Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы NZ3.docx
Скачиваний:
313
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
208.73 Кб
Скачать

9) Увещевания к бодрствованию:

а) Пример со смоковницей (Мф. 24, 32-44; Мк. 13, 28-37; Лк. 21. 29-36). «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето» (Мф. 24, 32).

б) Притча о верном и злом рабе (Мф. 24, 45-51). Человек, с одной стороны – раб Божий, с другой – он домоправитель. Рано или поздно человек должен дать ответ, как он исполнил данное ему поручение. Человек всегда должен быть готов дать ответ Богу.

в) Притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). Под ожиданием жениха подразумевается вера в пришествие Сына Человеческого, а под маслом – сопутствующие вере добрые дела. Основной смысл ее изложен в заключении: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет сын Человеческий».

г) Притча о талантах (Мф. 25, 14-30). Вывод: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

д) Притча о Страшном суде (Мф. 25, 31-46). Основной смысл этой беседы: «Эта любовь (милосердие) и выступает на первый план как проявление готовности в образе овец и козлищ на страшном суде царя» (еп.Кассиан), т.е. в этой беседе Христос делает акцент не на «правильной» вере, а на делах любви.

СРЕДА (Мф. 26, 1-16; Мк. 14, 1-11; Лк. 22, 1-6):

1) Совещание первосвященников и старейшин об убиении Христовом «во дворе первосвященника, по имени Каиафы» (Мф. 26).

2) Помазание Господа женою грешницей в доме Симона прокаженного.

3) Предательство Иуды.

57. Три обличительные притчи (Страстная седмица).

Вопрос о власти Иисуса Христа (Мф. 21, 23-27; Мк. 11, 27-33; Лк. 20, 1-8):

В Великий Вторник, когда Господь находился в Иерусалимском храме, приступили к Нему первосвященники, книжники и старейшины. Вопрос о власти, с которым приступили к Иисусу члены Синедриона, стоит в Мк. (11, 27-28) и Мф. (21, 23) после проклятия и иссыхания смоковницы, а в Лк. (20, 1-2 и сл.) после очищения храма, как бы иллюстрируя общее замечание 19, 47-48 о намерении первосвященников и книжников погубить Иисуса, исполнению которого мешало скопление народа. «Какою власть Ты это творишь, или кто дал Тебе эту власть?». «Это» относилось в их устах к очищению храма. Члены Синедриона были уверены, что на этот вопрос Иисус не мог им дать удовлетворительного ответа. Они хотели обнаружить в присутствии народа, что Иисус усвоил Себе не принадлежащую Ему власть. По поводу данного события еп. Аверкий замечает: «На этот вопрос лишним было и отвечать, ибо вопрошающие прекрасно знали, какой властью Господь действует, но сознательно противились этой власти». Но Иисус ответил вопросом на вопрос: с небес или от людей крещение Иоанново? – и отказался ответить на вопрос начальников, пока они не ответят Ему на Его вопрос, т.е Он отвечал самым Своим вопросом: эту власть дал Ему Бог Отец. Не ответив на вопрос Иисуса, члены Синедриона поступили против совести, потому что они сказали не то, что думали, а то, что им казалось выгодным сказать. Они одинаково боялись и возмущения народа и укора в устах Иисуса. Они сказали: «Не знаем». По своему положению вождей народа, они должны были знать. И потому отказ Иисуса ответить на их вопрос имел значение осуждения. Как получивший власть от Отца, Он отказался иметь общение с вождями народа, потерявшего принадлежавшую им власть. Он еще раз подтвердил тот суд, который Он произнес в проклятии смоковнице и разъяснил в очищении храма [Кассиан].

Три обличительные притчи:

Но Он не только подтвердил Свой суд, Он его обосновал в трех обличительных притчах. Обличение относится к современному Христу Израилю, возглавляемому его духовными вождями:

1) Притча о двух сыновьях (Мф. 21, 28-32). Это второй сын, который не исполнил своего обещания работать в винограднике отца и которому Иисус противопоставляет мытарей и блудниц, обращенных служением Иоанна.

В этой притче прослеживаются три основных момента – а) параллели с «блудным сыном» (Лк. 15), б) ответ иудеев есть самоосуждение: «Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31), в) иудеи осуждаются и от Закона – «Иоанн пришел путем праведности» (Мф. 21, 32): «Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему».

2) Притча о злых виноградарях (Мф. 21, 33-46; Мк. 12, 1-12; Лк. 20, 9-19). Это злые виноградари, которым был вверен виноградник и которые начали с того, что оскорбляли и убивали слуг своего господина, посылаемых им за плодами виноградника, и кончили умерщвлением его единородного сына.

В этой притче можно выделить – а) историю домостроительства спасения в притче, б) пророческий характер притчи: «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21, 39).

3) Притча о званных на брачный пир царского сына (Мф. 22, 1-14). Это званные на брачный пир, которые отказались придти, когда пир был готов, и тоже совершили насилие над слугами, посланными царем с последним напоминанием.

В этой притче выделяется насилие над слугами и убиение сына, также истребление убийц и сожжение города их.

Но обличением значение притч не исчерпывается. Положительное учение притч сосредоточено на теме Царства. Это вытекает хотя бы из образа пира – и притом брачного пира – в третьей притче. В положительном учении о Царстве обличительные притчи прежде всего напоминают о субъективных условиях стяжания Царства. К этим условиям относится покаяние, о котором говорит пример старшего сына в притче о двух сыновьях. В общей форме эта мысль выражена требованием отчета, с которым приходят к злым виноградарям слуги их господина и, наконец, его возлюбленный сын, а также образом брачной одежды, которую должны иметь на себе участники трапезы. Человек, не имеющий брачной одежды, извергается вон (Мф. 22, 11, 13). В полном согласии с учением Христовым во время пути выдвигается мысль и об объективных условиях явления Царства. Таковым условием в притче о злых виноградарях является убиение сына. Только будучи отвергнут строителями, камень становится главою угла (Мф. 21, 42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17). Это слово псалмопевца (Пс. 117, 22 и сл.) сделалось для первого христианского поколения одним из главных свидетельств Ветхого Завета в пользу учения о страдании и славе Мессии. Господь провидит не только Свою смерть, но и Свое прославление, построение Церкви на краеугольном Камне, и этот Камень – Он.

Пророческое прозрение философии истории в притче о злых виноградарях не ограничивается общей концепцией домостроительства Божия, но распространяется и на отдельные подробности священной истории. Званные, отказавшиеся придти на брачный пир царского сына и подвергшие насилию слуг царевых (Мф. 22, 5-6), – это все те же духовные вожди иудейского народа. И царь не только не допускает их на брачную трапезу: он истребляет убийц и сжигает город (ст. 7). Как и в притче о злых виноградарях, мы улавливаем в этой подробности конкретное пророчество, получившее исполнение в национальной катастрофе 70 г. Разрушение Иерусалима Титом было Божиим судом над Израилем, осудившим на смерть Мессию [Кассиан].

* Основной смысл этих притч изложен в заключении последней («Мнози бо суть звани, мало же избранных» Мф. 22, 14) и состоит в изложении того факта, что израильский народ отказался от своей богоизбранности, которая перешла отныне к будущей Церкви, составленной преимущественно из язычников и бывших грешников.