Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Виндельбанд_История_филос.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2019
Размер:
4.23 Mб
Скачать

Часть первая философия греков

Если под наукой следует подразумевать самостоятельную и сознательную деятельность разума, методически ищущего знания ради него самого, то о развитии ее (не считая некоторых, обнаруженных лишь новейшей наукой, научных зачатков у некоторых восточных народов, в особенности у китайцев и индусов) можно говорить лишь у греков, да и то не ранее VI века до н.э. Хотя другие великие народы древности тоже обладали значительным числом отдельных познаний и общефилософских представлений, но их познания были приспособлены к практическим потребностям, а их мировоззрение выросло на почве мифической фантазии: они не были в состоянии сбросить с себя ярмо повседневных забот и религиозной легенды. При характерном для восточного ума отсутствии стремления к самостоятельности народам этим не хватало для плодотворного и самостоятельного развития именно индивидуальной инициативы.

У греков мы встречаем первоначально те же самые условия, вплоть до того момента, когда могучий подъем национальной жизни пробудил духовные силы этого даровитейшего из всех народов. Этому содействовал не только подъем материальной культуры, явившийся результатом созданного торговлей богатства, но в еще большей степени демократическое развитие государственного строя, следствием которого было то, что в страстных столкновениях партий развивалась самостоятельность мнений и приобретала значение личность. Чем большее развитие индивидуализма колебало устои общественного сознания, верований и обычая, чем сильнее грозила молодой греческой культуре опасность анархии, тем настоятельнее ложилась на выдающихся своим положением, умом и харак-

28

тером людей обязанность восстановить при помощи собственного рассудка ослабевающее чувство меры. Этот этический принцип нашел себе выразителей в лице лирических и гномических поэтов и, главным образом, в лице так называемых семи мудрецов1.

Подобное же стремление к обособлению индивидуальных мнений должно было неизбежно перейти и в сферу религиозных представлений, в которой противоположность между древним культом мистерий и эстетической народной мифологией вызвала большое количество самостоятельных воззрений. Уже в космогонической поэзии индивидуальная фантазия авторов вела их к самостоятельному изображению мифического мира. Век семи мудрецов начал вкладывать в гомеровских богов свои этические идеалы, а в той нравственно-религиозной реформации, произвести которую пытался Пифагор, сквозь внешнюю форму возвращения к суровой жизни предков ясно проглядывается новое содержание, приобретенное жизнью.

В этот период брожения и родилась наука греков, которые назвали ее философией. Самостоятельное мышление индивидуумов, опираясь на творчество религиозной фантазии, перешло от вопросов практической жизни к познанию природы и почерпнуло в нем ту свободу от внешних целей, и ту концентрацию знания в самом себе, которая составляет сущность науки.

Все эти явления обнаружились главным образом в периферических частях культурного мира Греции, в колониях, опередивших свою метрополию как в материальной, так и в духовной культуре. Ионические острова, греческие колонии в Италии, Фракия - вот колыбель греческой науки. Только после персидских войн, давших Афинам вместе с политической и оставшуюся за ними гораздо дольше духовную гегемонию, посвященная музам земля Аттики стала привлекать (во времена софистов) в свои пределы и знание, нашедшее свое завершение в учении и школе Аристотеля.

Тот факт, что именно на почве свободного от предвзятых целей наблюдения природы размышление перешло в научное построение понятий, имел своим последствием, что греческая наука обратила весь пыл юношеского увлечения на проблемы исследования природы. Только под влиянием позднейшего анализа достигнутых результатов и повелительных требований, которые предъявляла к зрелой науке жизнь, как к социальному фактору, философия обратила свой взор внутрь и сделала своим объектом человеческие поступки. Вначале подобный поворот мог показаться шагом назад на пути чистого исследования. Но тем сильнее ожила жажда знания, когда были достигнуты положительные результаты и в

1 Эти семь мудрецов, в числе которых обычно называют Фалеса, Биаса, Питтака и Солона, тогда как об остальных именах мнения расходятся, еще не могут считаться представителями науки (за исключением разве что одного Фалеса).

29

изучении внутреннего мира человека; она создала те великие системы, возникновение которых заключило развитие чисто греческой философии. Поэтому философия греков подразделяется на три периода: космологический, лежащий приблизительно между 600 и 450 годами до н.э., антропологический, который заполняет вторую половину V века (450— 400), и систематический, охватывающий развитие трех великих систем греческой науки: системы Демокрита, системы Платона и системы Аристотеля (400-322).

Философия греков представляет любопытнейшую в теоретическом отношении часть всей истории философии не только потому, что выработанные ею начала сделались и остаются неизменной основой всего дальнейшего развития мышления, но и по той причине, что в ней, в особенности вначале, при весьма незначительном запасе знаний нашли яркое выражение содержащиеся в постулатах мыслящего разума основы мышления. В этом отношении греческая философия является типической и имеет дидактическое значение.

Греческая философия замечательна также прозрачностью и простотой общего развития, первоначально направившегося на изучение явлений внешнего мира, потом обратившегося к более глубокому изучению всей действительности путем самонаблюдения.

Относительно общего хода развития греческой философии едва ли может существовать какое-либо сомнение, если бы группирование периодов и подверглось изменениям. Вопрос, следует ли начать с Сократа новый период или Сократ принадлежит вместе с софистами к периоду греческого просвещения, находится в связи с другим: следует ли положить в основание исторического разделения результаты исследования или его объекты? Что Демокрит во всяком случае должен быть выделен из числа предшественников Сократа, автор показал в своей "Истории древней философии" (гл.V)

30