Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

I_Bentam_-_Vvedenie_v_osnovania_nravstvennosti

.pdf
Скачиваний:
52
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
9.96 Mб
Скачать

Глава VII

О человеческих действиях вообще

I.

Дело правительства состоит в том, чтобы содейство­ вать счастью общества посредством наказаний и наград. Та часть его дела, которая состоит в наказании, есть, в частности, предмет уголовного закона. Соразмерно с тем, как известное действие стремится нарушить это счастье, соразмерно с тем, насколько это стремление вредно, это действие создает потребность в наказании. Мы уже увидели, в чем состоит счастье: в наслаждении удовольствиями, в обеспечении от страданий.

П.

Общая тенденция известного действия бывает более или менее вредна, смотря по целой сумме ее последст­ вий, т.е. смотря по разности между суммой хороших пос­ ледствий и суммой дурных.

Ш.

Надобно заметить, что здесь, как и далее, если гово­ рится о последствиях, то всегда разумеются только одни последствия м а т е р и а л ь н ы е . Всякий акт должен по необходимости иметь разнообразное множество послед­ ствий, но из них заслуживают рассмотрения только ма­ териальные. Далее, каковы бы ни были последствия из­ вестного акта, человек, который рассматривает их в ка­ честве законодателя, может назвать материальными (или существенными) только такие, которые состоят из стра­ дания или удовольствия или имеют влияние на произве­ дение страдания или удовольствия.

IV.

Надобно также заметить, что в расчете последствий акта должны быть взяты не только такие последствия,

94

Иеремия Бентам

которые могли бы произойти, если бы намерение было вне вопроса, но и такие, которые зависят от связи, какая может быть между этими первыми последствиями и на­ мерением. Связь, существующая между намерением и известными последствиями, как мы увидим дальше, есть средство производить другие последствия. В этом лежит разница между действием разумным и неразум­ ным.

V.

Но намерение относительно последствий известного акта может зависеть от двух причин: 1) состояния воли или намерения относительно самого акта; 2) состояния понимания или способностей восприятия относительно обстоятельств, которыми акт сопровождается, или может казаться, что сопровождается. Относительно этих обсто­ ятельств способность восприятия может иметь три со­ стояния: сознательность, несознательность и ложную со­ знательность. Сознательность, когда сторона (действую­ щее лицо) предполагает существование именно тех об­ стоятельств, какие есть, а не других; несознательность, когда действующее лицо не замечает существования из­ вестных обстоятельств, которые, однако, существуют; ложная сознательность, когда оно полагает или вообра­ жает существование известных обстоятельств, которые на деле не существуют.

VI.

Поэтому при всяком деле, которое разбирается с целью наказания, должны быть рассмотрены четыре вещи: 1) сам акт, который совершен; 2) о б с т о я т е л ь ­

с т в а ,

при

которых он совершен; 3) н а м е р е н ­

н о с т ь ,

которая могла сопровождать его; 4) с о з н а ­

т е л ь н о с т ь ,

несознательность или ложная сознатель­

ность, которая могла сопровождать его.

Что касается акта и его обстоятельств, то они будут рассмотрены в настоящей главе; намеренность и созна­ тельность составят предмет двух следующих.

Введение в основания нравственности и законодательства 95

VII.

Есть также два других предмета, от которых зависит общее стремление акта и от которых, как и от других причин, зависит создаваемое им требование наказания. Это — 1) особенный м о т и в , или мотивы, породившие акт; 2) общее р а с п о л о ж е н и е человека, которое он указывает. Эти предметы будут рассмотрены в двух дру­ гих главах.

vra.

Акты могут быть различаемы разными способами, для разных целей. Во-первых, они могут быть различае­ мы на п о л о ж и т е л ь н ы е и о т р и ц а т е л ь н ы е . Под положительными понимаются такие, которые состо­ ят в движении или каком-нибудь действовании; под от­ рицательными такие, которые состоят в покое, т.е. в том, что человек воздерживается от движения или действования в тех или других обстоятельствах. Таким образом, нанести удар есть акт положительный, не наносить его при известном случае — акт отрицательный. Положи­ тельные акты называются также актами совершения (acts of commission); отрицательные — актами опущения или воздержания.

IX.

