Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сопер П. Основы искусства речи.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
08.07.2019
Размер:
1.76 Mб
Скачать

2. Дедуктивный план

Вообразите, что вам нужно убедить товарищей по кружку искусства речи пойти на русский балет, дающий представление в вашем студенческом городке. Допустите далее, что только немногие из ваших слушателей знают, что такое балет. Задайте себе вопрос; «Что может убедить их пойти на балет? Не следует ли доказывать, что балет—вообще заслуживающее внимания зрелище? Вряд ли. Выходит, что посещение балета — нечто похожее на обязанность. Не стоит ли представить доказательства, что балет — приятное зрелище, чтобы убедить их посетить его? Пожалуй. Но не должен ли я рассказать им о данном балетном представлении? Разумеется». Рассуждая таким образом, вы становитесь на путь дедукции. Вам остается сказать так:

Если хорошее балетное представление доставляет удовольствие и если это хороший балет, мои слушатели получат удовольствие, посетив его.

Таким образом, вы напали на план речи. Придайте ему форму силлогизма, как показано в следующем примере:

Большая посылка: Хорошие балетные представления доставляют удовольствие.

Малая посылка: Объявленное представление русского балета хорошее.

Заключение: Отсюда следует, что представление доставит удовольствие.

Может быть, вам заблагорассудится несколько изменить формулировку этих стадий рассуждения, однако согласитесь, что главными разделами вашей речи должны быть две посылки.

Дедуктивный процесс часто называют рассуждением, исходящим из принципа. Именно таковы рассуждения, в которых исходный пункт покоится на авторитете обычая, традиций и закона. Призывы в таких рассуждениях предполагают стремление людей подчинять свои убеждения и действия принятым правилам поведения. Поэтому призывы к чувству чести, долга, патриотизма, гражданской гордости и так далее легко изложить в виде доводов, основанных на общепринятом положении или на авторитетном указании. Например:

Конкретная цель оратора (заключение силлогизма) : Наши местные детские клубы должны быть в числе бесплатных мероприятий, проводимых за счет общинного фонда.

Основные разделы главной части речи:

1. Большая посылка: Бесплатные мероприятия, имеющие важное значение для будущего общины, должны проводиться за счет ее фонда.

2. Малая посылка: Местные детские клубы имеют важное значение для будущего общины.

3. ПЛАН НА ОСНОВЕ АНАЛОГИИ

Общая структура речи, развиваемой по методу аналогии, имеет много общего с планом информационной речи, построенной на сопоставлениях. Но в данном случае извлекаемый вывод носит особый характер: если два явления сходны в одном или более отношениях, они сходны и в другом отношении. Довод за принятие системы чести, приведенный выше, можно изложить в виде аналогии в соответствии со следующими основными разделами:

1. Система чести оправдывает себя в Юго-Восточном университете.

2. Условия для введения системы чести у нас те же, что и в Юго-Восточном университете.

Преимущество плана по аналогии в данном и других случаях заключается в том, что при его помощи можно показать, каким будет предложение в действии. Он подобен плану, выработанному на основе сопоставления теории и практики, о котором речь впереди. В до­водах такого рода, как приведенные выше, план на основе аналогии содержит обращение к естественному стремлению не уступать и посоревноваться по части различных достижений.

4. ПЛАН НА ОСНОВЕ ВЫВОДОВ О ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ

Если в ваше намерение входит показать, что данное положение вещей является причиной или следствием другого положения, вы можете применить описываемый нами план. Допустим, вы желаете доказать, что установка надлежащей осветительной аппаратуры в промышленном предприятии поднимет производительность труда. В таком случае вы могли бы в качестве главных разделов доклада приводить конкретные примеры повышения производительности труда после улучшения условий освещения. Это было бы обобщением случаев причинной зависимости.

Впрочем, весьма часто то или иное положение вещей или совокупность условий принимаются оратором как предполагаемые причины, или следствие, или признак одного или другого, и он переходит к доказыванию их. Это дедуктивный метод рассуждения о причинной зависимости. Например:

Конкретная цель (заключение силлогизма): Страна идет навстречу другой экономической депрессии.

Главные разделы доводов (малая посылка): I. Инфляция растет.

II. Обнаруживаются признаки перепроизводства.

III. Кредит весьма разросся.

IV. Растут экспортные излишки.

В таком изложении доводы приобретают форму энтимемы. Скрытая большая посылка гласит: всякий раз, когда появляются условия, перечисленные в главных разделах, мы идем навстречу депрессии.

