Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы NZ3.docx
Скачиваний:
313
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
208.73 Кб
Скачать

63. Тайная Вечеря: умовение Господом ног учеников, спор о старшинстве, установление Таинства Евхаристии.

Умовение ног учеников Ин.:

Омовение ног не составляло часть пасхального ритуала. Это был ритуал, обычный на Востоке. Несоблюдение обычая умовения ног считалось признаком презрения, невнимания к гостю и невежества хозяина [Барсов]. Примеры из Священного Писания: Авраам предложил Ангелам у дубравы Мамврийской (Быт. 18, 3-4); Лот предложил Ангелам в Содоме (Быт. 19, 2); Быт. 24, 31-32; 43, 17-24; Лк. 7, 44: «И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла».

Традиционно умовение выполняется рабом. На Тайной Вечере Господь Сам «препоясался… и начал умывать ноги учеников» (Ин. 13, 4-5). Опоясание по еп. Кассиану – образ приготовления к страстям Самого Христа и Его учеников.

Возражение Петра (Ин. 13, 6, 8). Кассиан в этом видит явное указание, что данное умовение не было частью пасхального ритуала – «в противном случае были бы непонятны те возражения, которые оно вызвало со стороны Петра» и др. Барсов считает, что это – осознание Петром своего недостоинства, апостол не мог допустить, чтобы его Учитель склонился перед ним (ср. Лк. 5, 8).

Смысл умовения:

- Иоанн в вводном замечании толкует умовение ног как проявление любви Учителя к ученикам (Ин. 13, 1).

- Пример и урок смирения: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин, 13, 14-15).

После окончания омовения Господь снова занимает место на вечере: «Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?» (Ин. 13, 12).

Спор учеников о старшинстве (ср. Лк. 22, 24). Господь ответил: «Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22, 27). Эти слова были сказаны после омовения и содержат ссылку на омовение [Кассиан].

Господь предсказывает о предателе (Ин. 13, 21-30): Иоанн, «припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту…».

[по Кассиану]: Господь сказал ученикам о предстоящем предательстве и не только согласился осведомить Возлюбленного ученика, а через него Петра, о лице предателя (Ин. 13, 21-26), но дал понять и самому Иуде, что знает о его намерении (Мф. 26, 25; ср. Ин. 13, 27) – последняя попытка обратить Иуду. По свидетельству Мф. 26, 21-25 и Мк. 14, 18-21 указание предателя было до установления Евхаристии, по свидетельству Лк. после. В Ин., которое не содержит повествования об установлении Евхаристии, указание предателя имеет место после омовения ног. Этот вопрос имеет значение потому, что с ним связан другой вопрос: причастился ли Иуда?

Этот вопрос решается по-разному. Если основываться на тексте Мф. и Мк., представля­ется возможным защищать тезис, что Иисус сказал Свое слово о пре­дателе, который затем ушел, после чего только и имело место установление Евхаристии. Эта возможность не исключается и Ин., по­скольку оно не говорит об установлении Евхаристии. Установление Евхаристии – в схеме Ин. – могло иметь место непосредственно перед Прощальною беседою после выхода Иуды (Ин. 13, 30). Иначе обстоит дело с Лк., где о присутствии предателя Господь говорит после установле­ния Евхаристии: «…Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом» (Лк. 22, 21). Иисус открыто свидетельствует, что рука пре­дающего Его с Ним за столом. Из Ин., а равно и из Мф. (ср. 26, 21-25), также вытекает, что указание предателя было сделано в его присутст­вии. Таким образом, свидетельство Лк. заставляет предполагать, что установление Евхаристии имело место до выхода Иуды, иначе говоря, что он причастился [Кассиан].

Господь предсказывает об отречении Петра (Мф. 26, 34; Мк. 14, 34; Лк. 22, 34; Ин. 13, 38).

После Господь сказал: «когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; …Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22, 35-37). Мечом Господь называет слово проповеди. «Два меча» – обличение противополагаемого и утешение верующих. Слово разделяет на два вида – иной вид слово учения к верным, и иной – слово истины к врагам [Нил Синайский – Барсов].

Установление Таинства Евхаристии:

Об установлении Евхаристии на последней вечере Иисуса с учениками свидетельствует наряду синоптиками и ап. Павел: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 23-25). Господь установил Евхаристию по окончанию трапезы.

Особенность трапезы на Тайной Вечере – квасной хлеб (артос) в противоположность пресному (аксимону) (ПОЧЕМУ, ведь агнца съедают в этот праздник с пресным хлебом. Также вечером 14-го Нисана исчезало все квасное… м.б. потому, что Вечеря была 13-го?).

«Взял хлеб и, благословив, преломил» (Мф. 26, 26). Еще в галилейские дни в беседе о Хлебе Животном в капернаумской синагоге (Ин. гл.6) принятие в снедь плоти и крови Сына Человеческого предполагало пролитие крови и отделение ее от плоти, иначе говоря, страдание и смерть Христа. В установительных словах подразумевающееся досказано. Смысл Евхаристии как причастия смерти Христовой был совершенно ясен для ап. Павла: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 26-27). Но участие в Страстях Христовых предполагает и участие в Его славе, т.е. обожение.

В Лк. 22, 17-20 упоминается о двух чашах. Евхаристическая чаша, предложенная после вечери: «Также и чашу после вечери, говоря…» (Лк. 22, 20), противополагается в Евангелии четырем чашам иудейской пасхи во время вечери, из которых, последняя, по всей вероятности, и упоминается в Лк. 22, 17-18. При таком понимании указание времени 1 Кор. 11, 25; Лк. 22, 20, естественно, распространяется и на евхаристический хлеб. Мы вправе думать, что установление Евхаристии в целом имело место по окончании пасхальной трапезы.

Молитва об укреплении учеников и Петра (Лк. 22, 31-32).

Прощальная беседа и Первосвященническая молитва [Емельянов].

«И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30) – окончание, обычное для ритуальной трапезы.

Смысл Евхаристии:

- В Евангелии от Иоанна нет описания установления Таинства Евхаристии на Тайной Вечери, но в 6-й главе приведено учение о Евхаристии в Беседе о Хлебе Жизни: Основная мысль беседы Ин. гл.6 заключается в том, что Иисус есть хлеб, сшедший с неба (ст.35а), и потому не только вера в Него есть условие жизни и воскресения (ст. 35б, 40, 47-48), но общение с Ним как с хлебом жизни, сшедшим с неба, надо понимать и буквально как принятие Его в снедь. Вкушение плоти и крови Сына Человеческого есть исполнение веры (ст. 48-50). Будучи выражено глаголом τρώγω (ст. 54, 56, 58), буквально «жевать», или «глодать», – оно не допускает спиритуалистического перетолкования, почему и вызвало соблазн присутствующих (ст. 60 и сл.). Как исполнение веры вкушение плоти и крови Сына Человеческого понимается в беседе о Хлебе Животном тоже как условие жизни и воскресения. Воскресение в последний день говорит о полноте жизни в будущем веке. Упоминание «восхождения» Сына Человеческого позволяет понимать и полноту жизни в будущем веке, которую откроет нам участие в евхаристической трапезе, как обожение. Учение беседы о Хлебе Животном сводится к тому, что участие в евхаристической трапезе мыслится как условие жизни и обожение и ставится в теснейшую связь с действованием Духа Святого [Кассиан, 125].

- Евхаристия – воспоминание Христа (Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24).

- Евхаристия – участие в смерти и воскресении Христа (1 Кор. 11, 24).

- Евхаристия – пришедшее Царство: «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 17-18), «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 20).