессом модернизации как таковым. В отличие от опасностей прошлых эпох риск суть последствий, связанных с угрожающей мощью модернизации и порождаемых ею глобальной нестабильностью и неопределённостью. В современном обществе риски, в общем и целом, продукт передовых промышленных технологий. С их дальнейшим совершенствованием риски будут постоянно усиливаться.

Производство рисков в современном обществе – социальный процесс. В развитых странах современного мира общественное производство богатств постоянно сопровождается общественным производством рисков. Соответственно проблемы и конфликты распределения во многих странах усугубляются проблемами и конфликтами, которые вытекают из производства, определения и распределения рисков, возникающих в процессе научно-технического прогресса. МЧС России организует мониторинг, оценку и прогнозирование рисков, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения России.