Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
замский умственно отсталые дети.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
3.16 Mб
Скачать

§ 2. Тенденции во взглядах на слабоумие и на состав учащихся специальных (вспомогательных) школ в 70-е годы XX века

В современных взглядах на проблему слабоумия в той или иной степени отражаются тс направления се решения, которые имели место на разных этапах исторического развития. Однако в связи с возросшим уровнем развития науки, в частности генетики, усовершенствованием методов ис­следования, использованием новейших технических средств диагностирова­ния (например, энцефалографии, компьютерной томографии) и т. п.

194

появилась возможность по-новому осветить анатомо-физиологические и этиологические проблемы слабоумия.

Совершенно новые концепции выдвигаются теперь и представителями психологической науки. Возросла социальная и практическая значимость исследований слабоумных в связи с активизацией деятельности государств в области развития помощи аномальным детям.

Те тенденции, которые в настоящее время обнаруживаются во взглядах на слабоумие, в значительной степени зависят от приверженности той или другой группы исследователей к определенной философской концепции, к определенному мировоззрению.

Во взглядах на этиологию умственной отсталости зарубежные исследова­тели придерживаются разных точек зрения.

Одни обусловливают умственную отсталость органическими нарушениями мозга. Другие считают, что умственная отсталость может наступать и без таких нарушений. В качестве других причин умственной отсталости они называют неблагоприятные социальные, семейные, педагогические условия жизни ребенка.

Тех, кто считает, что умственная отсталость обусловливается органически­ми нарушениями, за рубежом именуют сторонниками медицинского направ­ления в учении о слабоумии. Представители этого направления связывают органические нарушения центральной нервной системы с генетическими (эн­догенными) и экзогенными факторами. К первым относятся случаи семейной, наследственной умственной отсталости, а также патологической беременно­сти и родов. Ко вторым относятся только те, которые вызвали органические нарушения мозга в более позднем периоде развития ребенка.

Признается, что к слабоумным с генетической (эндогенной) этиологией относятся только глубокие формы—идиотия, имбецильность, а легкие формы (дебилы, мороны) обусловлены преимущественно экзогенными факторами.

Попытки классифицировать умственно отсталых детей на эндогенных и экзогенных не получили широкого признания за рубежом, так как замечено, что в большинстве случаев оба фактора действуют одновременно; кроме того, возникают большие трудности в отграничении тех и других.

Как уже отмечалось, в настоящее время за рубежом ведутся углубленные исследования клиники и генетики слабоумия. Однако при решении педаго­гических вопросов заметна тенденция игнорировать этиологические факторы. Высказывается мнение, что-поиски причин умственной отсталости имеют чисто научное значение и лишены практического смысла. Такое игнориро­вание этиологических факторов мотивируется тем, что каждый человек является продуктом наследственности и своей социальной среды. Эти факторы так взаимосвязаны, что попытка их отдифференцировать не может быть осуществлена на современном этапе развития науки.

В то же время среди ученых в последние годы возрастает стремление с большой осторожностью подходить к оценке интеллектуальных качеств ребенка, к диагностике умственной отсталости.

. '.--... 195

Также много внимания уделяется расширению и восстановлению соци­альных функций лиц с отклонениями в психофизическом развитии. Это находит выражение в движении за интеграцию обучения аномальных лиц и их «нормализацию».

Между тем в современных зарубежных исследованиях довольно отчетливо проявляются тенденции в понимании сущности, природы умственной о' ста-лости и других более или менее эквивалентных понятий, объективно приводящие к необоснованному расширению круга лиц, на которых распро­страняются эти понятия. К этим тенденциям следует отнести ослабление клинического значения понятий «слабоумие», «умственная отсталость».

Больше того, намечается тенденция рассматривать сами понятия «ин­теллектуальность», «умственное развитие» не столько как качество позна­вательной деятельности, сколько как комплекс личностных особенностей, выражающихся в способности жить в условиях привычной для индивиду­ума социальной среды и быстро адаптироваться к изменяющимся новым условиям.

