Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семейное право андопольская.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
1.75 Mб
Скачать

Раздел III Семейные правоотношения

Глава 10 Правоспособность и дееспособность в семейном праве

85

способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Я.Р. Веберс возражает против возможности применения граждан­ской категории дееспособности в семейном праве. «Применение циви-листической конструкции дееспособности в области семейного права, — по его мнению, — не может быть оправдано главным образом по той причине, что содержание и структура гражданской дееспособ­ности установлены для создания и осуществления прав и обязанностей в основном имущественного характера, совершения имущественных сделок, возникновения деликтных обязательств»1.

Но в гражданском праве, как и в семейном, есть имущественные и личные неимущественные права, и для возникновения и осуществле­ния последних тоже необходима дееспособность.

Наличие дееспособности не всегда необходимо для участия в се­мейных правоотношениях. В одних случаях, например в правоотноше­ниях между родителями и несовершеннолетними детьми, один субъ­ект — ребенок — всегда недееспособен и его дееспособность не нужда­ется в восполнении. В других правоотношениях, например алимент­ных, одна из сторон может быть недееспособной, но ее дееспособность должна восполняться действиями законных представителей.

Полная дееспособность в семейном праве, как и в гражданском, возникает с 18 лет. Можно, следовательно, сделать вывод, что в семей­ном и гражданском праве полная дееспособность возникает одновре­менно.

Неразрывная связь этих категорий проявляется и в их взаимном влиянии друг на друга. Признание полностью дееспособным в области семейного права несовершеннолетнего, вступившего в брак в резуль­тате снижения ему брачного возраста, автоматически приводит к воз­никновению у него полной гражданской дееспособности.

Не всегда возникновение полной дееспособности в области граж­данского права должно автоматически приводить к признанию полной семейной дееспособности. Статья 27 нового ГК предусматривает воз­можность эмансипации несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, при этом он становится полностью дееспособным.

Семейное законодательство не связывает с этим фактом возникно­вение полной семейной дееспособности. Это не значит, что семейная дееспособность является самостоятельной категорией, отдельной от гражданско-правовой. Просто в российском законодательстве эманси­пация трактуется чрезвычайно широко. В тех странах, где существует

I

Веберс ЯР Правосубъенп1ос1Ь граждан в фаждаиском и семейном праве С 184

институт эмансипации и которые, как и подавляющее большинство стран, рассматривают семейное право как часть гражданского, такие ограничения тоже существуют.

Во-первых, в этих странах приобретение несовершеннолетним, вступившим в брак, полной дееспособности тоже расценивается как эмансипация (ст. 476 французского Гражданского кодекса, ст. 316 Гражданского кодекса Испании). Во-вторых, эмансипированный не­совершеннолетний приравнивается в этих странах к полностью дее­способным, но с определенными ограничениями (ст. 166 ГК Испании, ст. 481 ГК Франции). Лица, наделенные родительской властью, про­должают осуществлять в отношении эмансипированного несовершен­нолетнего некоторые права (ст. 163 ГК Испании).

Во Франции в соответствии со ст. 481 ГК при вступлении в брак или оформлении усыновления эмансипированный несовершеннолет­ний обязан соблюдать правила, установленные для лиц, не освобож­денных из-под родительской власти. Это связано с тем, что вступление в брак связано с физической и психической зрелостью несовершенно­летнего, а эмансипация, во всяком случае согласно ГК РФ, связана только с психической зрелостью, поэтому вопрос о снижении брачного возраста должен рассматриваться в общем порядке, применительно как к эмансипированному, так и к неэмансипированному несовершен-|нолетнему. К усыновителю предъявляются не обычные, а повышенные ребования, поэтому им должно быть только совершеннолетнее лицо.

Было бы целесообразно рассматривать приобретение полной дее­способности несовершеннолетними, вступившими в брак, в качестве одного из оснований эмансипации и в нашем праве. Следовало бы одновременно установить исключения из правила о полной дееспособ­ности эмансипированного в области гражданских и семейных отноше­ний.

Признание недееспособным в области гражданского права лица, которое в результате душевной болезни или слабоумия не может отда­вать отчет в своих действиях или руководить ими, автоматически при­водит к утрате и семейной дееспособности.

Семейное законодательство не только не содержит самого понятия дееспособности, но и не делит ее на разновидности. В связи с этим возникает вопрос о том, имеет ли значение для семейного права деле­ние дееспособности, существующее в гражданском праве?

Я.Р. Веберс утверждает, что нет. На самом деле неполный характер дееспособности несовершеннолетних от 14 до 18 лет проявляется и не во всех институтах гражданского права. Он прежде всего влияет на способность совершения большинства видов сделок и несения ответ-

86