Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кайуа - Миф и человек.pdf
Скачиваний:
140
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
7.59 Mб
Скачать

Роже Кайуа. Человек и сакральное

и скачки с глубинной недвижностью фиксированного порядка ве­ щей, который благодаря этой солидарности уживается со становле­ нием. После убийства Агамемнона Клитемнестрой Электра взывает к «Немезиде мертвого», то есть кдвижущей силе возмездия, к косми­ ческой силе, которая стремится возместить всякое посягательство на мировой закон и которая в своей конкретной, частной и требо­ вательной эманации утешает душу покойного и вместе с нею требу­ ет удовлетворения, пока пролившаяся кровь врага не восстановит верный порядок в системе отношений между людьми и вещами.

ПЛЕМЯ — ЖИВАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ

Безупречным переплетением взаимных даров продовольствия, об­ мена невестами, отплаты кровавых долгов подтверждается правиль­ ный ход событий в жизни племени. Такова типовая структура, из ко­ торой в обществах с делением на фратрии, по-видимому, выводятся все запреты, выделяющие в жизни людей долю сакрального, ограни­ чивающие область их свободно-профанной деятельности. Фратрии знаменуют собой равновесие и солидарность двух начал, которые в своей разделенности образуют порядок, единство, плодородие; их имена суть эмблемы, обозначающие оппозицию присущих им чу­ десных сил — Неба и Земли, Земли и Воды, Воды и Огня, Черной птицы и Белой птицы.

При этом в сознании туземца ничто не противоречит идее парности, которая, по сути, распространяется на все на свете. Тузе­ мец не мыслит себе единицы — все сущее существует в его глазах лишь в составе пары. Г-н Ленар хорошо показал это на материале новокаледонских канаков. Дядя и племянник, мать и сын, муж и же­ на образуют у них пару, и в их представлениях такая пара есть на­ стоящая единица, первый член исчисления, ниже которого начина­ ются дроби. Изолированный, изъятый из своей элементарной дуальности индивид — это существо потерянное, бродячее. Он об­ разует не единицу, а разрозненный обломок живой целостности. У канаков нет неопределенного артикля: они говорят не «какой-то» дом, а «другой» дом, ибо ни одно живое существо, ни один предмет не обладают независимым существованием. Всякое «одно» пережи­ вается как дополнительное к чему-то «другому» в рамках некоторой дуальности, так же как каждая фратрия дополнительна к другой в рамках общества.

Непосредственный и полный, красноречивый и исчерпываю­ щий образ понятия пары — соединение полов в браке. По его модели мыслится и вся социальная жизнь. Каждая фратрия во всех случаях предоставляет другой то, чего той недостает. Вместе с тем принцип, который воплощает в себе каждая из них и все ее члены, должен не только быть связан с принципом противоположным, но и под­

208