В свете такого понимания интеллектуальности ведущим признаком ум­ственной неполноценности становится нарушение адаптивного поведения, при котором индивидуум не может в достаточной мере без посторонней помощи обеспечить себя материально.

Это ведет к тому, что понятие «умственная отсталость» становится чрезвычайно аморфным. Круг лиц, относимых к интеллектуально дефек­тивным, необоснованно расширяется, поскольку на приспособленность че­ловека к существованию в обществе влияет не только состояние интеллекта, но и другие психологические качества личности.

Было бы неправильным утверждать, что за рубежом не проводится клиническое изучение умственной отсталости, не уделяется внимание изу­чению этиологии и патогенеза этого состояния. Эти исследования ведутся, но они не объединены с социологическими, психологическими, педагогиче­скими исследованиями в единую систему учения об умственной отсталости. Все эти аспекты изучения умственной отсталости существуют как бы самостоятельно, несколько изолированно друг от друга и порождают само­стоятельные концепции во взглядах на умственную отсталость.

Большинство исследователей сходится на том, что /<2 является если не решающим фактором при диагностировании умственной отсталости, то во всяком случае достаточно надежным, объективным. Эти специалисты при­знают, что, если отбросить /(2 как критерий отсталости, наступит хаос в понимании сущности умственной отсталости.

Сторонники социального критерия умственной отсталости ищут объек­тивные методы определения социальных качеств личности путем социомет­рии; они разрабатывают особые тесты, с помощью которых исследуют эти социальные качества.

Острые дебаты ведутся вокруг вопроса о том, какой /(,) считать верхней границей умственной отсталости и соответственно с помощью какого /<2

196

следует выражать те или другие степени интеллектуальной недостаточности. В послевоенные годы ярко выразилась тенденция считать границей между нормой и патологией более высокий /2- Даже Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 1954 году стала относить лиц с /2 = 80—85 к «субнормальным». Отсюда следует, что к числу умственно отсталых надо отнести 16% всего населения. Явное завышение числа умственно отсталых на основе названного критерия привело к тому, что Комитет по психогигиене ВОЗ принял в 1967 году решение пересмотреть принятые раньше междуна­родные классификации болезней (МКБ) и критерии умственной отсталости. На заседаниях, проходивших в Женеве с 26 сентября по 2 октября 1967 года, ВОЗ категорически возразила против отнесения к умственно отсталым лиц с /2 = 80—85. ВОЗ признала целесообразным выделить следующие уровни умственной отсталости (индексы 311—314 по международной клас­сификации болезней):

  1. слабая умственная отсталость: /2 = 50—70;

  2. умеренная умственная отсталость: /2 = 35—50;

  3. тяжелая умственная отсталость: /2 = 20—35;

  4. глубокая умственная отсталость: /2 —ниже 20.

Таким образом, верхней границей умственной отсталости был признан /2 = 70.

Несмотря на эти рекомендации ВОЗ, некоторые государства (США, ФРГ) продолжают распространять специальное обучение и на лиц с более высоким интеллектуальным коэффициентом.

Указанные выше критерии умственной отсталости (выраженные через /2) ВОЗ признает ориентировочными, но не решающими. Не отказывается ВОЗ и от клинических критериев умственной отсталости, учитывающих характер задержки психического развития и ее этиологию.

Многие зарубежные специалисты считают более важной проблему про­гнозирования различных форм умственной отсталости. Высказывается мне­ние, что в основе классификации слабоумия должны лежать не этиология или /2, а перспективы развития и социальной адаптации или реабилитации. Иначе говоря, прогноз должен служить критерием для типологии слабоумия.

Исходя из перспектив развития слабоумных детей, в последние годы вводятся следующие их градации.

В США, Англии, ФРГ и в других странах термином «слабоумие» пользуются в тех случаях, когда дефективность признается неизлечимой, необратимой, несмотря на успехи, которые могут быть достигнуты в процессе тренировки и обучения.

