Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы NZ3.docx
Скачиваний:
313
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
208.73 Кб
Скачать

58. Ответы Господа на искусительные вопросы. Вопрос о власти Иисуса Христа (Страстная седмица).

Три искусительных вопроса:

В ответ на обличение вожди Израиля открывают против Господа организованный поход. Все три вопроса имели целью уловить Господа в слове (ср. Мф. 22, 15; и снова ст. 34). Марк (12, 13) и Лука (20, 20) согласно свидетельствуют о том, что задавшие Господу первый вопрос были подосланы к Нему членами Синедриона. Это и был их ответ – провокацией – на обличительные притчи. Ученики фарисейские и иродиане «отлагают на время свою вражду, чтобы общими усилиями сделать зло ненавистному тем и другим Учителю истины» [свт. Филарет].

1) Вопрос фарисеев и иродиан о подати кесарю (Мф. 22, 15-22; Мк. 12, 13-17; Лк. 20, 20-26). Утвердительный ответ на этот вопрос должен был скомпрометировать достоинство Его как посланника Божия в глазах народа, о котором бы объявили фарисеи. Мессия, священный царь Израиля, не мог допустить подчинения народа чужеземной власти. Отрицательный ответ вызовет донос иродиан на Него римскому правителю как на мятежника и Он будет подвергнут смертному суду. Таким образом, вопрос о подати кесарю в любом случае был поводом к Его убийству, исполнить которое прямо помешало скопление народа.

2) Вопрос саддукеев о семи мужьях одной жены (Мф. 22, 23-33; Мк. 12, 18-27; Лк. 20, 27-38) – о воскресении мертвых. Вопрос саддукеев заключается в попытке подтверждения своего учения о невозможности воскресения законом левирата (Втор. 25, 5-10). Или у жены в воскресение мертвых будет 7 мужей из-за отсутствия детей, 7 потому, что ни один из семи не приобрел на нее преимущественных перед другими прав. Этим бы допускалось многомужество, т.е. вопиющим нарушением закона. Или в самой невозможности удовлетворительного решения заключается доказательство того неоспоримого для саддукеев положения, что мертвые не воскреснут. Но народные массы, под влиянием фарисеев, верили в воскресение. Ожидание Царства Божия было связано с воскресением. В глазах народа, Мессия, отрицавший воскресение, не был бы Мессией. Предлагался выбор «между нарушением закона и оскорблением религиозных чаяний народа», и в том, и в другом случае – попытка найти повод к убийству.

3) Вопрос законника о наибольшей (Мф. 22, 34-40), или первой (Мк. 12, 28-31) заповеди в законе. Законник из среды фарисеев, очевидно готовился завязать с Ним богословский спор на любимую фарисеями тему об обрядах и заповедях. Любая попытка поправить заповедь Божию расценилась бы как богохульство.

Смысл и цель трех искусительных вопросов в том, чтобы Христос косвенно отказался от своего мессианства, войдя в противоречие или с государственным законом, или с законом Моисеевым, или показав отсутствие «богословского образования». Любой ответ Христа мог быть использован против, поэтому предполагавшийся ответ значения не имел. В своих ответах Господь давал положительное учение о трансцендентности Царства Божия этому миру и о бытии в нем человека, основанном на любви. Во всех трех ответах учение Иисуса есть учение о Царстве Божием. В последнем случае оно касается не существа Царства, а моральных условий его стяжания.

Вопрос Христа о Его Божественном достоинстве (беседа о божественном достоинстве Мессии) (Мф. 22, 41-46; Мк. 12, 35-37; Лк. 20, 40-44). Первый вопрос, который Он Сам поставил был вопрос о Христе как сыне Давидове. Он хотел показать, что видеть в Мессии только сына Давидова, значит иметь о Нем представление ложное и опять-таки с Писанием несогласное. Мессия есть Господь. Ему принадлежит Божественное достоинство. Речь идет, конечно, о Мессии во славе. В беседе о божественном достоинстве Мессии Христос, приводя слова 109-го псалма «Сказал, Господь, Господу Моему: сиди одесную Меня, дондеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», обличил невежество иудеев в законе и одновременно дал им свидетельство о Своем Божественном достоинстве и вечном бытии. Потерпев такое решительное поражение, фарисеи уже больше не отваживались искушать Господа коварными своими вопросами, а множество народа слушало Его с услаждением (Мк. 12, 37).