Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Воловик Педагогика досуга.doc
Скачиваний:
165
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
1.92 Mб
Скачать

Глава X

Непременным спутником игры является смех, порождающий атмосферу веселья и хорошего настроениям. Известный чешский актер Ян Верих говорил, что если есть что-то, в чем мир нуждается насущно и в изобилии, так это смех. Часто произносят на разные лады фразу о том, что столько-то минут здорового смеха заменяют столько-то граммов жира. Ученый Карл Родаль высказался на этот счет более определенно. Трехминутный смех, говорил он, заменяет пятнадцатиминутную гимнастику. А по мысли английского врача Сиденгема, прибытие а город паяца значит для здоровья его жителей гораздо больше, чем десятки нагруженных лекарствами мулов. Веселый, жизнерадостный смех не только спутник хорошего настроения, но и средство его формирования. А хорошее настроение группы, массы в целом — важнейший фактор жизни общества, предпосылка и вместе с тем мощная побудительная сила всех социальных преобразований. Смех — средство оценки поступков и уже только этим он выполняет педагогическую функцию.

Подлинный юмор всегда связан с творчеством. Он требует выдумки, остроумных решений и находок, нестандартного мышления. В дружеской компании, собравшейся на досуге, самым почитаемым ее членом является тот, кто способен создать атмосферу веселья, кто всегда мажорно настроен. Люди, умеющие шутить, «заводить» всегда желанны в любой общности. Общепринятому остряку достаточно сказать за столом «передайте горчицу» и все тут же начнут покатываться от хохота. Роль тамады не в том, чтобы руководить выпивкой и произносить тосты. Тамада — это человек, умеющий руководить весельем, задавать ему тон.

Для того чтобы создать открытость, предрасположенность к смеху, раскованность, готовность человека включиться в порож­дающую смех ситуацию, педагогу мало знать какие-то забавные игры, ему нужно быть практическим психологом, способным определить уровень интересов аудитории, ее эмоциональное со­стояние, учесть возрастные и образовательные различия. У за­тейника, обладающего этими качествам, и пресловутый бег в меш­ках окажется уместным, доставляющим людям удовольствие. При­мером может быть шуточный хоккейный матч, проведенный в одном Доме ученых. Желающим принять участие в этом матче было предложено сформировать две команды. Каждой из команд были выданы огромных размеров трусы с номерами. Эти спор­тивные трусы надевались поверх брюк. Вместо клюшек игрокам вручили швабры. Центр зала превратили в хоккейное поле с фа­нерными воротами, внизу которых была прорезана щель, куда должна была посылаться шайба. Все происходило как в настоя­щем хоккее. Ведущий в роли судьи вбрасывал пенопластовую диаметром сантиметров в двадцать шайбу. Молодые ученые мужи

ИГРА В СТРУКТУРЕ ДОСУГА

179

самозабвенно сражались, а их седовласые коллеги столь же с забвенно болели. В этом матче было все: и сольные проходьГ°~ силовая борьба, и удаления. Меньше всего было голов, потому что «провести» по полу кусок пенопласта да еще шваброй про­толкнуть в щель ворот оказалось непросто. Но не в этом был смысл игры. Он был в веселье, а его оказалось достаточно. По­казательно, что дальнейший ход игры развивался по законам пси­хологического заражения. Ведущий уже был не нужен. Команды желающих играть формировались сами собой. Роль судьи также перешла к участникам. Существует множество игр, предполагаю­щих не столько соревнование, сколько создание веселых и смеш­ных ситуаций. Это игры — розыгрыши. Таким розыгрышем мо­жет быть и викторина, построенная на фразеологических стерео­типах. Когда человеку предлагается ответить, например, на такие вопросы, как «В каком жанре написана басня Крылова «Ворона и лисица»? «Кто написал полонез Огинского»? или «Как называ­ется Большой Уральский хребет?»», он несмотря на несуразность вопроса, на какое-то мгновение задумывается. Когда же секрет вопроса доходит до него, он начинает смеяться. Этот маленький розыгрыш доставил ему удовольствие.

Обращаясь к розыгрышам, следует помнить о том, что никого нельзя делать объектом смеха, то есть никто не должен быть вы­ставлен на посмешище. Вовлекая человека в розыгрышную ситуа­цию, нельзя строить ее на том, что демонстрируется его нелов­кость, несообразительность, неуклюжесть. Смех, рождаемый ро­зыгрышем, не будет ни для кого обиден лишь в тех случаях, когда он относится к нелепостям, пародийности, слабостям, абстраги­рованным от конкретного лица.

Человеку предлагается с завязанными глазами перешагнуть через натянутую между стульями нитку и не порвать ее, а когда он пытается это сделать, нитку убираю!, так что все его действия приобретают комический характер. Глядя на то, как человек «пре­одолевает» препятствие, которого нет, все смеются. Это действи­тельно смешно. Но будет ли смешно герою розыгрыша, когда с него снимут повязку, неизвестно. Не все обладают чувством юмо­ра и умеют смеяться над собой. Смех исчезает там, где ущемля­ется достоинство, где человека незаслуженно обижают. Шутка тоже может быть оскорбительной. Человек принимает с юмором розыгрыши, когда они распространяются на всех присутствую­щих. Эта равнозначность обычно существует в среде знакомых, знающих друг друга людей. Не всякую забавную историю, про­изошедшую с человеком, он может рассказать при незнакомых людях. Вполне возможно, что по этой истории кто-то будет со­ставлять представление о рассказчике. Наибольшее удовольствие

12*

180