Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
fs_PDF.doc
Скачиваний:
113
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
6.42 Mб
Скачать

2.2.4. Аристотель

Аристотель (384–322 до н.э.) из г. Стагира – выдающийся ученик Платона. Аристотель создал одну из самых авторитетнейших в истории человечества картин мира. В своих философских воззрениях Аристотель в основном

следует правилу: «Платон мне друг, но истина дороже». Его философские и научные интересы энциклопедичны: они касаются метафизики, физики, астрономии, биологии, социальной философии; он – основатель логики, этики, психологии.

Аристотель первым предложил первую классификацию наук, в которой он различал все науки на умозрительные, практические и творческие. Умозрительные он делил на: 1) введение в философию – логику; 2) теоретические науки, состоящие из первой философии – метафизики, второй философии – физики; математики. В практических науках он различал этику, политику, экономику. Творческие науки – это искусство, эстетика, риторика.

Аристотель создает логику – учение о правильном мышлении как дисциплину, предназначенную быть орудием, инструментом познания (organon). Философ исходил из того, что познание причин вещей, и особенно их сущности, доступно не чувствам, а мышлению. Основным принципом правильного мышления Стагирит провозгласил принцип тождества А≡А. Таким образом, он отказывается от гераклитовой онтологии процесса А≡не-А, согласно которой вещи изменчивы, и сущность вещей невозможно постичь рационально. В логике Аристотель выявил основные формы мышления, сформулировал законы мышления, достаточно глубоко разработал учение о дедукции. Дедукция – это умозаключение от общего знания к частному. Например, «Все люди смертны, Сократ – человек; значит, Сократ смертен». Аристотель отмечал, что, подобно тому, как знаток металлов умеет отличать золото от иных желтых металлов, человек, знающий дедукцию, сможет отличать правильные умозаключения от неправильных.

Онтология

Аристотель – метафизик, но его метафизика носит менее мистический и более научный характер, чем идеализм Платона. Всеобщее (например, «дом вообще») для Аристотеля не существует «где-то в занебесной выси» отдельно от единичного (отдельных домов). Всеобщее существует через единичное. Всеобщее выражается в десяти категориях – наиболее общих понятиях (сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание).

Онтология Аристотеля направлена на познание «причин и начал всего». Философ предлагает в исследованиях вещей искать четыре их причины.

Первая причина всякой вещи для Аристотеля – это ее сущность, идея, форма. Когда идеальная (формальная) причина, или идея вносится в некую материю, то получаются различные вещи. Например, при внесении идеи кувшина в кусок меди возникает медный кувшин. Идеи, формы, по Аристотелю, являются активными началами, благодаря которым актуализируются вещи из пассивной материи. Смысл идеи состоит в сущности вещи – принципе организации материи и основании ее внутреннего устройства. Например, у кувшина сущность – высокая емкость с ручкой. Благодаря выявлению сущности мы можем теоретически отличать вещи одного вида от вещей другого вида.

Вторая причина – то, из чего состоят вещи, – материальная причина. Например, «медь есть изваяние в возможности», изваяние есть действительность меди, материей для медного кувшина является медь. Всякая материя сама по себе пассивна, она есть чистая потенция (возможность) вещей. Так, медь является потенцией для статуи или кувшина. Активность, действительность, актуальность материи придает идея. Таким образом, каждая отдельная вещь есть единство идеи и материи.

Третья причина отвечает на вопрос: «Кто это создал?», и называется действующей причиной. Например, действующей причиной для кровати является столяр. Учение о действующей причине – основа представлений Аристотеля о движении. Движение может быть естественным или насильственным. Естественное движение – это движение к естественному месту: легкому полагается быть наверху, поэтому огонь и воздух устремляются вверх, а тяжелому – внизу, поэтому земля и камни устремляются вниз. А насильственное движение тела всегда прекращается, если на него не будет внешнего воздействия. Положение Аристотеля: «Все, что движимо, движимо иным» утверждает идею божественного «перводвигателя» как источника движения. Признание действующей причины означает отрицание самопроизвольности у всего в мире.

Четвертая причина отвечает на вопрос: «Для чего это?», и называется конечной (целевой) причиной. Четвертая причина отражает концепцию телеологизма – признания наличия цели у каждой вещи. Телеологизм утверждает, что ничего просто так не существует и предназначено для чего-нибудь. Например, дождь идет не потому, что так сложились метеорологические условия, а для того, чтобы росла зелень. Кроме того, всякая материя (возможность) стремится к бытию – к тому, чтобы быть, реализовать присущие ей возможности (потенциальности) наилучшим образом. Все вещи жаждут высшего.

От исследования причин Аристотель идет к исследованию начал. Началами всего Аристотель считает первоматерию и первоидею (первоформу).

