Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кайуа - Миф и человек.pdf
Скачиваний:
140
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
7.59 Mб
Скачать

Роже Кайуа. Человек и сакральное

гаться своим обычным путем по небу, а всю округу могут поразить болезнь и мор. Виновный подвергает опасности не только себя са­ мого — вызванное им в мире возмущение расходится вокруг, все дальше и дальше, и могло бы привести в расстройство все мирозда­ ние, если бы не теряло свою ядовцтую силу по мере распростране­ ния, а главное — если бы не предусматривались и сразу же не при­ нимались меры для его обуздания или исправления.

Говоря коротко, в итоге этого предварительного описания область профанного предстает как область повседневного обихода, область жестов, не требующих никаких предосторожностей и об­ разующих ту часто узкую полосу, где человеку предоставлено зани­ маться своими делами без ограничений. Напротив, мир сакрально­ го — это область опасного или запретного; индивид не может приблизиться к ней, не приведя в движение неподвластных ему сил, перед которыми он чувствует себя слабым и безоружным. Вме­ сте с тем без их помощи любое его предприятие обречено на про­ вал. В них источник всякого успеха, всякой мощи, всякой удачи. Но, обращаясь к ним, приходится опасаться, что сам станешь их пер­ вой жертвой.

МИРОВОЙ ПОРЯДОК

Таким амбивалентным положением сакрального в основном и оп­ ределяется характер его восприятия человеком: на нем должно ос­ новываться исследование сакрального с субъективной точки зре­ ния. Но одновременно следует подвергнуть изучению и то, что объективно в конечном счете налагает на человека ограничения, которые он полагает обязательным соблюдать. Как мы видели, счи­ тается, что эти запреты служат для поддержания порядка во вселен­ ной. В самом деле, слово, обозначающее их нарушение, часто про­ изводится простым прибавлением отрицательной частицы к слову, обозначающему закон мироздания. Латинскому fas противопостав­ ляется nefas, включающее в себя все, что посягает на мировое уст­ ройство, божественный закон и запрещается этим законом. Сход­ ным образом и греческое themis, гарантирующее упорядоченность космоса, подразумевает не столько моральное понятие справедли­ вости, сколько регулярность, необходимую для правильного хода событий во вселенной и по отношению к которой справедливый дележ составляет лишь одну из сторон или следствий. Табу вводятся формулой ou themis, обозначающей просто несоответствие недоз­ воленного акта священным предписаниям, поддерживающим поря­ док и стабильность в мире.

Так же и по отношению к индоиранскому rta слово an-rta обо­ значает все идущее вразрез с порядком мироздания. Когда Ями под­ говаривает своего брата-близнеца совершить инцест, тот отказыва­

156

1 Общие отношения сакрального и профанного

ется, ссылаясь на традиционный закон: «Как же мы станем делать се­ годня то, чего не делали никогда? Как же мы будем говорить па, а со­ вершать ап-гГл?» Даже сами боги не должны нарушать правил миро­ вой законности. Когда Индра стал виновником убийства — хотя и необходимого — Вритры, обладавшего достоинством брахмана, то это нарушение отяготило его и лишило могущества; он вынужден был бежать па край света и спрятаться в стебле тростника, в то вре­ мя как весь мир переживал катастрофы. Ибо «тому, кто следует Па, путь удобен и лишен терний», и наоборот, сошедший с предначер­ танного пути кладет начало неисчислимым и отдаленным бедам. Ксеркс, наведя плавучий мост через Босфор и велевший бичевать морские волны, тем самым вызвал поражение своей армии и привел ее к катастрофе. В Китае, если император или его супруга превыша­ ли свои права, происходило затмение солнца или луны.

ОПАСНОСТИ СМЕШЕНИЯ

Дело в том, что природный порядок продолжает или отражает со­ бой порядок общественный. Они взаимосвязаны: что нарушает один, то колеблет и другой. Оскорбление величества эквивалент­ но преступлению против природы и также наносит ущерб пра­ вильному ходу событий во вселенной. Сходным образом и всякое смешение есть опасная операция, способная привнести путаницу и беспорядок, — она рискует спутать начала, которые важно дер­ жать разделенными, чтобы каждое из них сохраняло свойствен­ ную ему чудесную силу. Поэтому большинство запретов, действую­ щих в так называемых первобытных обществах, — это прежде всего запреты смешения, считая, что прямое или косвенное со­ прикосновение, одновременное пребывание в одном замкнутом пространстве уже представляют собой смешение. Опасны, напри­ мер, смешения, способные сблизить между собой вещи, которые по некоторой причине, в результате заражения или по своей при­ роде, считаются принадлежащими одному и другому полу Так, ра­ бочие орудия мужчины и женщины не должны лежать рядом, со­ бранные ими плоды не должны храниться под одной крышей. Сходным образом боятся смешивать то, что относится к разным временам года: так, у эскимосов шкуры зимних животных, моржей, не должны соприкасаться со шкурами летних животных — оленей, а мясо тех и других также не должно вступать в контакт, даже в же­ лудке едоков. Вариантам этого нет числа: любая природная оппо­ зиция, подобно оппозиции полов или времен года, может порож­ дать правила, поддерживающие незыблемость тех начал, противоположность которых в ней проявляется. Оппозиции со­ циального порядка, например между составляющими племя груп­ пами, также определяют собой запреты, с тем чтобы качества не

157

Р о ж еК а ^ а ^ Ч ^ ю в^ и с^ ^ ^ ^ о ^

подвергались губительной порче. У австралийцев племена разде­ ляются на две фратрии — и вот помост, на который возлагается те­ ло умершего, должен быть построен исключительно из дерева тех пород, что принадлежат его фратрии. Напротив, чтобы прогнать зверя, происходящего из одной фратрии, следует пользоваться оружием из такого дерева, которое принадлежит другой. Дело в том, что смешение рассматривается религиозным мышлением не как своего рода химическая реакция с определенными или, во вся­ ком случае, чисто материальными последствиями. Оно затрагива­ ет самую сущность тел. Оно нарушает, искажает ее, вносит в нее скверну, то есть источник заразительной инфекции, который надо немедленно уничтожить, устранить или изолировать.

