Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
практ часть 2 чит.pdf
Скачиваний:
74
Добавлен:
20.02.2018
Размер:
1.34 Mб
Скачать

130.Книги, рукописи и повременныя издания, получаемыя Университетами из чужих краев, не подлежат разсмотрению цензуры.

131.Университетския здания освобождаются, на основаниях, изложенных в существующих по- становлениях, от квартирной повинности, как постоем, так и деньгами, а равно и от денежных в поль- зу города сборов. Правило сие не распространяется на те из принадлежащих Университету здания, ко- торыя приносят доход посредством отдачи их в наем.

132.Университеты могут издавать периодические труды ученаго содержания и иметь собствен- ныя типографии и книжныя лавки, на общем основании.

133.Университетам, при коих состоит медицинский факультет, позволяется содержать свои ап-

теки.

134.Если преподаватель и вообще чиновник Университета умрет на службе, не оставив наследни- ков и не сделав о своем имуществе надлежащего распоряжения, то Университет обязан сообщить о том местному Губернскому Правлению, для вызова родственников покойнаго, и буде, в поставленный зако- нами срок, наследников не окажется, то оставшееся после умершаго имущество обращается в собствен- ность Университета.

135.Университетам предоставляется приобретать на праве полной собственности движимыя и недвижимыя имущества. <…>

Политическая история России: Хрестоматия: В 2 ч. / Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мощелков. - М.: Аспект Пресс, 1995. - Ч. 2. - С. 147 - 171.

1.Раскройте содержание понятия "автономия университетов".

2.Какова была модель высшего образования в России?

Документ 8. Указ "О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати". 6 апреля 1865 г.

Данный указ Александра II и утвержденное им мнение "О некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях" определили основные направления цензурной рефор- мы и свидетельствовали об ослаблении правительственного контроля над печатью.

Желая дать отечественной печати возможные облегчения и удобства, Мы признали за благо сде- лать в действующих цензурных постановлениях, при настоящем переходном положении судебной у нас части и впредь до дальнейших указаний опыта, нижеследующие перемены и дополнения:

I. Освобождаются от предварительной цензуры: а) В обеих столицах:

1) все выходящие доныне в свете повременные издания, коих издатели сами заявят на то жела-

ние;

2) все оригинальные сочинения объемом не менее 10-ти печатных листов, и

3)все переводы объемом не менее 20-ти печатных листов. б) Повсеместно:

1)все издания правительственные;

2)все издания Академий, Университетов и учебных обществ и установлений;

3)все издания на древних классических языках и переводы с сих языков;

4)чертежи, планы и карты.

II. Освобожденные от предварительной цензуры повременные и другие издания, сочинения и пе- реводы, в случае нарушения в них законов, подвергаются судебному преследованию; повременные же издания, кроме того, в случае замеченного в них вредного направления, подлежат и действию ад- министративных взысканий, по особо установленным на то правилам.

III. Заведывание делами цензуры и печати вообще сосредоточивается при Министерстве Внутренних Дел, под высшим наблюдением Министра, во вновь учреждаемом Главном по сим делам Управлении.

IV. Действие настоящего указа не распространяется ныне:

а) на сочинения, переводы и издания, а также места в них, подлежащие, по действующим поста- новлениям и распоряжениям, духовной цензуре. Постановления и распоряжения сии, равно как и цензура иностранная, остаются на существующем теперь основании;

б) на повременные и другие издания эстампов, рисунков и других изображений с текстами и без оных, которые подлежат действию цензурного Устава также на существующем основании.

Утвердив вместе с сими те перемены и дополнения, которые оказываются, вследствие вышеиз- ложенных мер, необходимыми в подробностях действующих ныне касательно печати постановлений,

повелеваем Правительствующему Сенату сделать к обнародованию сей Нашей воли надлежащее распоряжение с тем, чтобы она приведена была в исполнение с 1-го Сентября текущего года.

Политическая история России: Хрестоматия: В 2 ч. / Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мощелков. - М.: Аспект Пресс, 1995. - Ч. 2. - С. 186, 187.

Документ 9. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета "О некоторых переменах и дополнениях действующих ныне цензурных постановлениях. 6 апреля 1865 г."

<> II. О повременных изданиях Повременными изданиями считаются:

1)газеты и журналы, выходящие в свет отдельными номерами, листами или книжками;

2)сборники или собрания новых, оригинальных или переводных сочинений или статей разных писателей, издаваемые, под одним общим заглавием, более двух раз в год.

2. Приложениями, принадлежащими к составу газеты или журнала, считаются лишь те, кои не продаются особо ни по подписке, ни отдельными книжками или номерами. Всякое издание, имеющее характер особого журнала или газеты, и которое может быть приобретаемо отдельно, по подписке, или покупкою порознь его книжек или номеров, не считается приложением к другому повременному изданию, хотя бы и имело одно общее с ним заглавие, а потому все установляемые настоящими пра- вилами условия появления в свет должны быть соблюдаемы каждым из обоих изданий порознь.