5. ПЛАН ПО СХЕМЕ: ЗЛО И ПРЕОДОЛЕНИЕ ЕГО

Приводимый здесь образец развития — один из наиболее важных и обычных в агитационной речи. Выражения «удовлетворить потребность» и «решить проблемы» часто встречаются в характеристике плана данного вида. Когда приходится отстаивать те или иные изменения или, наоборот, противостоять им, вы должны суметь доказать, 1) что существует или отсутствует потребность в переменах, или в том, чтобы недостатки были упразднены, или в том, чтоб проблема была решена. Если вы отстаиваете перемены, вам следует доказать, 2) что они удовлетворяют назревшую потребность, ликвидируют зло или решат проблему. Обычно, если вы противостоите предлагаемым изменениям, вы должны доказать, что они не удовлетворят потребности, не исправят зла или не решат вопроса. Нет необходимости употреблять такие выражения — зло, потребность, проблема; действительно, они уже примелькались. Но независимо от формулировки эти два предмета спора неизбежны в большинстве речей, имеющих цель убедить в вопросах, относящихся к линии поведения. Они могут быть обнаружены и в речах, склоняющих к действию, когда к слушателям обращаются с просьбой принять участие в преодолении недостатков или в решении вопроса.

Часто необходимо добавить еще и третий пункт — о выполнимости предложения, направленного к удовлетворению нужды в переменах. Случится, что потребуется и четвертый пункт, хотя, как и третий, он может быть поглощен вторым. Четвертый пункт: не связано ли предложение о переменах с такими же (или еще большими) недостатками, как и ныне существующие? Там, где оппозиция сильна или активна, четвертый пункт, или вопрос, окажется весьма важным.

Учащийся избрал как тематическое задание речи следующее предложение:

В нашем студенческом городке должен быть построен студенческий клуб.

Выдвинутые им соображения были следующие:

I. Существующие условия для отдыха, собраний, банкетов, танцев и других общественных мероприятий не соответствуют нашим требованиям.

II. Постройка здания для студенческого объединения наилучшим образом удовлетворит наши потребности.

План построен по схеме: потребности и их удовлетворение. В него включено два основных вопроса. Но этого было недостаточно. Оратор не продумал проблему до конца. Он занялся вопросами, которые легче всего было решить, но пропустил один пункт, имевший для руководства наиболее важное значение,—пункт о выполнимости предложения, другими словами, вопрос о том, есть ли необходимые средства для постройки клуба. Оратор мог бы подойти к проблеме дедуктивным путем. Ему следовало задать себе вопрос: Что подтвердило бы правильность проекта? Тщательное обдумывание привело бы к обобщенному суждению (большая посылка): Если есть нужда в студенческом клубе, если он удовлетворит существующие потребности и если это мероприятие осуществимо с финансовой точки зрения, то клуб у нас будет. Таким путем он подошел бы ко всем трем насущным вопросам.

Никогда не забывайте, что отвлеченное доказывание наличия недостатков и нужд может не дойти до глубины сознания ваших слушателей. Следующий отрывок взят не из речи, а из очерка, написанного одной матерью, не пожелавшей назвать свое имя. Но как «аргумент», подкрепляющий призыв к борьбе с полиомиелитом, он, по всей вероятности, гораздо больше значит, чем чисто фактические доклады со многих точек зрения о недуге и методах лечения:

После радостного дня, проведенного в играх на пляже с моим пятилетним малышом, я уложила его в постельку. Он поцеловал меня, и я на цыпочках ушла из спальни. Сердце мое было полно радости — какой он крепыш!

В ту ночь его поразил детский паралич. Целыми месяцами его искривленные ручки и ножки беспомощно лежали крепко забинтованные. К счастью, об этих днях у меня сохранились лишь какие-то отрывки воспоминаний... И был вечер, когда муж и я сидели у постели Ларри... Доктор сказал, что Ларри будет жив. Его голова безжизненно свисала, шея уже не могла поддерживать ее, тело исхудало, а личико сморщилось, как у маленького старичка. Неужели передо мной цветущий шалун былых дней... там на пляже?

Это было шестнадцать лет назад. Ларри еще калека. Но...

... только несколько недель назад Ларри вошел в гостиную и разложил на кресле спортивный свитер с инициалами своей команды .