Качества вещей заразительны: если от чрезмерной близости они вступят в реакцию, то обмениваются, взаимно обращаются, комбинируются и подвергаются порче. Тем самым нарушенным оказывается и весь мировой порядок. Поэтому для его предохране­ ния теоретически требуется не допускать никакого чреватого угро­ зой смешения, а если уж произвести эту деликатную операцию не­ обходимо, то осуществлять ее лишь со всеми предосторожностями, дабы смягчить последствия.

ПРИРОДА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

С другой стороны, индивид желает достигнуть успеха в своих пред­ приятиях или обрести чудесную силу, которая позволит ему добить­ ся успеха, предотвратить подстерегающие его беды или же заслу­ женное наказание за грехи. В том же положении находится и все общество — полис или племя: если оно ведет войну, то призывает к себе победу и опасается поражения. Если оно живет в благополучии, то желает его сохранить, и, наоборот, усмотрев в чем-либо предвес­ тие разорения, старается его избежать. Все это — благодать, о кото­ рой индивид или государство должны хлопотать у богов, у личных или безличных сил, от которых, как считается, зависит мировой по­ рядок. И тогда, чтобы заставить их наделить его благодатью, проси­ тель не находит ничего лучшего, чем самому сделать первый шаг, принеся им дар, жертвоприношение, то есть освятить, за свой счет ввести в область сакрального нечто такое, что принадлежало ему и от чего он отказывается, или же чем он свободно располагал, но те­ перь отрекается от всяких прав на него. Таким образом, сакральные силы, которые не могут отказаться от такого кабального дара, ста­ новятся должниками дарителя, они связаны полученным даром и, чтобы не оставаться в долгу, вынуждены предоставить ему проси­ мое — материальную выгоду, чудесную силу или снятие наказания. Так восстанавливается мировой порядок. Совершив жертвоприно­ шение, верующий стал заимодавцем — и ждет, что чтимые им силы

158

1 Общие отношения сакрального и профапиого

расплатятся с ним, выполнив его желание. Тем самым они дают от­ вет, требуемый любым односторонним жестом, и восстанавливают равновесие, которое было нарушено в их пользу корыстной щедро­ стью человека.

АСКЕТИЗМ И ПОДНОШЕНИЕ

В этом принцип одновременно и аскетизма и подношения — любо­ го поступка, которым человек по собственной воле лишает себя ка­ кого-либо удовольствия или имущества. В самом деле, известно, что аскетизм — прямой путь к могуществу. Индивид добровольно не ис­ пользует своих юридических или физических возможностей, воз­ держивается от действий, которые позволены ему законом или его силами, поддерживает и постепенно наращивает разрыв между тем, что он де-юре и де-факто мог бы делать, и тем, чем он довольствует­ ся; в мифическом же мире каждое такое самоограничение записы­ вается ему в актив и обеспечивает ему эквивалентный ресурс сверхъестественных возможностей. В сфере невозможного и за­ претного он заполучил себе нечто потустороннее, предназначен­ ное ему одному и точно соответствующее тому посюстороннему; от которого он отказался в сфере возможного и дозволенного. Но, по сути, такой обмен представляет собой самое выгодное вложение ка­ питала, ведь то, чем аскет пренебрег в форме профанного, он полу­ чает назад в форме сакрального. Так, увеличивая свои способности по мере сокращения своих удовольствий, он удаляется от людей, приближается к богам и скоро становится равным им. Теперь уже равновесие нарушено в его пользу: боги боятся, что им придется сполна расплатиться за столь великое умерщвление плоти, и теперь им приходится вводить аскета в разнообразные соблазны, чтобы отнять у него силу, способную сравняться с их собственной. Этот мотив обильно представлен в мифологиях.

Сходным образом и подношение, когда жертва уничтожается в ходе жертвенного обряда, являет собой добровольное самоогра­ ничение в надежде на будущие милости. Точно так же человек под­ вергает себя мучениям, чтобы заплатить авансом за радость, о кото­ рой он молит. Индейцы из племени «толстобрюхих» перед военным походом претерпевают друг от друга настоящие пытки; хупа, чтобы обеспечить успех своих начинаний, купаются в ледяной реке; в од­ ном из племен Новой Гвинеи с бесплодием у женщин борются, де­ лая им надрезы на верхней части бедер; у арунта и варрамунга муж­ чины и женщины прижигают себе руки раскаленными головнями, чтобы обрести ловкость в разведении огня; наконец, широко рас­ пространена практика обрезания мужчин и женщин с целью сде­ лать их пригодными к браку, увеличить плодовитость, сообщить производительную силу или же просто предохранить их половые

159