Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Первый семестр.pdf
Скачиваний:
22
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
17.28 Mб
Скачать

Итоги:

1.Про третьего лица приобретается непосредственно в силу заключенного в его пользу договора и выразившегося в нем намерения договаривающихся сторон доставить ему такое право.

2.Кроме одного намерения сторон для действительности договора требуется еще

материальное основание обещания промитента обязаться исполнить третьему лицу,

которое всегда заключается в юридическом отношении, существующим между промитентом и промиссаром.

В чем именно состоит понятие о непосредственном приобретении права?

1)В моменте заключения договора, когда это право у третьего лица возникает – господствующая позиция, описана выше много раз.

2)Теория акцептации – волевой акт третьего лица ведет к возникновению у него права. Такие мнения признаются несостоятельными, тк, выражая свое согласие постфактум, третье лицо перестает быть третьим и становится участником обязательственных отношений.

Принятие третьим лицом данного в его пользу обещания противоречит существу и природе договоров в пользу третьих лиц. Оно юридически невозможно, так как, за приятием обещания промиссаром, нет того, что могла бы быть принято третьим лицом. Такое приятие не может по соглашению сторон составлять условие ни приобретения третьим лицом права, ни также бесповоротности уже приобретенного им права. См.

продолжение ниже, так скрин отрывка теста, стр. 119.

d

Является ли признаком договора в пользу третьего лица бесповоротность приобретения права?

С одной стороны право приобретается непосредственно в момент заключения, С другой, стороны договора в силу свободы договоров могут поставить возникновение права у третьего лица под условие. Пример: страхование жизни с выплатой третьему лицу.

В такой ситуации, до наступления срока или возникновения условия права у третьего лица не возникает и промиссар может определить дальнейшую судьбу такого права (например, расторгнуть договор).

С момента наступления срока/условия третье лицо приобретает самостоятельное право, которым может само распоряжаться.

Теория акцептации смотрит на это по-другому: до воспоследовавшего принятия со стороны третьего лица обязанность исполнения подлежит повороту и отмене по обоюдному соглашению сторон.

Какое влияние на право третьего лица оказывает отмена самого договора?

Отмена договора, его недействительность по независящим от сторон причинам влечет за собой отмену права третьего лица. В ином случае следовало бы признать в качестве действительного последствия (права третьего лица) недействительной причины (например, ничтожный договор).

Немного комментариев с семинара:

Ст. 430 - победа пандектистики. Договоры в пользу 3 лица: банковского вклада в пользу 3, страхование в пользу 3, перевозка грузов для 3 лица

Казус с подсудностью ответчика иностранца через его имущество.

Участие 3 лица в таком договоре предопределено .

Непосредственное наделение - нужно чтобы не было разрыва оферта должника, ненадлежащее исполнение, акцепт. Нарушение предшествует предъявлению требования.

Фактический акцепт всегда будет, когда мы пойдем судиться

Ст. 430 - попытка зафиксировать реальность. Это мертвая норма, она поглощается специальными нормами.

4. Перемена лиц в обязательстве

Понятие и виды перемены лиц в обязательстве

Состав субъектов обязательства может изменяться. При этом про исходит замена

конкретного участника —должника или кредитора - на другое лицо при сохранении тождества обязательства.

Перемена лиц в обязательстве широко распространена в современном имущественном обороте. Так, приобретая вещь, сданную в аренду, новый собственник вступает в права и обязанности арендодателя по до говору аренды, заключенному прежним собственником с арендатором; к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству; к наследникам переходят права и обязанности наследодателя по большинству его обязательств.

Сделки о перемене лиц в обязательстве (уступка требований, перевод долга, передача договора) —ключевой элемент многих предпринимательских операций. Например, продажа бизнеса осуществляется не только путем отчуждения акций или долей компании, которая его ведет (англ, share deal), но и посредством передачи соответствующих имущественных прав (англ, asset deal) - права собственности на вещи, прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации,

обязательственных требований, долгов и «договорных позиций». Перераспределение хозяйственных функций между юридическими лицами, входящими в состав групп компаний, также может сопровождаться уступкой требований, переводом долгов и передачей договоров. При такой форме привлечения финансирования, как

секьюритизация активов (англ, securitisation of assets, от securities - эмиссионные ценные бумаги), кредитор уступает свои требования к должникам (дебиторскую задолженность) специализированной «компании проектного финансирования» (SPV), которая затем осуществляет выпуск облигаций, обеспеченных уступленными ей требованиями. В рамках факторинга клиент, занимающийся поставкой товаров, оказанием услуг и т.п., получает от финансового агента (фактора) финансирование, уступая ему денежные требования к своим контрагентам.

Правила, которым подчиняется переход обязательственных прав и обязанностей, различаются прежде всего в зависимости от того, идет ли речь об универсальном или о сингулярном правопреемстве, переходят ли права или обязанности, меняется ли субъект в обязательстве на основании сделки или закона. К отношениям, связанным с переходом прав на основании закона, в соответствии с п. 2 ст. 387 ГК применяются правила об уступке требования (если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений), а переходу долга в силу закона посвящены лишь правила ст. 392.2 ГК.

Между тем отдельные типы ситуаций, в которых перемена лиц происходит

в силу

закона, обладают своеобразием и требуют регулирования, отличного от правил,

 

установленных для уступки права или перевода долга:

 

Так, при переходе долгов наследодателя к наследнику в соответствии с п. 1 ст. 1110 и ч. 1ст. 1112 ГК кредиторы наследодателя не должны рассчитывать на распространение ответственности по их требованиям на дополнительную имущественную массу (имущество наследника), поэтому его ответственность по долгам наследодателя ограничена пределами стоимости перешедшего к нему имущества (абз. 2 п. 1 ст. 1175 ГК), тогда как лицо, на которое долг переведен договором, отвечает без ограничений.

Риск привлечения поручителя к ответственности по обязательству основного должника и риск невозможности взыскания с должника исполненного поручителем (в порядке регресса) зависят от личности должника и состояния его имущества. Поэтому никто не вправе помимо воли поручителя принимать решение о замене первоначального должника на нового: соглашаясь выступить поручителем, лицо исходит из особенностей конкретного должника и принимает на себя ответственность именно за него. Поэтому поручительство прекращается с переводом на другое лицо долга по обеспеченному им обязательству, если только поручитель не согласился отвечать за нового должника (абз. 1 п. 3 ст. 367 и п. 2 ст. 392.1 ГК). Однако смерть должника не прекращает поручительство (п. 4 ст. 367 ГК), и поручитель отвечает за нового должника, поскольку предполагается, что смерть должника и переход его долгов к наследникам, несущим ограниченную ответственность, относятся к числу рисков кредитора, которые согласился принять на себя поручитель.

К числу наиболее важных случаев перемены лиц в обязательстве на основании закона относятся (статья 387):