Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Российское общество на рубеже веков.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
08.09.2013
Размер:
1.62 Mб
Скачать

Заключение

Стиль жизни нового обеспеченного класса характеризуется престижным статусным потреблением. Это потребление позволяет группе самоидентифицироваться и дистанцироваться от других социальных групп. Можно сказать, что социальная среда вынуждает индивидуумов к такому потреблению, если они хотят принадлежать к данной социальной среде.

Новый обеспеченный класс России претендует на роль высокостатусной социальной группы, но для этого ему не хватает социального престижа, символического капитала. С этой целью, новая социальная среда сама формирует систему элитного образования, в которую стремится допускать только представителей своей социальной группы. Таким образом, создание системы элитного образования является способом приобретения авторитета и власти нового обеспеченного класса России.

Западное образование, кроме приобретения авторитета и престижа, для нового обеспеченного класса России, дает еще и возможность воспроизводства определенных его социальных позиций. Оно используется и для решения персональных проблем, причинами возникновения которых являются условия формирования данного социального слоя. Таким образом, плату за образование можно рассматривать как реконверсию экономического капитала в образовательный капитал второго поколения, так как это является стратегией, направленной на сохранение социального статуса.

В ходе исследования было выявлено несколько стратегий реконверсии экономического капитала. В современной России выбор стратегии реконверсии капитала зависит от занимаемой рыночной позиции, а также опыта, полученного в ходе социализации, проходившей в обществе с другой социальной структурой, другими нормами поведения и другими ценностями. Таким образом, различные интересы, которые движут представителями нового обеспеченного класса в стремлении к западному образованию, объясняются не различиями в объеме культурного капитала, как говорил Бурдье, а существующими внутриклассовыми различиями. Этот факт очень важен для понимания проблем формирования нового социального слоя, состоящего из богатых людей.

Л.Е.Бляхер модель открытого общества в нестабильных социальных системах

Нас принуждают не удары из прошлого, а притягательность, соблазнительность будущего и его конкурирующих возможностей, они привлекают нас, они заманивают нас. И именно это держит мир в состоянии разворачивания.

К.Поппер.Мир предрасположенностей

Настоящая работа посвящена анализу соотношения между притягательностью ожиданий и основательностью опасений, которыми сопровождается для современного россиянина выбор ориентиров общественного развития. Выбор делается между движением в «закрытое» или в «открытое» общество, условием существования которого является становление гражданского общества.

Исторический экскурс

Термин «открытое общество», введенный А.Бергсоном и переосмысленный К.Поппером, преобретает все более широкую популярность в отечественных социологических, политологических и философских кругах66. С ним связывают надежды на становление новых организованностей, «естественно» возникающих в ходе свободного социального взаимодействия67. Именно таким образом определяет термин и К.Поппер, который писал: «Открытое общество» — это такое, в котором нет ничего, что было бы запретно для обсуждения, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения». Однако вопрос о естественности «Открытого общества» и, соответственно, неестественности «закрытого» представляется нам достаточно спорным.

Исходной общностью людей была община. Из нее вырастает именно закрытое общество с неразвитыми личностными и гражданскими структурами, в которых поведение людей регулируется многочисленными запретами морально-этического или правового порядка. Основой такого — «коллективистского» — сознания является «утверждение наивысшего/.../, исключительного значения некоторой группы или коллектива, например, класса, без которых индивид ничто»68.

Другая черта такого сознания — наделение этой группы или коллектива статусом избранности. Утверждается, что такая группа (племя, нация, класс, государство и т.д.) лучше прочих потому, что они избранынекоторой высшей силой в качестве исключительного инструмента для осуществления своих предначертаний. Вне отношения к избранничеству индивид имеет весьма малое значение. Включенность в коллектив дает ему возможность обрести не только ощущение своей значимости, но и четкие, однозначные модели правильного поведения, взаимодействия с другими индивидами и группами, обеспечивает социальный комфорт. Пока общественное устройство воспринимается как нечто самоочевидное и естественное, наличие социальных «табу» не тяготит индивида. Напротив, оно воспринимается как обеспечение «согласия с Богом и Природой», «уверенности в завтрашнем дне» или чего-то в этом роде.

