Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
14-Неспецифич инфекция1.doc
Скачиваний:
351
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
316.93 Кб
Скачать

Постинъекционные абсцессы

Постинъкционные абсцессы возникают от нарушений правил асептики при выполнении инъекций, либо от введения препаратов, обладающих раздражающим действием в ткани, неспособные их резорбировать (введение диклофенака или реопирина в подкожную клетчатку).

Чаще всего встречаются абсцессы после инъекций в ягодичную область у тучных людей, чаще женщин. Причиной является инъекция недостаточно длинной иглой, вследствие чего препарат, предназначенный для внутримышечного введения, попадает в подкожно-жировую клетчатку. Кроме того, у полных женщин контуры ягодичной области определяются нечетко, и инъекции часто производятся не в ягодичную, а нижнюю часть поясничной области, не обладающей достаточным мышечным массивом.

Из препаратов, инъекции которых вызывают развитие абсцессов, наибольшее значение имеют нестероидные противовоспалительные препараты и ненаркотические анальгетики, обладающие местнораздражающим действием. Так же часто бывают абсцессы после инъекций витаминов, биостимуляторов (экстракт алоэ, стекловидное тело), внутримышечного введения раствора магнезии. Практически не бывает абсцессов после введения антибиотиков.

Заболевание развивается постепенно. Яркая клиника наблюдается через 7–14 дней. В месте инъекции появляется болезненный инфильтрат. Боли сначала беспокоят только при движении и пальпации, затем и в покое. Характер их сначала ноющий, затем сменяется на пульсирующий. Интенсивность болей нарастает. Симптомы общей интоксикации сначала выражены слабо – субфебрильная температура, незначительное недомогание. По мере усиления болей лихорадка приобретает гектический характер, нарастает общая слабость, появляются головная боль, тошнота. При осмотре в первые дни болезни определяется болезненный инфильтрат без четких границ, а при локализации воспалительного очага в толще или под большой ягодичной мышцей, инфильтрат может не пальпироваться. По мере нарастания болей и лихорадки инфильтрат становится все более плотным. На коже над ним появляется гиперемия. При сформировавшемся абсцессе в центре инфильтрата начинает пальпироваться размягчение, а гиперемия приобретает синюшный оттенок. Флюктуация определяется редко, только при больших поверхностно расположенных абсцессах. Необходимо отметить, что при глубоком расположении гнойника (под большой ягодичной мышцей) гиперемия на коже может отсутствовать, а контуры инфильтрата оставаться нечеткими. В таких случаях следует ориентироваться на сроки заболевания, а в сомнительных случаях применять УЗИ и пункции под контролем УЗИ. Диагностические пункции «в слепую» редко бывают эффективными и требуют определенных хирургических навыков, отсутствующих у врача общей практики.

Значительно реже наблюдаются абсцессы после подкожного введения вакцин и сывороток в подлопаточную область и предплечья. Особенностью клиники в данном случае является то, что воспалительная местная и общая реакция является нормальным ответом организма на введение многих иммунных препаратов. В этом плане следует отметить вакцины, приготовленные с использованием формалина или карболовой кислоты (вакцина против клещевого энцефалита, антирабическая акцина). Настороженность должны привлекать случаи, сопровождающиеся лихорадкой выше 38ºС, продолжительностью более 3 дней, при увеличении размеров инфильтрата, отсутствии эффекта от назначения противогистаминных препаратов и местной физиотерапии. Использование УЗИ при данной патологии не всегда бывает информативным, так как в толще инфильтрата может образовываться множество мелких гнойников. В то же время следует отметить, что такие гнойники обычно бывают асептическими и поддаются консервативному лечению. Больные с осложнениями вакцинации подлежат госпитализации в хирургический стационар для наблюдения и возможного хирургического лечения.

Очень тяжело протекают постинъекционные осложнения после паравазального введения препаратов, предназначенных для внутривенного введения, в первую очередь хлористого кальция и цитостатиков.

При попадании хлористого кальция в подкожную клетчатку мимо вены пациент сразу испытывает сильное жжение в месте инъекции. В этом случае важно сразу прекратить введение препарата, не меняя положение иглы отсоединить ее от шприца и ввести в нее равное по объему количество 25%раствора сульфата магния. Он нейтрализует хлорид кальция:

CaCl2+MgSO4=CaSO4↓+MgCl2.

Следом за этим место инъекции, из нескольких дополнительных вколов, инфильтрируется 15–25мл 0,25% раствором новокаина. Накладывается полуспиртовый компресс. В дальнейшем больной подлежит наблюдению хирурга. При неблагоприятном течении процесса наступает распространенный некроз кожи и подкожной клетчатки с образованием подкожной флегмоны, а затем обширной раневой поверхности, требующей пластического закрытия. Показаниями к срочной госпитализации являются:

Сохранение болей на протяжении нескольких ближайших часов

Появление на коже синюшных или багровых (затем становятся коричнево-черными) пятен

Яркая гиперемия в месте инъекции

Лихорадка

Значительный отек предплечья и кисти

Признаки пареза нервов кисти

При паравазальном введении цитостатиков (Фторурацил, Фторафур) ближайшие симптомы осложнения, как правило, отсутствуют. Через 1–2 недели в месте инъекции образуется участок некроза, который может инфицироваться с образованием подкожной флегмоны. Вследствие прямого действия введенного препарата самостоятельное отторжение некротических масс затягивается на многие недели, а иногда и месяцы. Больные подлежат лечению у хирурга. Раны после хирургической обработки заживают плохо. Пересаженная кожа часто отторгается. Заживление часто заканчивается образованием грубых келлоидных рубцов со склонностью к изъязвлению.

Соседние файлы в предмете Общая хирургия