Отрицательные акты опять могут быть или а б с о ­ л ю т н ы е , или о т н о с и т е л ь н ы е ; абсолютные, когда они заключают в себе отрицание всякого положи­ тельного действия, например, не наносить удара вовсе; относительные, когда они заключают в себе отрицание того или другого частного рода действования, например, не наносить удара такому-то лицу, такой-то вещи или в таком-то направлении.

X.

Надо заметить, что свойства акта, положительного или отрицательного, не должны быть определяемы непо­ средственно по той форме речи, которая употребляется для его выражения. Акт, положительный по своей при­

96 Иеремия Бентам

роде, может быть охарактеризован отрицательным выра­ жением; таким образом, не оставаться в покое значит то же, что двигаться. И точно так же акт, по своей природе отрицательный, может быть охарактеризован положи­ тельным выражением; таким образом, воздержаться или не хотеть принести человеку пищу в известных обстоя­ тельствах может быть обозначено простым и положи­ тельным выражением у м о р и т ь г о л о д о м .

XI.

Во-вторых, акты могут быть различаемы на в н е ш - н и е и в н у т р е н н и е . Под внешними разумеются телесные акты, акты тела; под внутренними — умствен­ ные акты, акты ума. Таким образом, нанести удар есть внешний акт; намереваться нанести удар — внутренний.

ХП.

Акты р а з г о в о р а представляют род смешения тех и других; это — внешние акты, никаким образом не ма­ териальные (несущественные) и не сопровождаемые ка­ кими-нибудь последствиями и служащие только для того, чтобы выразить существование внутренних. Ска­ зать кому-нибудь об ударе, написать ему об ударе, сде­ лать ему знак об ударе, все это — акты разговора.

Х1П.

В-третьих, внешние акты могут быть различаемы на п е р е х о д н ы е и н е п е р е х о д н ы е . Они могут на­ зываться переходными, когда движение от лица действу­ ющего сообщается какому-нибудь постороннему телу, на котором следы этого движения считаются м а т е р и ­ а л ь н ы м и ; например, когда человек бежит навстречу вам и проливает воду вам в лицо. Непереходными акты могут называться тогда, когда движение не сообщается никакому другому телу, на котором следы его считаются материальными, а, напротив, сообщается отчасти тому же лицу, от которого акт произошел; как, например, когда человек бежит и обливается сам.

Введение в основания нравственности и законодательства 97

XIV.

Акт переходного рода может считаться в своем н а ­ чале или в п е р в о й степени своего хода, когда дви­ жение ограничивается лицом действующим и еще не со­ общилось никакому постороннему телу, на котором бы следы его могли быть материальными. О нем можно ска­ зать, что он находится в к о н ц е или в последней сте­ пени своего хода, как скоро движение или толчок сооб­ щились какому-нибудь постороннему телу. Он находит­ ся в с е р е д и н е или в средней степени или в степенях своего хода, когда движение, вышедшее от действующе­ го лица, еще не сообщилось такому постороннему телу. Таким образом, как только человек поднял руку для удара, акт нанесения им удара находится в своем начале; как скоро его рука достигла ударяемого, акт находится в своем конце. Если акт есть движение тела, которое отде­ ляется от действующего лица прежде, чем достигает предмета, то можно сказать, что в течение этого про­ межутка акт находится в середине своего хода, или in gradu mediativo; например, когда человек бросает в дру­ гого камень или стреляет пулей.

XV.

Акт непереходного рода может считаться в своем на­ чале, когда движение или толчок еще ограничивается той частью или органом тела, из которого оно произо­ шло, и еще не сообщилось никакой части или органу, ко­ торый можно отличить от первого. Он может считаться в конце, когда он был приложен к какой-нибудь другой части того же лица. Так, например, когда человек отрав­ ляет себя, когда он поднес яд ко рту, акт находится в на­ чале; как скоро он находится на его губах, акт в конце.

XVI.

В-третьих, акты могут быть различаемы на п р е х о ­ д я щ и е и п р о д о л ж и т е л ь н ы е . Таким образом, ударить есть акт преходящий; нагибать — продолжи­ тельный. Купить — акт преходящий; владеть — акт про­ должительный.

98

Иеремия Бентам

XVII.

 

Строго говоря, есть разница между

п р о д о л ж и ­

т е л ь н ы м актом и п о в т о р е н и е м

актов. Повторе­

ние актов бывает тогда, когда есть промежутки, напол­ няемые актами различного свойства; продолжительный акт бывает тогда, когда таких промежутков нет. Таким образом, нагибать есть продолжительный акт, продол­ жать ударять — повторение актов.

