Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория отраслевых рынков Глава 3.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
355.33 Кб
Скачать

3.4.1. Фирма как экономический институт и проблема специфичных активов

Уильямсон сконцентрировал свое внимание на следующих важных для фирмы как экономического института проблемах: ограниченной рациональности, оппортунистическом поведе­нии и специфичных активах.

Ограниченная рациональность относится к ограниченной (несовершенной) способности решать сложные экономические проблемы. Подчас данный экономический феномен отождеств­ляют с ситуацией асимметричного распределения информации. Однако принятие решений в условиях ограниченной рацио­нальности отличается от решений при асимметричном распре­делении информации, что можно проиллюстрировать с помо­щью шахматной игры. Для нее характерно симметричное рас­пределение информации, но в ходе игры возникает столь много различных вариантов решения и возможностей, что самый сильный игрок не может предсказать все ситуации и принять в полной мере рациональные решения. Итак, понятие ограничен­ной рациональности применяется, либо когда само лицо, при­нимающее решение, оказывается неспособным по тем или иным причинам «переварить» огромный объем информации, либо когда сама информация для принятия решений является несовершенной (неполной).

С ограниченной рациональностью тесно связано понятие оппортунистического поведения, которое характеризует реак­цию людей на конфликтные ситуации, связанные с ограничен­ной рациональностью. Они будут вести себя оппортунистичеежи. т.е. в своих собственных интересах, пытаясь, скажем, ис­пользовать пробелы, не отрегулированные контрактами. При отели тин ситуации ограниченной рациональности, как пола­гают Уильямсон и его последователи, возможность проявле-яжя оппортунистического поведения была бы предусмотрена, г ее негативные последствия были бы нейтрализованы (блоки­рованы).

Понятие специфичных активов (см. также пп. 3.3.2) отно­сятся к числу особенных, нетривиальных инвестиций, которые имеют ценность лишь в рамках определенного круга трансак­ций (так, как будет представлено в примере в пп. 3.4.2, — к ин­вестициям в повышение квалификации повара при заключе­нии контракта между ним и капитаном роскошной яхты, об­служивающей богатого предпринимателя). В целом О. Уиль-imcoh идентифицировал наличие четырех разновидностей глецифичных активов [Williamson O.E., 1983]:

  1. специфичность местоположения — определенное терри­ториальное расположение фирмы может предопределить ее лреимущества с точки зрения экономии транспортных издер­жек, затрат, связанных с производственным процессом или по изобретениям. Актив не может быть перемещен в другое место­положение без определенных издержек;

  2. специфичность физических (материальных) активов — примерами являются предприятие или технологическое обору­дование, которые предназначены для строго определенного технологического процесса, применения особого вида сырья, производства продуктов, специфичных для определенных трансакций и не имеющих ценности вовсе или чья ценность за­метно снижается при альтернативном использовании;

  3. специфичность человеческих активов — определяется ква­лификацией индивидуального специалиста или целого коллек­тива (команды), представляющих ценность для некоторых осо­бенных трансакций;

  4. предписанные активы — компания может быть вынужде­на понести значительные издержки или инвестиционные рас­ходы для- удовлетворения спроса покупателя, занимающего на рынке монопольное положение. При изменении рыночного спроса монополистом у компании оказываются связанными значительные не окупившиеся средства.

Согласно представлениям Уильямсона, без проявлений оп­портунистического поведения трансакции осуществлялись бы на рынке при отсутствии необходимости в их интернализации в рамках иерархических структур, т.е. на предприятиях (в орга­низациях). В свою очередь предпосылкой оппортунистическо­го поведения является ограниченная рациональность, которая усиливает аргументацию в отношении подобной интернализа­ции. Третий элемент системы его аргументации таков: специ­фичность активов действует в том же направлении, углубляя преимущества контрактов, свойственных иерархической орга­низации, в сравнении с проводимыми через рынок двусторон­ними контрактами.

При этом специфичные активы уже по своему определению не являются свободно доступными для других пользователей. Их применение в других областях, отличных от данных специ­фических трансакций, неизбежно сопровождается дополни­тельными ТС. Результатом является необходимость относи­тельного постоянства (или длительности) использования спе­цифических активов, чтобы вложенные в них средства смогли бы окупиться. Чем более специфичными являются активы, тем сильнее необходимость поддерживать на постоянной основе взаимоотношения сторон контракта, что легче и рациональнее обеспечивать при интернализации соответствующих трансак­ций в рамках предприятия.

Итогом этих рассуждений является вывод Уильямсона, ана­логичный выводу Коуза, но при применении несколько иной аргументации, а именно: основой существования фирмы явля­ется решаемая ею задача минимизации ТС. Но если у Коуза, как отмечает Уильямсон, эти издержки прямо увязываются с фактом ограниченной рациональности, то самим им использу­ется более сложная аргументация, включающая также оппор­тунистическое поведение и специфичность активов [Уильям­сон О.И., 1996. С- 78]. В ряде последующих тем, в частности при изучении стимулов для вертикальной интеграции (см. п. 11.1), мы вернемся к данным важным результатам анализа.