Для того, чтобы общество получило толчок в сторону открытости, необходимы радикальные, катастрофические изменения, когда социальные институты и установления вдруг перестают бы быть естественными для достаточно широкого круга людей, когда исчезает привычное чувство защищенности и социального комфорта.

Подобное потрясение, по мнению многих исследователей, народы Европы и пережили в эпоху Возрождения69. Те конкретные формы, которые принимает социальная реальность в Европе, определялись стремлением катастрофического сознания ренессансного человека «спрятаться» за науку, государство или что угодно другое от невыносимого мира, сконструировать себе защиту. Повсеместность стремления к разрешению «гоббсовой проблемы» и вызвала к жизни институциональные структуры, считавшиеся К.Поппером наиболее продвинутыми в направлении открытого общества, способными «сознательно преобразовывать свои социальные институты соответственно новым обстоятельствам»70. Подобная изменяемость, основанная на примате ответственного индивида над обществом, действительно стала надежным щитом для «цивилизованных» стран, но единственный ли это щит?

Сам же К.Поппер выдвигает альтернативу открытому обществу, имея в виду защиту потрясенного распадом закрытой институциональной структуры индивида, а именно «задержанное» общество.

Этим термином Поппер обозначает общество, отвергающее исторический шанс стать открытым и стремящееся вернуться в племенную неволю71. В таком обществе властные структуры сумели заблокировать инновационные процессы, заслонить от них индивида, не прибегая к его помощи. Иными словами, задержанное общество, к каковым автор концепции относил, в частности, и Советский Союз — тоже способ адаптации к катастрофически меняющимся условиям жизни.

В российской социологической, да и не только социологической традиции концепт «открытое общество» был воспринят не столько как теоретически отрефлексированное понятие, сколько как идеал-проект, к которому необходимо стремиться72. В нем видели некоторое финальное состояние, с которым необходимо соотнести настоящее, чтобы должным образом его осмыслить. Соответственно, «закрытое общество» в духе Поппера трактовалось как негативность. Это положение не отменяется даже в исследованиях, отстаивающих идею самостоятельного пути развития России. В них «российская самобытность» сопрягалась с понятием «открытого общества», а «душный, рациональный Запад» — с «закрытым»73.

Видимо, первым шагом в анализе модели «открытое общество» должна быть определенное прояснение семантики самого термина, его переопределение.

Наиболее корректную дефиницию, на наш взгляд, можно вычленить из концепции «репрезентативной культуры» Л.Г.Ионина74, вводящей разделение культур (типов общества) на «моностилистические» и «полистилистические». Эти последние ориентированы на постоянную инновационную «подпитку извне», что позволяет соотнести такой тип культуры с моделью открытого общества. Условиями, дающими возможность поддерживать подобный режим существования являются:

а) твердая институционально оформленная демократия, позволяющая осуществлять смену правительства без насильственных действий;

б) примат прав личности и меньшинства над большинством, безусловная охрана обществом права на приватность;

в) наличие и сосуществование в обществе многих центров самоорганизации при невозможности давления со стороны ни одного из них.

Эти условия размывают классовую и стратификационную структуру общества, переводят ее в «полистилистический» вид и вместе с тем дают возможность каждому члену общества участвовать в выработке рецептов собственной и всеобщей безопасности. Представляется, что подобное участие каждого в выработке коллективных рецептов безопасности К.Поппер и передавал термином «индивидуализм». Более адекватным аналагом этого понятия в русском языке будет термин «самостояние» (А.С.Пушкин) — способность личности принимать решения и нести за них ответственность.

Соседние файлы в предмете Социология