XVIII.

Далее, есть разница между п о в т о р е н и е м акта и п р и в ы ч к о й или обыкновением. Выражение «повто­ рение акта» может быть употребляемо тогда, когда акты, о которых идет речь, отделяются только короткими про­ межутками и когда целая сумма их занимает только ко­ роткое пространство времени. Выражение «привычка» употребляется тогда, когда предполагается, что акты раз­ деляются длинными промежутками и целая сумма их за­ нимает значительное количество времени. Например, привычку пьянства составляет не то, что человек пил не­ сколько раз, и не то, что пил столько-то в один раз, в один присест; нужно, чтобы сами такие присесты повто­ рялись часто. Всякая привычка есть повторение актов, или, говоря точнее, когда человек часто повторяет те или другие акты после значительных промежутков, о нем го­ ворят, что он предается привычке или приобрел привы­ чку; но не всякое повторение актов уже составляет при­ вычку.

XIX.

В-четвертых, акты могут быть д е л и м ы е и н е ­ р а з д е л ь н ы е . Нераздельные акты — чисто вообра­ жаемые; их легко понять, но никогда нельзя найти им примеров. Акты делимые могут быть таковыми или от­ носительно материи, или относительно движения. Нераз­ дельный акт относительно материи есть движение или покой одного отдельного атома материи. Нераздельный акт относительно движения есть чье-нибудь движение от

Введение в основания нравственности и законодательства 99

одного отдельного атома пространства до другого бли­ жайшего.

В-пятых, акты могут быть п р о с т ы е и с л о ж ­ ные; простые, как, например, приведенные выше акты удара, питья; сложные, состоящие каждый из множества простых актов, которые, хотя и бывают многочисленны и разнородны, получают некоторое единство из их отно­ шения к какому-нибудь общему намерению или общей цели, как, например, дать обед, воспитывать ребенка, со­ вершать триумф, носить оружие, держать суд и т.д.

XX.

Часто при этом спрашивают: что же в таком случае составляет о д и н акт; где кончился один акт и начался другой; было ли случившееся одним актом или многи­ ми? Теперь очевидно, что на эти вопросы часто можно отвечать противоположным образом и одинаково спра­ ведливо; и, если есть случаи, при которых на них можно отвечать только одним образом, ответ будет зависеть от свойства случая и от намерения, с которым вопрос пред­ ложен. Человек при одном ударе получил рану в два пальца — одна ли это рана или несколько ран? Человек побит в 12 часов и потом через 8 минут после 12 — одно ли это битье или несколько? Вы бьете одного человека, и в ту же минуту вы бьете другого — одно ли это битье или несколько? Быть может, в каждом из этих случаев может быть о д и н акт по одним намерениям и н е ­ с к о ль к о по другим. Эти примеры были приведены, чтобы показать обоюдность языка и чтобы люди не му­ чили себя, одни — неразрешимыми сомнениями, другие — бесконечными спорами.

XXI.

До сих пор мы говорили об актах, рассматриваемых сами по себе; мы переходим теперь к о б с т о я т е л ь ­ с т в а м , которыми они могут сопровождаться. Эти об­ стоятельства необходимо взять в расчет, прежде чем оп­ ределять что-нибудь относительно последствий. Иначе

100

Иеремия Бентам

никогда невозможно узнать, какие могут быть последст­ вия известного акта вообще, никогда нельзя узнать, были ли они благодетельны, индифферентны или вредны. В некоторых обстоятельствах даже убийство человека может быть благодетельным действием, в других дать ему пищу может быть вредным действием.

XXII.

Итак, что же такое обстоятельство акта? Это всякие предметы. Возьмите какой угодно акт, и ничто в природе вещей не мешает всякому вообразимому предмету бьггь обстоятельством этого акта. Всякий данный предмет может быть обстоятельством всякого другого.

ххш.

Мы имели уже случай упомянуть о п о с л е д с т в и - я х акта, они были разделены на материальные и нема­ териальные. Подобным образом могут быть разделяемы и обстоятельства акта. Но м а т е р и а л ь н о с т ь есть релятивное понятие: в приложении к последствиям из­ вестного акта оно относилось к страданию и удовольст­ вию; в приложении к обстоятельствам оно относится к последствиям. Обстоятельство может быть названо мате­ риальным (или существенным), когда оно имеет види­ мое причинное отношение к последствиям; нематериаль­ ным (или несущественным), когда оно не имеет никако­ го подобного отношения.

