Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

естественно

.PDF
Скачиваний:
80
Добавлен:
01.11.2017
Размер:
6.96 Mб
Скачать

41

нера «Изучение когнитивного развития» (англ. «Studies in Cognitive Growth»), Для написания этой книги в Центре когнитивных исследований при Гарвардском Университете объединились 11 соавторов.

В настоящее время среди психологов находят широкое признание взгляды на то, что «любая теория познания должна напоминать компьютерную программу», т.е. она должна подробно описывать механизм обработки информации, с помощью которого может быть реализована некоторая познавательная функция.

Таким образом, мозг рассматривается как устройство обработки информации.

Существенным вкладом в формирование когнитивного похода явились работы в области когнитивного моделирования выполненные на факультете прикладной психологии Кембриджского университета, возглавляемом Фредериком Бартлеттом (1886—1969). В своей книге «The Nature of Explanation» студент и последователь Бартлетта, Кеннет Крэг, привел весомые доводы в пользу допустимости применения таких «мыслительных» терминов, как убеждения и цели, доказав, что они являются не менее научными, чем, скажем, такие термины, применяемые в рассуждениях о газах, как давление и температура, несмотря на то, что речь в них идет о молекулах, которые сами не обладают этими характеристиками.

Крэг обозначил следующие три этапа деятельности агента, основанного на знаниях: во-первых, действующий стимул должен быть преобразован во внутреннее представление, во-вторых, с этим представлением должны быть выполнены манипуляции с помощью познавательных процессов для выработки новых внутренних представлений, и, в-третьих, они должны быть, в свою очередь, снова преобразованы в действия. Он наглядно объяснил, почему такой проект является приемлемым для любого агента.

Если живой организм несет в своей голове «модель в уменьшенном масштабе» внешней реальности и своих возможных действий, то обладает способностью проверять

42

Рис. 9. Джером Сеймур Брунер (англ. Jerome Seymour Bruner; род. 1 октября 1915, Нью-Йорк, США) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов (Википедия).

различные варианты, приходить к заключению, какой из них является наилучшим, реагировать на будущие ситуации, прежде чем они возникнут, использовать знания о прошлых событиях, сталкиваясь с настоящим и будущим, и во всех отношениях реагировать на опасности, встречаясь с ними, гораздо полнее, безопаснее для себя, а также в более компетентной форме.

В 1945 году, после смерти Крэга в результате несчастного случая во время катания на велосипеде, его работа была продолжена Дональдом Броудбентом, книга «Perception and Communication» которого включила некоторые из первых моделей информационной обработки психологических феноменов. Между тем в Соединенных Штатах работы в области компьютерного моделирования привели к созданию такого научного направления, как когнитология.

Основные дисциплины, формирующие когнитологию, как междисциплинарную область: экспериментальная психология познания лингвистика, компьютерные науки и искусственный интеллект, нейронауки, включая нейроанатомию, нейрофизиологию, философия сознания, антропология.

Когнитивная наука является мощным и эффективным инструментом исследования сознания и мозга человека. Такую оценку в беседе с корр. ИТАР-ТАСС высказал на третьей Меж-

43

дународной конференции по когнитивной науке членкорреспондент РАН, директор Института когнитивных исследований РНЦ "Курчатовский институт" Борис Величковский. "Наши институт, - сказал он, - исследует работу мозга человека естественнонаучными методами, куда входят физические и химические методы, а также объективной регистрации мельчайших изменений в поведении".

"Главное, - подчеркнул ученый, - что в естественнонаучном подходе к процессам познания и их мозговым механизмам нет никакой эзотерики или мистики. Это относится и к тем феноменам мышления, которые, безусловно, имеют, прежде всего, социальную и культурную природу. Когнитивная наука - один из ярких примеров конвергенции различных отраслей науки для исследования конкретной проблемы - сознания и работы живого человеческого мозга".

