Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
замский умственно отсталые дети.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
3.16 Mб
Скачать

§ 4. Развитие сети вспомогательных классов и школ в Москве

Через год после открытия первого в Москве вспомогательного класса при Третьем Ольгинско-Пятницком женском училище в 1909 году в Москве открылся вспомогательный класс при Смоленском первом женском училище. В этот класс приняли 15 девочек, отчисленных из первых классов после пребывания в них от 1 до 3 лет. В отборе учащихся принимал участие В. П. Кащенко.

Осенью 1910 года это училище было преобразовано в самостоятельную вспомогательную школу под названием «Смоленское вспомогательное второе училище» (угол Смоленского бульвара и Б. Левшинского переулка). Это была первая в России вспомогательная школа.

По описанию врача О. Фельцмана, участвовавшего в комплектовании первой вспомогательной школы, учащимися этой школы были дети фабрич­ных рабочих, мелких ремесленников, домашней прислуги, бедняков, нищих. О. Фельцман отмечает, что эти дети «по интеллекту не так уж плохи». Они не столько отставали в умственном развитии, сколько страдали от недостат-

274

ков поведения и физической неполноценности. Среди них было много педагогически запущенных.

Как правило, во вспомогательную школу принимали тех, кто безуспешно занимался в обычной школе в течение 2 лет. В единичных случаях во вспомогательную школу зачисляли непосредственно из семей. Все дети получали в школе бесплатный горячий завтрак. Летом учащихся вывозили в летнюю колонию.

С 1910 года в Москве ежегодно открываются новые вспомогательные классы при начальных школах и новые самостоятельные вспомогательные школы.

Осенью 1910 года было открыто 6 новых классов в различных районах Москвы. В 1911/12 учебном году в Москве функционируют 16 вспомога­тельных классов в 7 различных школах. В 1916 году был 51 вспомогательный класс в 20 школах. По подсчетам училищных врачей, потребность во вспомогательных классах примерно в два раза превышала их фактическое наличие. Предполагалось, что во вспомогательном обучении нуждалось 2,1 % учащихся от обучавшихся в начальных школах детей. Если исходить из того, что в 1914 году в начальных школах Москвы занималось 70 000 учащихся, то количество подлежавших вспомогательному обучению детей составляло 1470.

Необходимость развития в Москве вспомогательного обучения была связана с тем, что в ноябре 1909 года Московская городская дума приняла постановление о введении в Москве всеобщего четырехлетнего начального обучения (раньше было трехлетнее). Введение всеобщего обучения, как это было и на Западе, всегда выдвигает проблему борьбы с второгодничеством и отсевом учащихся.

В связи с этим Московская городская дума поручила в 1910 году Московской городской управе подробно разработать вопросы, связанные с развитием вспомогательного обучения.

Московская городская управа после ряда совещаний с врачами и учителями вспомогательных школ выработала программу деятельности в области вспо­могательного обучения:

  1. выяснение потребности во вспомогательных классах;

  2. определение количества неуспевающих в начальных школах Москвы и причин неуспеваемости (аномальность, слабые способности, педагогиче­ ская запущенность);

  3. разработка условий приема во вспомогательные классы;

  4. типы классов и их организация;

  5. учебные планы и программы вспомогательных классов и школ;

  6. подготовка персонала;

  7. условия работы персонала;

  8. врачебно-педагогический надзор за деятельностью вспомогательных классов.

Такая широкая программа деятельности вызвала необходимость в созда-

•• ' .••••' '" ,••• : ' . . . -•. 275

нии в Москве постоянного органа, который занимался бы разработкой этих вопросов.

В сентябре 1910 года такой орган был создан—Комиссия по вопросу об организации вспомогательных классов при начальных училищах, В 1912 году эта комиссия была преобразована в специальную постоянную конфе­ренцию при Московской городской управе по обсуждению деятельности вспомогательных классов и школ. Эта конференция объединяла учителей и врачей вспомогательных учреждений.

Председателем комиссии был известный педагог Николай Владимирович Чехов (1865—1947), заместителем—доктор О. Б. Фельдман, секретарем— Е. И. Баженова.

Названные выше комиссия и конференция провели исключительно пло­дотворную работу по изучению неуспевающих учащихся московских на­чальных школ, по разработке положений о вспомогательных школах, их учебных планов, программ, по изучению зарубежного опыта, по совершен­ствованию методов обучения учащихся вспомогательных школ. Однако ни одну из разработанных конференцией рекомендаций не удалось претворить в жизнь до Октябрьской революции. Только в 1922 году вышел сборник «Вспомогательные школы для отсталых детей» под редакцией Е. В. Герье и Н. В. Чехова, в котором впервые были опубликованы материалы названной выше конференции.

Комиссия при Московской городской управе начала свою работу с выявления и изучения неуспевающих детей I—II классов московских начальных школ. Эта работа была проведена впервые в 1911 году в качестве пробной (4000 детей). В 1912 году эта работа носила более широкий размах (более 34 000 учащихся). Обследование неуспевающих детей осуществляли врачи и педагоги. Материалы этого обследования имеют большую ценность и в наше время, так как могут быть использованы для различных сравни­тельных исследований. Результаты состоявшегося в 1911 году обследования были доложены в 1912 году Г. М. Беркенгеймом на I съезде деятелей по народному образованию в Московском городском общественном управлении. Это обследование показало, что число неуспевающих в I—II классах городских школ составляет 24,8%. Неуспеваемость в основном приходится на арифметику и правописание. Из общего количества учащихся этих классов, по мнению Г. М. Беркенгейма, около 4% должно обучаться во вспомогательных классах. Остальные неуспевающие могут усвоить програм­му нормальной школы при условии удлинения для них срока прохождения этой программы на один год.

Среди неуспевающих учащихся большое количество детей имело физи­ческие недостатки, страдало болезнями нервной системы и дефектами речи. У 20% этих детей запаздывало развитие речи и ходьбы. Среди родителей детей, не могущих обучаться в нормальной школе, в 35% случаев отмечен алкоголизм, в 17%—туберкулез, в 20% случаев душевные и нервные болезни.

276

Более широкое обследование учащихся I—II классов начальных школ, проведенное в 1912 году,'внесло некоторые коррективы в приведенные выше показатели. Так, было установлено, что число неуспевающих в этих классах составляет 20%. Кандидатами во вспомогательные школы были признаны 14% от числа неуспевающих или 2,8% от всех учащихся I—II классов (973 человека). Более тщательное обследование кандидатов во вспомогательную школу показало, что часть из них все же может учиться в нормальной школе.

В дальнейшем Московская городская управа при планировании сети вспомогательных классов исходила из того, что 2,1 % учащихся I—II классов начальных школ подлежит зачислению во вспомогательные классы. Этот, показатель совпадает с теми, которые были в это же время установлены и за рубежом.