XXIV.

Последствия известного акта суть события. Обстоя­ тельство может быть поставлено в причинное отношение к событию каким-нибудь из четырех способов: 1) спосо­ бом причины (causation) или произведения; 2) способом происхождения (derivation); 3) способом боковой связи (collateral connexion); 4) способом соединенного влияния (conjunct influence). О данном обстоятельстве можно ска­ зать, что оно из тех, которые содействуют произведению самого события: — способом происхождения, когда оно

Введение в основания нравственности и законодательства 101

из числа событий, произведению которых разбираемое событие содействовало; — способом боковой связи, когда любое разбираемое обстоятельство и разбираемое событие, не имея участия в произведении другого, отно­ сятся к какому-нибудь предмету, который участвовал в произведении их обоих; — способом соединенного влияния, когда — имеют ли они какое-нибудь другое отношение между собой или нет — они оба содейство­ вали произведению какого-нибудь общего последст­ вия.

XXV.

Нелишним будет привести пример. В 1628 г. Вилльерс, герцог Бэкингем, фаворит и министр Карла I анг­ лийского, получил рану и умер. Человек, нанесший ему эту рану, был некто Фельтон, который, будучи раздра­ жен плохим управлением, в котором обвинили этого ми­ нистра, отправился из Лондона в Портсмут, где был в то время Бэкингем, вошел в его приемную и, увидев его разговаривающим с несколькими окружавшими его людьми, подошел к нему и, вынув нож, нанес ему рану. При этом с убийцы упала шляпа, которая вскоре и была найдена; а затем найден был окровавленный нож. В шляпе были найдены клочки бумаги с сентенциями, вы­ ражавшими принятое им намерение. Итак, предполо­ жим, что разбираемое событие есть рана, полученная Бэкингемом; те обстоятельства, что Фельтон вынул нож, вошел в комнату, приехал в Портсмут, возымел негодо­ вание при мысли об управлении Бэкингема, само это уп­ равление, назначение Бэкингема министром Карлом I и так далее и далее без конца, все это — обстоятельства, относящиеся к событию получения Бэкингемом раны способом причины или произведения; окровавленный нож — обстоятельство, относящееся к тому же событию способом происхождения; то, что была найдена шляпа, в шляпе писанные сентенции, писание их — обстоятельст­ ва, относящиеся к событию способом боковой связи; по­ ложение и разговоры людей, находившихся около Бэ-

102

Иеремия Бентам

кингема, были обстоятельства, относящиеся к обстоя­ тельствам входа Фельтона в комнату, отправления в Портсмут и так далее способом соединенного влияния: так как они вместе содействовали событию получения Бэкингемом раны, помешав ему остеречься при первом появлении убийцы.

XXVI.

Эти различные отношения не все связаны с событием с одинаковой несомненностью. В самом деле ясно, вопервых, что каждое событие должно иметь те или другие обстоятельства, а в сущности — бесконечное множество обстоятельств, которые относятся к нему способом про­ изведения; само собой разумеется, что должно быть еще больше обстоятельств, относящихся к нему путем боко­ вой связи. Но нет необходимости, чтобы каждое событие имело обстоятельства, относящиеся к нему способом происхождения, и также, следовательно, чтобы оно имело обстоятельства, относящиеся к нему способом со­ единенного влияния. Но из всякого рода обстоятельств, действительно связанных с событием, только небольшое число может быть открыто при самых крайних усилиях человеческих способностей; еще меньшее количество их действительно привлекает наше внимание: когда бывает случай, человек открывает большее или меньшее число их, пропорционально силе отчасти его умственных спо­ собностей, отчасти — его наклонностей. Поэтому коли­ чество и свойство таких обстоятельств известного акта, которые могут считаться существенными, будут, кажет­ ся, определяться двумя соображениями: 1) свойством самых вещей; 2) силой или слабостью способностей тех, кому случается рассматривать их.

XXVII.

Столько мы считали нужным сказать вообще отно­ сительно актов и их обстоятельств, прежде чем рассмат­ ривать особенные роды актов с их особенными обстоя­ тельствами, о которых мы будем говорить в этом труде.