Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семейное право андопольская.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
1.75 Mб
Скачать

Раздел VI Правоотношения родителей и детей

об установлении отцовства и материнства основывалось на принципе происхождения. При установлении правовой связи с отцом или мате­рью ребенка значение придавалось только биологическому происхож­дению ребенка от этих лиц.

После введения в 1990 г. указанной нормы, воспроизведенной в Семейном кодексе, принцип происхождения был частично вытеснен принципом признания. В соответствии с этим принципом значение придается уже не биологическому моменту, а социальному — намере­нию лица признать ребенка своим.

Практически во всех случаях применения методов искусственного репродуцирования человека предпочтение отдается принципу призна­ния, причем признание ребенка происходит до его рождения, в момент дачи согласия на применение того или иного метода. Лицо, заведомо знающее, что рожденный ребенок не будет иметь с ним генетической связи, тем не менее выражает желание на установление родительских правоотношений с этим ребенком. Доноры, напротив, несмотря на наличие генетической связи с ребенком, не могут требовать установ­ления правовой связи с ним. Одно только генетическое родство не признается законом достаточным для этого. Таким образом, законода­тельство связывает возникновение родительских правоотношений не столько с биологическим происхождением, сколько с волей лиц стать родителями ребенка.

В связи с применением различных способов искусственного реп­родуцирования человека возникает еще одна проблема. Вправе ли ре­бенок знать своих генетических родителей? В российском семейном законодательстве нет на этот счет никаких указаний. Медицинское право рассматривает сведения о генетическом происхождении ребенка в качестве врачебной тайны, разглашение которой карается законом.

Эта проблема вызвала острые дискуссии и в зарубежных странах. Их результатом было признание права ребенка знать своих генетичес­ких родителей. В Нидерландах, например, ребенок, достигнув совер­шеннолетия, вправе требовать раскрытия этой информации в судеб­ном порядке. При положительном решении проблемы возникает во­прос, во-первых, с какого возраста ребенок имеет право знать свое генетическое происхождение, а во-вторых, вправе ли он требовать эти сведения против воли лиц, записанных в качестве его родителей.

С одной стороны, если ребенок с раннего возраста узнает о том, что лица, которые записаны в качестве его родителей, не имеют с ним генетической связи, это может серьезно повлиять на его отношения с ними. Его родители могут стремиться к тому, чтобы ни он сам, ни кто-либо из окружающих никогда не узнал их тайну. Донор также

Глава 20 Установление происхождения детей

185

может пожелать остаться анонимным С другой стороны, в ряде случа­ев знание своего действительного происхождения может оказаться необходимым, например если ребенок страдает наследственным забо­леванием, для диагностики которого необходимо знать его действи­тельное происхождение.

Оптимальным решением проблемы было бы запрещение раскры­тия информации о генетическом происхождении ребенка до достиже­ния им совершеннолетия без согласия лиц, записанных в качестве его родителей В исключительных случаях при наличии серьезных осно­ваний следовало бы предоставить суду право вынести решение о рас­крытии такой информации. После достижения совершеннолетия ребе­нок должен, по нашему мнению, получить право знать о своем генети­ческом происхождении, независимо от отношения к этому лиц, запи­санных в качестве его родителей.

Запись родителей в книге записей рождений служит доказательст­вом происхождения детей от данных лиц. Интересы ребенка и его родителей требуют обеспечения стабильности родительских правоот­ношений. Поэтому, хотя такая запись и может быть оспорена, возмож­ности ее оспаривания ограниченны Во-первых, запись может оспари­ваться только в судебном порядке; во-вторых, право на оспаривание записи предоставлено ограниченному кругу лиц, перечисленных в ст. 52 СК. Это прежде всего сами лица, записанные в качестве родите­лей ребенка; фактические отец и мать ребенка, а если они недееспособ­ны — их опекуны. Право на оспаривание записи имеют также сам ребенок по достижении совершеннолетия, его опекун или попечитель.

При оспаривании записи об отцовстве или материнстве необходи­мо доказать, что лицо, записанное в качестве отца или матери ребенка, в действительности не является его биологическим отцом или мате­рью. Как уже было указано выше, это правило не применяется к лицам, давшим согласие на использование методов искусственного репроду­цирования, а также к лицам, в момент внесения записи в книги записи рождений знавшим о том, что они в действительности не являются биологическими родителями ребенка. Указанные лица вправе предъ­явить иск об оспаривании записи, но не могут ссылаться на отсутствие генетической связи с ребенком как на основание своею иска В этом случае их требование не подлежит удовлетворению

Однако это не означает, что они не могут оспаривать запись своего отцовства по иным основаниям. Например, лицо дает согласие на ис­кусственное оплодотворение своей жены донорской спермой, а в дей­ствительности беременность возникает не в результате искусственно­го оплодотворения, а в результате связи с посторонним лицом, и это

186