Агитатор не всегда имеет дело только с двояким выбором. Может оказаться несколько способов устранения зла. В таком случае следует воспользоваться приемом, который часто называют многосторонним выбором. При его применении вы сначала обсудите недостатки или проблему в целом; затем докажете, что ни одно из нескольких предлагаемых средств не удовлетворительно, и, наконец, продемонстрируете, что предлагаемый вами план заслуживает предпочтения. В тех случаях, когда потребность или проблема очевидны, можно просто констатировать это во вступлении и обсуждать каждое возможное предложение как самостоятельный раздел главной части речи. Или о том, что, по вашему мнению, подлежит изменению, допустимо представить свои соображения в первом главном разделе, а о нескольких других альтернативах — в следующих разделах. Например:

У нас несколько альтернатив: а) продолжать нынешний курс частной экономики с ограничениями от случая к случаю; б) обратиться к ничем не ограниченной экономике по принципу laissez faire; в) перейти к полному огосударствлению и государственному регулированию или г) установить систематическое правительственное регулирование частной экономики.

Альтернатива, защищаемая вами, должна, по общему правилу, обсуждаться в последнюю очередь.

Этот план подходит для речей, имеющих целью убедить в вопросах факта или линии поведения, и для речей, склоняющих к действию. В нем применимы противопоставления, имеется свой кульминационный пункт, и, кроме того, он создает ощущение неотразимости за­вершающих выводов. Им часто можно пользоваться в сочетании с умозаключениями о причинной связи, для того чтобы доказать, что принимаемые нами за причину или следствие факты совсем не являются таковыми. В речи, приводимой ниже, желательным представляется городское управление, свободное от коррупции, и все способы создать такой муниципалитет отвергаются, кроме одного.

Как нам избавить город от продажного управления? Существует только один способ:

I. Это — не попытки оказать влияние на нынешних его чиновников.

II. Это — не применение наказаний к отдельным нарушителям.

III. Это — не голосование за кандидатов партий, проявляющих особую активность.

IV. Этот способ заключается в создании новой народной партии и оказании ей всемерной поддержки.

6. ПЛАН ПО СХЕМЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Томас Э. Дьюи и Гарольд Э. Стассен во время кампании по выборам президента в 1948 году в своих выступлениях по радио дебатировали вопрос: «Следует ли объявить вне закона коммунистическую партию?» Предмет спора обоих ораторов сводился к следующему:

Будет ли такой закон нарушением основных прав американского народа?

Ослабит ли он коммунистическое влияние? Другими словами:

Правилен ли закон теоретически?

Целесообразен ли он практически?

Поэтому оба оратора избрали план, основанный на вопросах теории и практики. Они понимали, что такой план выступления в пользу закона или против него наилучшим образом осветит вопросы, на которые слушатель желал бы получить ответ.

Когда-то было проведено обследование, какой процент выдвигавшихся теоретических воззрений подтвердился фактически. Оказалось, что только одна теория из сотни тысяч отвечала действительности. Поэтому большинство людей не без оснований подозрительно относится к непроверенным теориям и следует совету Попа:

Не первым будь, кто проверяет новизну,

И не последним, кто отвергает старину.

Если ваше предложение еще не проверено на практике, сравните его с известными, проверенньми явлениями; покажите, что предлагаемое вами не противоречит традициям и практике. Вам неизбежно придется встретиться с обычными возражениями: «Много шуму, да мало толку», «Много дыму, да мало пылу» и т. д.

7. ПЛАН ПО СХЕМЕ: ДОЛГ И ВЫГОДА

Призывая к действию, вы можете построить речь так, чтобы в каждом ее разделе содержалось указание на особый мотив действия. Наиболее частое сочетание мотивов объединяет сознание ответственности или чувство долга, с одной стороны, и соображения личной выгоды — с другой. Иллюстрация такого построения —обращения к населению во время второй мировой войны с просьбой приобретать облигации военного займа:

I. Военный заем поможет дяде Сэму выиграть войну.

II. Покупка облигаций военного займа — прекрасное вложение средств.

Призывы, обращенные к чувству долга, отнюдь не должны выдвигать на первый план только маловоодушевляющее и не особо приятное сознание обязанности. Им должны сопутствовать обращения к чувствам гордости, преданности общему делу, к сознанию мощи и превосходства, как например видно из следующего призыва к патриотическим чувствам в речи Альвина Оуслея:

Иные флаги — символ славного прошлого. Этот флаг — символ славного будущего. Он не столько знамя наших отцов, сколько знамя наших детей и всех — еще не родившихся — детей наших детей. Это знамя будущего. Это провозвестник «грядущих лучших дней». Это не флаг вашего короля. Это ваш флаг и всех ваших друзей.

Да не будет вам стыдно, если иной раз комок подкатит к горлу и слезы навернутся на глаза, когда вы увидите, как наш флаг реет на мачтах наших кораблей во всех морях или развевается на всех флагштоках республики. Это самые достойные чувства. Дорожите ими, чтите их как знамение божества.