Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы современной экономической теории.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
12.11.2018
Размер:
3.27 Mб
Скачать

4.2. Потребности, интересы, цели

Известно, что определяющими характеристиками всякого движения, всякого процесса, всякого действия, совершающегося в материальном мире, являются импульс и направленность. В общественных системах они выступают в форме потребностей и интересов, которые определяют цели человеческой деятельности.

Потребность

Субъективно потребность представляет собой "психологическое явление, отражающее объективное явление – нужду в чем-либо"*. При этом под "нуждой" понимают "объективное явление, дефицит чего-либо необходимого для организма, личности"*.

Однако субъективные определения потребности неточно объясняют потребности групп людей: коллективов, общин, государств и других сообществ, являющихся субъектами экономической деятельности. Таким потребностям больше отвечает системное определение потребности как особого состояния "неуравновешенности в системе, которое, являясь реакцией на недостающие для поддержания устойчивости системы факторы, периодически воспроизводится и является источником поисковых реакций, направленных на достижение устойчивости системы в ее взаимодействии со средой"**. Известно, что равновесие есть лишь кратковременное состояние открытых динамических систем. Такие системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счет своей свободной энергии постоянно работу против равновесия, благодаря чему они не столько стабилизируются, сколько саморазвиваются. Поэтому, общественная потребность является характеристикой уровня устойчивости общественной системы, а нужда – степенью отклонения от него.

Потребности и активность людей, направленная на их удовлетворение, взаимообусловлены. Потребность без деятельности – это лишь простое мечтание. Потребности активизируют деятельность и находят свое завершение в ней. Потребность или существует как активное отношение, действие или не существует вовсе. Она характеризует уровень развития действующего субъекта: присвоенные им средства производства и потребления, генетически или социально приобретенные качества, свойства, отношения с окружающим миром. В каждом конкретном случае этот уровень есть результат предшествующей истории общества и деятельности

субъекта, поэтому "размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собою продукт истории и зависят по большей части от культурного уровня страны"*.

Потребности человека отражают все стороны его личности и поэтому многообразны. Д. Карнеги выделяет восемь видов потребностей. В более широко признанной классификации А. Маслоу они представлены следующим образом: 1) физиологические, или базовые, потребности (пища, тепло, убежище, секс и т.д.); 2) потребность в безопасности (защита, порядок); 3) социальные потребности (потребности в общении, в принадлежности к какой-либо группе); 4) потребности в уважении (самоуважение и уважение других); 5) потребность в самореализации, самовыражении.

Классификация потребностей составлена А. Маслоу в соответствии с приоритетами в очередности их удовлетворения. Однако на фактах истории и современной действительности нетрудно убедиться, что эти приоритеты весьма относительны и строго выдерживаются разве что при уровне насыщения "базовых" потребностей, близком к нулевому. Иначе говоря, выделенные А. Маслоу ступени потребностей не являются чем-то автономным и существует определенное взаимодействие между ними.

Все потребности в принципе не насыщаемы. За кратковременным насыщением потребностей следует новая трата материальных и духовных ресурсов, вызывающих повторные потребности. Кроме того, активная деятельность человека в непрерывно изменяющейся среде вызывает новые потребности. На общественном уровне в долговременном периоде этот процесс выступает как экономический закон возвышения потребностей. На личностном уровне процесс возвышения потребностей не является закономерным.

Сам факт наличия общественных, коллективных и индивидуальных потребностей предполагает существование противоречий между ними. В частности, индивидуальные потребности с точки зрения общества и коллектива делятся на разумные и неразумные (например, потребности некоторых индивидов в наркотиках, чрезмерном употреблении алкоголя, безделье). В связи с этим возникает проблема общественного контроля индивидуальных потребностей.

Интерес

Там, где есть какая-либо потребность, существует и интерес. Потребность выражает импульс социальной системы, интерес – ее направленность. Потребность создает только определенной силы напряжение, заряд активности человека или группы людей. Чтобы их активность не растратилась впустую, а завершилась удовлетворением потребности, их деятельность должна быть направлена определенным образом, соответствующим возможности достижения цели. Выбранный из нескольких альтернативных вариантов способ удовлетворения потребности и есть интерес, который выступает в разное время или одновременно в трех формах: 1) объективной возможности, выражающейся в сочетании факторов, позволяющих удовлетворить потребность; 2) осознанной возможности в виде плана, намерения, цели; 3) реализуемой цели. Поскольку выбор направления деятельности зависит от множества условий, в совокупности создающих то, что называют ситуацией, то при одной и той же потребности в зависимости от ситуации интерес может быть различным, но всегда строго определенным. "Достаточно появиться определенной ситуации, нужной для удовлетворения... потребности, чтобы в субъекте возникла конкретно очерченная установка и он почувствовал бы в себе импульс к деятельности в совершенно определенном направлении"*.