Термином «умственная отсталость» обозначаются те состояния, которые в значительной степени могут быть преодолены при условии оздоровления окружающей ребенка среды и применения специальных педагогических средств.

Прогрессивные специалисты вынуждены признать трудности и большую ответственность при прогнозировании «обратимости» или «необратимости»

197

умственной отсталости. Они понимают, что ошибка в прогнозе может повлечь тяжелые последствия: слабоумному, признанному «необратимым», не будет оказана в полной мере педагогическая помощь. Поэтому рекомендуется прогнозировать не «обратимость» и «необратимость» умственной отсталости, а возможность продвижения индивидуума в образовательном отношении и в адаптации к среде.

По образовательным возможностям умственно отсталых разделяют на следующие категории:

  1. неспособные заниматься в обычной школе и усвоить ее программу;

  2. способные частично усвоить программу (начальную) обычной школы;

  3. поддающиеся обучению в специальных учреждениях;

  4. способные к тренировке и лечению в специальных учреждениях;

  5. не поддающиеся тренировке.

С точки зрения общественной полезности умственно отсталых грубо разделяют на индивидуумов общественно полезных, общественно бесполез­ных, общественно вредных. Поскольку такая градация (вследствие ее упрощенности) не помогает решению вопросов организации общественной помощи слабоумным, вводятся более тонкие дифференциации умственно отсталых по их социальным качествам.

С этой точки зрения умственно отсталые подразделяются на следующие категории:

  1. могут общаться с окружающими и обслуживать себя;

  2. могут общаться с окружающими, но нуждаются в помощи по самооб­ служиванию;

  3. могут частично своим трудом окупить свое содержание, но нуждаются в опеке;

  4. могут полностью своим трудом окупить свое содержание, но нуждаются в опеке;

  5. могут полностью содержать себя и жить самостоятельно;

  6. не могут общаться с окружающими и нуждаются в полном уходе;

  7. нуждаются в изоляции, социально опасны.

Наибольшей критике в зарубежной литературе подвергается классифика­ция слабоумных по степени отсталости на идиотов, имбецилов и дебилов (моронов). Многие справедливо считают эту классификацию неприемлемой главным образом из-за затруднений в диагностировании пограничных состо­яний между идиотией и имбецильностью, между имбецильностью и дебиль-ностью. Признается, что под эту классификацию подходят крайние формы идиотии и дебильности и некоторые формы имбецильности. В связи с этим внутри каждой степени умственной отсталости выделяются дополнительные категории—низкая, средняя, высокая степень идиотии, имбецильности, дебильности.

Деление слабоумных по этим степеням рассматривается только как административная мера, необходимая при решении соответствующих юри­дических вопросов, формулировании положений государственных актов.

198

Таким образом, понятие умственная отсталость не имеет четких определений. Оно смешивается со многими другими состояниями, при которых возникают затруднения в приспособлении личности к окружающей среде. Интеллектуальный компонент в характеристике умственной отстало­сти не является решающим.

Введение понятия дети с трудностями обучения следует рассматривать как весьма прогрессивное явление. Благодаря этому понятию умственная отсталость отграничивается от состояний, обусловленных эмоциональными и соматическими факторами.

Дети с трудностями обучения занимаются по сравнительно облегченным программам. Некоторые из них посещают специальные классы при массовых школах; другие учатся в обычных классах. В ряде государств для этих детей создаются специальные школы. Благодаря таким мерам решается проблема дифференциации обучения с учетом психофизических возможностей уча­щихся.

В прямой зависимости от того или другого понимания сущности интел­лектуальной неполноценности, ее природы, а также от взглядов на задачи вспомогательной (специальной) школы находятся методы диагностирования умственной отсталости и организация отбора учащихся этих школ. Правда, вокруг вопросов отбора учащихся специальных школ ведутся острые споры.