"Сейчас происходит когнитивная революция, которая выражается в появлении четвертой волны технологий», - отметил Величковский. - Наряду с информационными, бои- и нанотехнологиями мы говорим сегодня о появлении когнитивных технологий, которые обращены на человека, учитывают его психическое состояние и процессы реагирования на окружающие условия. В частности, когнитивные технические системы оценивают состояние человекаоператора и подстраивают под него эксплуатируемую технику. Это - одно из важных направлений работы нашего института".

Отвечая на вопрос, являются ли когнитивные технологии технологиями двойного назначения и не таят ли они угрозы создания средств дистанционного контроля поведения и сознания человека, ученый сказал: "Любое новое технологическое развитие имеет две стороны и может быть использовано как во благо, так и во вред человеку. Однако развитие когнитивных технологий имеет в виду нечто совсем другой, а именно, улучшение адаптивных возможностей человека перед лицом быстро нарастающего информационного давлений. Результатом их применения оказывается снижение стресса и числа операторских ошибок, увеличение продолжительности нормального функционирования памяти и внимания в пожилом возрасте,

44

повышение социального комфорта и уровня уверенности человека в себе".

"Социальный контроль над поведением человека характерен для любых форм человеческого сообщества», - отметил Величковский. - Сегодня с помощью когнитивных технологий мы способны буквально по миллисекундам восстанавливать, что интересовало человека, на что он посмотрел, что стало предметом его внимания. Часто это очень личная информация, поэтому обладание ею может открывать теоретическую возможность вторжения в частную жизнь". "Если общество зрелое и здоровое, - подчеркнул собеседник агентства, - то мы как ученые должны надеяться, что общество определит допустимые сценарии использования такой информации. Закрывать глаза на возможное развитие такого рода исследований у нас или за рубежом было бы неправильным". По мнению эксперта, "в ближайшие годы и, возможно, десятилетия когнитивные технологии буду использоваться главным образом для оптимизации человеко-машинных взаимодействий".

1.5. Психолингвистика, как подход в исследовании психической деятельности.

Психолингвистика — это научное направление, которое изучает природу и функционирование языка и речи, используя данные и подходы двух наук — психологии и лингвистики. Как было сказано выше многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики.

Звуковая речь является одним из важнейших аспектов коммуникативной и познавательной деятельности человека.

Изучение языка в современной психологии занимает центральное место (Р.Л. Солсо) и играет важную роль в современной когнитивной психологии.

Для когнитивной психологии изучение человеческого языка важно по следующим соображениям:

1.Развитие языка у человека представляет собой уникальный вид абстрагирования, механизм которого служит основой познания.

2.Для обработки языка важны форма и способ хранения

45

информации.

3.Язык участвует во многих видах человеческого мышления и решения задач происходят "внутренне" - при отсутствии внешних стимулов. Абстракции, выраженные вербальными символами, позволяют нам судить об этих событиях. Язык одно из главных средств человеческого общения, обмен информацией чаще всего происходит с его помощью.

4.Язык влияет на восприятие, являющееся фундаментальным аспектом познания.

Утверждают, что язык используемый человеком для описания мира, влияет на то, как этот мир воспринимается человеком. С другой стороны, развитие языка в значительной степени основано на восприятии мира.

Язык изучает лингвистика и когнитивная психология. Лингвистика изучает формальное строение языка, включая описание звуковой речи, значений и грамматики. Дисциплина, объединяющая лингвистику и психологию, называется психолингвистикой.

Психолингвистику не следует рассматривать как отчасти лингвистику и отчасти - психологию. Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте - как психический феномен. А поскольку язык - это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний, т.е. когнитилогию.

Итак, звуковая речь является одним из важнейших аспектов коммуникативной и познавательной деятельности человека.

Полагают (И.А.Вартанян и др., 1988), что она отражает физиологические процессы, по крайней мере, двух порядков:

1) Звукогенерирующий аппарат и управляющие его деятельностью речедвигательные механизмы мозга.

2) Центральные механизмы мозга, обеспечивающие собственно возможности создания и соответственно восприятия звуковых форм речи, как систем знаком и сигналов.