3. К упомянутым в статье 1-й сборникам не относятся:

1)собрания напечатанных уже прежде сочинений и переводов, вроде хрестоматий;

2)собрания исторических актов;

3)всякого рода словари.

4. Каждый желающий выдавать в свет новое повременное издание в виде газеты, журнала, или сборника, обязан, как и ныне, испросить на то разрешение Министра Внутренних Дел, от которого зависит дозволить выпуск в свет такого издания или без цензуры, или под условием предварительной цензуры. <…>

15.Издатели повременных изданий, изъятых от действия предварительной цензуры, обязывают- ся внести в Главное Управление залог.

16.Залог вносится в следующем размере:

1)для ежедневной газеты или выходящей в свет не менее шести раз в неделю, - 5000 рублей;

2)для всех прочих повременных изданий - 2500 рублей.

17. Обязанности представлять залог не подчиняются:

1)повременные издания, выходящие с разрешения предварительной цензуры;

2)такие, содержание коих, сообразно с утвержденными для них программами, будет чисто уче- ное, хозяйственное или техническое;

3)издания, выходящие от Правительства, а также издания Академий, Университетов и ученых обществ и установлений. <…>

Политическая история России: Хрестоматия: В 2 ч. / Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мощелков. - М.: Аспект Пресс, 1995. - Ч. 2. - С. 187 - 194.

1.Раскройте содержание цензурной реформы.

2.Что означает принцип карательной цензуры?

Задание 4. Заполните формы таблиц

Структура реформ 60 - 70-х гг. XIX в.

Социально-

Политическая сфе-

Духовная сфера

экономическая сфера

ра

 

 

 

 

Основное содержание реформ 60 - 70-х гг. XIX в.

Реформа

Основное содержание

Результаты

 

 

 

Задание 5. Сформулируйте свое понимание особенностей реформаторской политики второй половины XIX века и трудностей преобразования России.

Заполните форму таблицы.

Основные особенности ре-

Трудности реформ

форм

 

 

 

Задание 6. Прочитайте документы и ответьте на вопросы

Документ 10. Изложение рассказа М.Т. Лорис-Меликова о заседании Совета министров 8 марта 1881 г.

Документ раскрывает обсуждение на заседании Совета Министров предложений М.Т. Лорис-

Меликова о созыве комиссий для рассмотрения различных проектов с приглашением представителей земств. Лорис-Меликов предлагал продолжить реформы, распространив их на административно- государственную сферу. Этот проект, одобренный Государственным советом, должен был подпи- сать Александр II 1 марта 1881 г. После убийства Александра II на указанном заседании эту поли- тику поддержало большинство, к которому присоединился и император Александр III. Однако в скором времени он изменил свою позицию, о чем свидетельствует документ 11.

Победоносцев, обер-прокурор святейшего Синода, говорил первым. Он льстиво и неискренно преклонялся перед волею покойного государя, но находил, что [с] приведением ее в исполнение надо обождать. По его мнению, указ, во многом вносящий совершенно новые для народа понятия об от- ношениях подданных к власти, управляемых к управителям, не только не успокоит умы, но породит новые волнения. "Нам и без того волнений довольно, - надо сперва их успокоить". Народ ждет от го- сударя твердой, властной руки, способной укрепить расшатанное внутреннее управление, а не ума- лять эту власть предоставлением обществу давать свой отзыв по вопросам, в которых прежде его мнение вовсе не спрашивалось. Теперь только духовенство и наставляет еще народ на путь истины; народный наш учитель заражен нигилизмом столько же, сколько и прикасающиеся к крестьянину земские люди; только священник учит народ быть верным богу, царю и отечеству. Если священник увидит, что кроме царя есть какое-то собрание, он перестанет говорить народу о царе, и народ совсем забудет царя. "Вот два соображения, по которым я полагаю рановременным ту капитальную рефор- му, которая предлагается".

Маков, министр почт и телеграфов, просит у его величества позволить ему не обсуждать пред- ложенной реформы: "Еще не прошло и недели, как я присягал быть верным государю самодержавно- му; в прочитанном же проекте принцип самодержавия попирается ногами". Он не хочет сказать этим ничего дурного о составителе проекта, но считал бы себя нарушившим присягу, если б стал теперь обсуждать вопрос об ограничении самодержавия...

Речь Л.С. Макова была прервана гр. Лорис-Меликовым, который протестовал в самых резких выражениях против "недостойного" обвинения. Проект одобрен покойным государем и внесен на об- суждение самим императором; оба эти лица самодержцами были, самодержцами и остались. В проек- те нет и мысли об ограничении самодержавия. "Я воспитан, государь, иначе, чем люди, выросшие в канцеляриях: если б я только заметил в ком-нибудь желание ограничить самодержавие, я его убил бы; если б я не мог убить его, я убил бы себя. Все те вопросы, которые предположено отнести к веде-

нию редакционной комиссии, обсуждаются и ныне обществом - в земских, городских и дворянских собраниях; но решаются они в канцеляриях. Пусть же будут они вынесены на свет божий и решаются не наемными людьми, служащими за жалование, а людьми, выбранными землею".

