Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семейное право андопольская.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
1.75 Mб
Скачать

Раздел IV Брак

зарегистрировать развод в органах загса, был неограничен. В течение этого периода один из супругов в любой момент мог получить свиде­тельство о разводе и прекратить брак, при этом другой супруг даже не уведомлялся об этом. Брак формально существовал, но в весьма неста­бильной и неопределенной форме.

Таким образом, легко видеть, что состав юридических фактов, вы­зывающих прекращение брачного правоотношения путем развода, не­одинаков.

Если брак расторгается в загсе, ситуация похожа на складываю­щуюся в процессе заключения брака. В этом случае для прекращения брака необходимы соглашение супругов о разводе и акт регистрации развода в органах загса. При этом определяющее значение имеет согла­шение о разводе супругов, не имеющих несовершеннолетних детей.

Е.М. Ворожейкин совершенно справедливо подчеркивал роль во­левых актов супругов в расторжении брака. Он отрицал возможность «связывать прекращение брачного правоотношения только с реги­страцией расторжения брака», поскольку «сама по себе регистрация расторжения брака не может иметь юридического значения, если она не имеет в своей основе волевого соглашения супруга»1.

Однако и соглашение супругов о прекращении брака без регистра­ции развода не прекращает брак. Сам акт регистрации традиционно рассматривается как акт административного органа, завершающий со­став юридических фактов, прекращающих брачное правоотношение. На наш взгляд, его, как и акт регистрации брака, следует считать не элементом сложного состава юридических фактов, а элементом соста­ва юридического факта — актом регистрации соглашения о прекраще­нии брака. Поскольку для соглашений такого рода законом установле­на необходимость регистрации, то соглашение супругов о разводе всту­пает в силу только с момента его регистрации в органах загса.

Если брак расторгается в суде, картина получается несколько иная. При разводе по взаимному согласию супругов для расторжения брака необходимы соглашение супругов о разводе и решение суда о растор­жении брака. При отсутствии согласия одного из супругов на развод состав юридических фактов оказывается более сложным. В него вхо­дят: волеизъявление одного из супругов, направленное на прекраще­ние брака, непоправимый распад семьи и решение суда о разводе. Однако, поскольку суд не вправе отказать в расторжении брака, даже если у суда не сложилась достаточная убежденность в том, что даль­нейшая совместная жизнь супругов невозможна, допустима ситуация,

Ворожейкин ЕМ Семейные правоеiношения в СССР С 138

Глава 17 Расторжение брака

135

когда основаниями для прекращения брака будут волеизъявление одного из супругов, направленное на расторжение брака, подтвержден­ное после истечения срока для примирения, и решение суда о разводе.

Право требовать развод по российскому законодательству в прин­ципе ничем не ограничено. Однако существует одно исключение. Со­гласно ст. 17 СК, муж не вправе возбудить дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года с момента рож­дения ею ребенка. Данное правило призвано защитить женщину в период, когда она наиболее уязвима.

Запрещение мужу требовать развода в одностороннем порядке не­однократно критиковалось. Наиболее веским аргументом против тако­го решения проблемы является то, что муж все равно может оставить жену и заставить его насильно продолжать супружеские отношения никто не может. Кроме того, невозможность предъявить иск о разводе рассматривалась как серьезное ограничение прав мужа и нарушение принципа равноправия супругов. Особенно острой становится ситуа­ций, если муж не является отцом ребенка, рожденного его женой, по­скольку законодатель не предусматривает для этого случая никаких исключений.

Нельзя не признать, что все эти соображения обоснованны. Тем не менее, и в защиту существующего ныне положения были высказаны весьма серьезные доводы. Бракоразводный процесс может серьезно травмировать беременную женщину или кормящую мать. Хотя сохра­нение семьи с помощью данной меры невозможно, можно по крайней мере оградить женщину от волнений, связанных с разводом. Ничто не мешает супругам развестись в этот период, если жена выразит согласие на развод. Если же она этого не делает, у нее, безусловно, есть для того основания. Это могут быть надежда на примирение, желание, чтобы ребенок был рожден до расторжения брака (хотя это не имеет значения для установления отцовства), или просто нежелание участвовать в процессе во время беременности и сразу после рождения ребенка. Законодатель признает эти основания достаточными для того, чтобы развод был отложен до достижения ребенком одного года.