Речедвигательная деятельность соотносится преимущественно

46

с мозговыми механизмами экспрессивной речи в ее развернутом моторноакустическом выражении, то знаковосимволическая деятельность соотносится с механизмами внутренней импрессивной речи, связывающей языковые и речевые функции мозга (Е.Н. Соколов, 1967; Жинкин, 1 982; Прибрам, 1975). Взаимодействие речедвигательной и речеязыковой функций обеспечивает возможность реализации коммуникативных и интеллектуально-мнестических аспектов деятельности человека. В речи заключены в первую очередь действия, сформированные организмом в виде символических обозначений. В онтогенезе человека наблюдается постепенное замещение контакта с внешним миром оперированием образами внешнего мира (И.А.Вартанян и др., 1988). И.М. Сеченов писал: "Эта фаза психической эволюции в области мышления начинается как будто бы крупным переломом... ребенок думал, думал чувственными конкретными, и вдруг объектами мысли являются у него не копии с действительности, а какие-то отголоски ее, сначала близкие к реальному порядку вещей, но мало-помалу удаляющиеся от своих источников настолько, что с виду обрывается всякая связь между знаком или символом и его чувствительным корнем" (Павлов И.П., 1952, т.1, с. 365-366). Речь можно рассматривать как интегрированное выражение деятельности мозга, направленное на конструирование реальности, в основе которой лежит чувственное восприятие. И.П. Павлов полагал, что в основе специфики развития человека по сравнению с животными лежат различия тех сигналов, которые способен оценивать мозг. Такими исключительными для мозга человека сигналами, составляющими вторую сигнальную систему, являются слова, эти "сигналы сигналов", посредством которых осуществляются обобщения и абстракции, характеризующие "специально человеческое высшее мышление" (Пав-

лов И.П., 1951, т.З, кн.2, с. 232-233).

Для большинства американских и англоязычных психолингвистов (по образованию, как правило, психологов) в качестве эталонной науки о языке обычно выступает наиболее влиятельная в США лингвистическая теория - генеративная

47

Рис. 10. Иван Петрович Павлов (14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеваре-

ния». Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные (Википедия).

грамматика Н.Хомского в разных ее вариантах. Соответственно, психолингвистика в американской традиции сосредоточена на попытках проверить, в какой мере психологические гипотезы, основанные на идеях Хомского, соответствуют наблюдаемому речевому поведению. С этих позиций одни авторы рассматривают речь ребенка, другие - роль языка в социальных взаимодействиях, третьи - взаимосвязь языка и познавательных процессов. Французские психолингвисты, как правило, являются последователями швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980). Поэтому преимущественной областью их интересов является процесс формирования речи у ребенка и роль языка в развитии интеллекта и познавательных процессов.

И все же магистральные пути лингвистики 20 в. и ее ус-

48

пехи были связаны не с трактовкой языка как феномена психики, а с его пониманием как знаковой системы.

В психолингвистике существует ряд направлений. Изучение развития речи ребенка. Внимание к речи ребенка традиционно для психолингвистики любых ориентации. Преобладающим является чисто феноменологический подход: описывается или речевое развитие одного ребенка (по возможности охватываются все уровни языка), или изучаются частные феномены, свойственные речи большинства детей на некотором этапе развития.

Изучение процессов категоризации.(исследовательские программы Дж.Брунера и Э.Рош.) Начиная с 1970-х годов в центре дискуссий о роли языка в развитии понятийного аппарата и познавательных процессов, оказалась проблема функционирования слов, именующих не отдельные сущности, а классы и категории. Этому способствовала популярность работ американского психолога Элеоноры Рюш о структуре обобщающих категорий типа «птицы», «мебель», «овощи». Обобщение (категоризация) — одна из наиболее фундаментальных мыслительных операций. Поэтому сама проблема обобщения и категоризации существовала в науке со времен Аристотеля и трактовалась в зависимости от тех или иных конкретных задач как философская и логическая, а также как психологическая и психофизиологическая. Формирование способности к обобщению у ребенка всегда считалось важнейшей задачей для тех, кто изучал психологию развития и обучения.