Маков, в свое оправдание, указывает на "разнузданную" печать, которая, так же как и он, поняла проект созыва редакционной комиссии и давно уже требует конституции, стремясь, вместе с нигили- стами, разрушить государство.

Абаза, министр финансов, произнес блестящую речь в защиту предложения. Рядом историче- ских фактов, взятых из последних двух столетий, он доказал, что покойный государь продолжал то, что начал Петр Великий и дополняли Екатерина II и Александр I. Перечислив реформы покойного государя, он доказал, что созыв редакционной комиссии (вернее - подготовительной) есть самая сла- бая реформа, что все предыдущие были сильнее: они носили революционный характер, как, напри- мер, освобождение крестьян; эта же реформа только заканчивает дело, начатое положениями о зем- ских учреждениях и городовых. "Я слышал здесь страшное обвинение: говорили, будто проект, подлежащий рассмотрению, посягает на самодержавие. Это обвинение взволновало меня, но не удивило, - у нас многие еще, даже хорошо знакомые с земскими учреждениями, судебными уставами и другими реформами, не понимают смысла их. Канцеляризм заедает нас: мы выросли в нем, им воспитались и с ним так сжились, что всякое живое, свежее слово, сказанное выборными людьми земли русской, нам про- тивно. Мы даже боимся его, и довольно основательно - оно раскроет наши грехи и не даст нам возможно- сти грешить в будущем. Я слышал здесь заявление, будто теперь не время заниматься подобными рефор- мами. Когда же время? Не рано, а поздно обсуждаем мы этот вопрос: если б покойный государь обнародовал указ хотя бы 19 февраля, он прожил бы последнюю неделю среди ликования народа, всеми благословляемый, а может быть, не случилось бы и страшного несчастия 1-го марта. Начать царствование подписанием лежащего здесь указа - значит сразу укрепить самодержавие на многие века и привлечь на главу самодержца благословение миллионов, говорящих на сотнях языков, и любовь всей империи". <...>

Милютин, министр военный, заявил, что покойный государь в последние дни часто говорил о предстоящей реформе и всегда видел в ней лучший залог благосостояния государства; об ограниче- нии самодержавия ни разу не поднималась речь. "Только здесь, - сказал оратор, - впервые услышал я подобное замечание и глубоко о нем сожалею". Он доказывал, что принцип самодержавия сильнее всего развит в войсках ("и во всяком случае сильнее, чем на телеграфной проволоке и в почтовом ящике"), тем не менее он видит в предлагаемой реформе только продолжение той, которая надела солдатский ранец на всех молодых людей, достигших 21 года. В заключение гр. Милютин сказал: "Как военный министр, я не буду уже переживать тех тяжелых минут, как три года назад, когда рус- ская армия своим штыком, выкованным в стране абсолютизма, расчищала путь для конституции Бол- гарии и Румелии, когда, как ныне, мы покоряем текинцев для того только, чтоб вместо их сердарей поставить своих исправников".

Гр. Валуев, председатель Комитета министров, обратил внимание на значение предлагаемой ре- формы для Западной Европы. Он доказывал, что Россия не имеет еще права называться европейскою державою, что недоверие Европы к нам совершенно понятно: нам чужды учреждения, без коих Евро- па не понимает государственной жизни. России нельзя идти назад. Россия не может ожидать какого- то иного пути, чем тот, каким шли все истории человечества. Если мы дорожим западноевропейской цивилизацией, нам следует подражать учреждениями западных государств, а не деспотиям восточ- ных стран. "Говорят, русское общество, русский народ не дозрели еще до самостоятельной деятель- ности; я спрошу: был ли английский народ развитее русского, когда 500 лет назад пользовался уже свободными учреждениями?"

Гр. Лорис-Меликов ответил, как министр внутренних дел, на обвинение печати в разнузданности и доказывал, что печать в последний год создала сенатские ревизии, восстала против расхищения госу- дарственного достояния, указала правительству много зол и служила лучшею охранительницей законов, нарушителей которых она клеймила и позорила.

Результат поданных мнений: за - гр. Лорис-Меликов, Милютин, Валуев и Адлерберг, гг. Абаза, Сольский, Сабуров, Гирс и Набоков (9); против - Победоносцев, Маков, гр. Строганов, кн. Ливен и г. Посьет (5).

Государь встал, поблагодарил всех. "Итак, господа, большинство высказалось в том смысле, чтоб предложение о созыве подготовительной комиссии из выборных всех сословий было, для блага госу- дарства, приведено в исполнение. Я согласен с большинством и желаю, чтоб указ отнес эту новую реформу к памяти нашего родителя, к которому она принадлежит. Министр внутренних дел изгото- вит указ согласно замечаниям, нами сделанным".

Хрестоматия по истории СССР. 1861 - 1917 / Под ред. В.Г. Тюкав-

кина. - М.: Просвещение, 1990. - С. 195 - 198.