В тех странах, где при отборе детей во вспомогательную школу игнори­руется роль клинического фактора, врачебное обследование, если оно вообще проводится, играет второстепенную роль. Для зачисления ребенка во вспо­могательную школу достаточно найти подтверждение его отставания в умственном развитии от его сверстников. Несмотря на рост возражений против чисто тестового обследования детей, при описываемом подходе основным критерием отсталости ребенка является /2.

Наиболее популярной современной тестовой системой, принятой в США и в других странах, где ведется измерение /(}, следует признать так называемую Вскслеровскую скалу (шкалу) для измерения умственных способностей. Эта шкала имеет несколько вариантов: шкала для детей, шкала для взрослых разных возрастных групп. Первый вариант этих тестов, известный как шкала Векслера—Белльвью, был разработан в 1939 году для детей и в дальнейшем усовершенствовался.

Скала Векслера для детей в последней модернизации имеет 10 групп заданий (пунктов), из них 5 вербальных, 5 действенных.

Вербальная шкала включает задания, с помощью которых стремятся:

  1. установить уровень образованности, эрудированности (общая инфор­ мация);

  2. измерить практические суждения—что нужно сделать при определен­ ных обстоятельствах (как у Бинэ);

1) В нашей стране учащихся с такого рода психолого-педагогическими характеристиками называют детьми с задержкой психического развития.

199

  1. измерить арифметические способности—предлагается выполнить устно различные счетные операции;

  2. установить сходство между предметами;

5) выявить запас слов, словарь, умение объяснить значение слов. Действенная шкала предусматривает:

  1. завершение картин, в которых недостает какого-то элемента;

  2. размещение картин в последовательности, соответствующей содержа­ нию предлагаемого рассказа;

  3. моделирование—из набора плоских деталей предлагается смонтировать определенную фигуру;

  4. конструирование объемных фигур из блоков (измерение пространст­ венной ориентации);

  5. нахождение выхода из лабиринта.

Современные тестологи видят достоинство Векслеровской шкалы в ее универсальности: она учитывает способности, жизненный опыт и отражает все виды мыслительной деятельности.

Организация отбора учащихся специальных школ за рубежом отличается большим разнообразием.

В некоторых государствах (Англия, Япония, Бразилия и др.) все дети при поступлении в школу проходят тестовое обследование с целью выявления тех, кто с принятой в этих странах точки зрения отклоняется от нормы. Детей, признанных аномальными, помещают в особые условия с первых дней их обучения в специальных классах при обычных школах или в специальных школах или же направляют на дополнительное медико-педа­гогическое обследование, после которого окончательно решается вопрос о типе учреждения, в которое они должны быть помещены.

В большинстве стран нуждающихся в специальном обучении детей выявляет учитель в процессе их обучения в обычной школе. Затем детей направляют на обследование в специальные медико-психологические цент­ры, постоянные комиссии и другие организации.

Из этого обзора мы видим, что во всех странах решающим фактором при переводе ребенка в специальные школы является низкий коэффициент интеллектуального развития. Однако, как уже отмечалось выше, в последние годы высказывается ряд критических замечаний в адрес тестового метода обследования ребенка. В результате растет число стран, которые, используя тесты в качестве основного метода диагностирования умственной отсталости, дополняют его педагогическим, психологическим и клиническим изучением ребенка.

Дефсктологи большинства бывших социалистических стран рассматрива­ют вспомогательную школу как учебное заведение только для умственно отсталых детей, а умственную отсталость—как атипическое развитие ребен­ка, обусловленное органическими нарушениями центральной нервной сис­темы. Поэтому вопрос о приеме ребенка во вспомогательную школу решается на основании комплексного медико-педагогического обследования. Важно,

200

что психологические, педагогические и клинические данные имеют равную диагностическую значимость. Поставить диагноз «умственная отсталость» и направить ребенка во вспомогательную школу можно только после того, как педагог и психолог установят факт интеллектуальной недостаточности, а врачи—патологию высшей нервной деятельности.

В нашей стране в качестве дополнительного метода психологического изучения ребенка применяют тестовое обследование. Но его диагностическая функция ограничена.