Рош впервые предложила отказаться от рассмотрения совокупности членов категории как множества равноправных объектов, охватываемых обобщающим именем. В науках о человеке именно равноправие членов категории считалось самоочевидным и никем не оспаривалось. Рош попытался показать, что эта традиция не соответствует психологической реальности и представила категорию как структуру, на которой заданы отношения между центром и периферией. Центр - это типичные представители данной категории; чем дальше от центра, тем меньше типичность.

Изучение разговорной речи. С позиций понимания ре-

49

альных процессов говорения и слушания наибольший интерес представляет программа изучения разговорной речи, предложенная в 1960-е годы выдающимся современным русским лингвистом М.В.Пановым и затем реализованная коллективом под руководством Е.А.Земской. Впервые был сформулирован взгляд на разговорную речь как на особую систему, существующую параллельно с системой кодифицированного литературного языка. На каждом уровне системы разговорной речи, будь то фонетика, морфология или синтаксис, действуют свойственные именно разговорной речи закономерности. В самом общем виде особенности разговорной речи связаны с тем, что значительная часть информации содержится не в тексте самого высказывания, а в ситуации общения, взятой в целом (так называемая конситуативность разговорной речи). Соответственно говорящий (неосознанно) ориентируется на то, что слушающий без труда сумеет извлечь нужную ему информацию, поскольку ему в той же мере доступен многослойный контекст ситуации общения. Это мимика и жесты участников коммуникации, время и место действия, речевой этикет, принятый в данной среде и т.д.

Изучения жестового языка глухих. Теория параллельного функционирования двух систем - разговорной речи и системы кодифицированного литературного языка - оказалась очень плодотворной для понимания функционирования жестового языка глухих индивидов. В России это показала дефектолог Л.Г.Зайцева, которая опиралась на исследования Е.А.Земской и ее коллег.

Жестовый язык глухих - это «родной» язык врожденно глухих или рано оглохших индивидов. Жестовая речь как инструмент повседневной коммуникации складывается у глухого ребенка только при условии, что он либо растет в семье глухих родителей, либо достаточно рано попадает в коллектив глухих. Именно овладение разговорной жестовой речью служит условием умственного развития и социальной адаптации глухого ребенка.

По своей функции жестовая речь, с помощью которой глухие общаются между собой в неформальных ситуациях, аналогична разговорной речи. При этом жестовая разговор-

50

ная речь - это не кинетическая калька с обычной разговорной речи, а особая символическая система, в которой есть коммуникативные универсалии, но также и своя специфика. Последняя во многом обусловлена материальной формой существования жестовой речи, поскольку жест реализуется в пространстве, может исполняться как одной, так и двумя руками, притом в разном темпе, а кроме того - всегда сопровождается мимикой. Подобно обычной разговорной речи, жестовая речь глухих принципиально конситуативна.

Параллельно с разговорным жестовым языком в социуме глухих функционирует калькирующая жестовая речь, которая в значительной степени является кинетической копией русского литературного языка. Именно калькирующая жестовая речь используется жестовым переводчиком телевизионных новостей; образованные глухие в ситуации официальных выступлений также используют калькирующую жестовую речь.

Изучение жестового языка глухих как средства коммуникации подтверждает, что любая коммуникативная система обеспечивает адекватную передачу смыслов, необходимых для функционирования культуры данного социума.

Изучения знания языка и знаний о языке («ментальный тезаурус» и отношения внутри него). Еще в начале 20 в. было экспериментально установлено наличие общности словесных ассоциаций у людей, говорящих на данном языке. Позже стало очевидно, что общность ассоциаций может существенно зависеть от субкультуры, к которой принадлежат люди, хотя они и говорят на одном языке. Например, если в эксперименте носителям современного русского языка предъявить слова типа лимон, дождь, роза, свет, бежать с инструкцией отвечать на них первым же пришедшим на ум словом, то большинство информантов в качестве ответовассоциаций дадут слова кислый, сильный, цветок, лампа, быстро и т.п. Если же в аналогичном эксперименте предъявить слова, описывающие социальные и духовные реалии, как, например, родина, вера, идеал, душа, то ассоциации, скорее всего, будут различными, в частности обнаружится зависимость ответов от возраста, образования, принадлежности к той или иной социальной группе.