Различие между потребностями и интересами относительно, так как любую потребность можно рассматривать как интерес другой, более высокой потребности и любой интерес – как потребность более низкого порядка. Но определив некоторое состояние субъекта как потребность, можно обнаружить существование соответствующего интереса, являющегося средством, или способом, ее удовлетворения. Так, потребность индивида в росте материального благосостояния порождает интерес к высокооплачиваемой работе, а потребность в получении такой работы создает интерес к повышению образования, что в свою очередь вызывает интерес к учебе (между прочим, быстро ослабевающий, как только в обществе возникают условия для обогащения спекулятивными методами) и т.д. Впрочем, в случае подобного "измельчания" интересов чаще употребляют уже термин "цель".

Цель

Цель от интереса на практике отличить очень трудно. Поэтому в деловом обиходе чаще говорят о сознательно поставленных целях, оставляя в тени или намеренно скрывая определяющие их интересы. До появления кибернетики в общественных науках было распространено представление о цели как о специфическом атрибуте человеческого сознания, считалось, что только человек может ставить цель. Системное представление о природе явлений позволяет дать вполне объективную трактовку цели. "Никакого сознательного стремления к целям системе приписывать не следует, - прямо говорит известный американский философ и психолог А. Рапопорт. – "Цель" в общем смысле – это просто некоторое конечное состояние, к которой система стремится в силу структурной организации"*. Известно, что целесообразным поведением в объективном смысле слова обладают не только люди, но также животные и даже автоматы. "Генеральная сущность цели направлять поведение целеполагающего субъекта на достижение определенных результатов... является генеральной сущностью любого функционального инварианта любой самоуправляемой системы, какой бы высоко- или низкоорганизованной, обладающей или не обладающей сознанием она ни была"**.

Цель есть концентрированное выражение потребностей любой самоуправляемой системы, поэтому она может трактоваться как в субъективном, так и в объективном смыслах. "Цель как объективное явление – это тот реальный результат, который должен быть достигнут в процессе индивидуальной или групповой деятельности людей... Цель как субъективное явление – это отражение объективно существующих возможностей результата действий или деятельности"***. Такое определение цели лучше всего объясняет ее сущность, которая заключается в связи будущего состояния системы с настоящим, а применительно к человеку и общественным системам – в связи объективной необходимости с ее осознанием.

Итак, "цель" – непременный атрибут всякой динамической системы. Применительно к людям и общественным системам она может быть определена как форма выражения и конкретизации интереса. Причем в управленческих науках существует понятие не просто цели, но "дерева целей", отражающего сложность и многоступенчатость человеческого целеполагания. Для осознания объективно существующих целей в механизме человеческого мозга имеется "аппарат акцептора результатов действия как узловой механизм функциональной системы. Формируясь в самом начале поведенческого акта и будучи составлен из характерных нервных признаков предстоящего результата, он впоследствии производит идентификацию поставленной цели и реально полученного результата"*.

Но тот же аппарат обслуживает также процесс реализации потребностей и интересов. Поэтому потребности, интересы и цели при всем их объективном различии как субъективные явления представляют собой едва ли не тождество, что отражается в частом замещении как в обыденной речи, так и в научных работах, терминов "потребность", "интерес", "цель". Будучи объективно отражением нужды, субъективно и сама потребность и способы ее реализации – интерес и цель – выступают как продукты деятельности человеческого мозга. Неудовлетворенная потребность в богатстве ли, во власти ли, в свободе или славе вызывает у человека, если не осознанный, то подсознательный интерес к определенным действиям и под влиянием этого интереса заставляет его поставить в конце концов перед собой так или иначе осознанную цель. Беда только в том, что, отражаясь в "аппарате акцептора" человека, и объективная потребность, и объективный интерес нередко искажаются в нем до неузнаваемости, приводя усилия человека к непредвиденным, в том числе не желаемым результатам. Уберечь от нежелательных последствий выбора целей может только научное знание объекта деятельности.