К понятию первоматерия можно подойти, если последовательно проводить редукцию: глина для глиняного горшка является материальной причиной, но для составляющих ее частичек она является формальной причиной. Частички можно рассматривать как форму для материи – микрочастиц, и так далее, пока не дойдем до некоей бескачественной, пассивной, неопределяемой первоматерии. Первоматерия не обладает актуальностью, мы не можем себе ее представить.

К понятию первоформы можно подойти, если проводить редукцию в обратном порядке. Идеей для кирпича является дом, идеей для дома – город, идеей для города – государство, идеей для государства – Первоидея, Бог. Бог есть активное начало всего, Перводвигатель, идея идей, форма форм, причина причин, вечное начало в мире, чистый Разум, Высшая степень актуальности, лишенная потенциальности, и значит, движения. Бог, таким образом, есть «неподвижный движитель». Бог является конечной целью всего остального. Бог заключает в себе формальную, действующую и целевую причины. Первоидея должна существовать, поскольку иначе мы приходим к бесконечности, которую невозможно мыслить. Первоматерия и первоидея не возникают и не исчезают.

Понятия первоматерия и первоидея легли в основу иерархической онтологии Аристотеля. На нижней ступени иерархии находится первоматерия (чистая потенциальность), на верхней – первоидея, перводвигатель (чистая актуальность). Над первоматерией располагаются уровни в следующем порядке: 1) земля и камни; 2) растения; 3) животные; 4) люди; 5) первоидея, первоформа, перводвигатель, Бог. Бог есть «нечто вечное, неподвижное и существующее отдельно». Чем выше уровень, тем в нем меньше потенциальности, пассивности и больше идеальности, актуальности, разумности и свободы. Например, бесформенная глина актуализируется в кирпиче, кирпич – в доме, дом – в городе, город – в государстве, государство – в первоидее – Боге.

О душе. «Душа есть причина и начало живого тела» [3, 84]. Душа есть энтелехия (осуществление, свойство) живого, т.е. «естественного тела, источник движения и покоя которого находится в нем самом» [3, 77]. Душа является формальной причиной живого существа, а тело – материальной. Душа актуализирует тело. Аристотель различал души растений, души животных и души людей. Представления Аристотеля о душе неоднозначны. С одной стороны, душа, будучи энтелехией тела, неразрывно связана с ним; с другой – после смерти тела она освобождается для вечной жизни. Таким образом, Аристотелю «не ясно, не относится ли душа к [своему] телу, как корабельник к [своему] судну» [3, 77]. Разделяя формальную и материальную причины, Аристотель утверждал об уме – части души: «Немыслимо уму быть связанным с телом» [3, 4].

Гносеология

Согласно Аристотелю, познание начинается с ощущений и восприятий, и через опыт («ряд воспоминаний об одном и том же предмете») восходит к разуму, вычленяющему общее в единичных вещах и формирующему понятия, благодаря которым постигается сущность вещи. Опыт дает нам «знание индивидуальных вещей» и не является последней инстанцией достоверности знания. Высшее знание созерцаются умом непосредственно.

Аристотель понимал и ограниченность разума и его значительные возможности.

«… никто не в состоянии достичь ее [истину] надлежащим образом, но и не потерпит полную неудачу, а каждый говорит что-то о природе… но когда все складывается, получается заметная величина».

Этика

Аристотель – основатель этики. Этическое учение Аристотеля является своего рода эвдемонизмом – учением о счастье. Счастье не в наслаждениях (жизнь в наслаждениях и удовольствиях – рабская жизнь, достойная участи животных), не в почестях и успехах (они зависят от внешних условий) и не в богатстве (так как богатство – это средство, а не цель). Счастье – в разумной деятельности, сообразной с добродетелью.

«Никто не назовет счастливым того, в ком нет ни мужества, ни благоразумия, ни справедливости, ни рассудительности, кто, напротив, страшится всякой мимолетной мухи, кто, томимый голодом или жаждою, не останавливается ни перед каким из самых крайних средств, кто из-за четверти обола губит самых близких друзей, кто, наконец, так не рассудителен и так способен на ошибки, как будто ребенок или безумный».

Добродетель, согласно Аристотелю, – это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий. Аристотель считал, что «добродетель не дается нам от природы», но «в нашей власти быть добродетельными или порочными людьми».

Аристотель различал два типа добродетели: дианоэтические (мыслительные) – добродетели ума, и этические (нравственные) – добродетели характера. К первым он относил мудрость, сообразительность и рассудительность; мыслительные добродетели возникают и развиваются благодаря обучению и познанию. К нравственным добродетелям Аристотель относил мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Справедливость – самая необходимая для совместной жизни добродетель. Добродетели состоят в обладании серединой. Например, мужество – это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности); щедрость – это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам); дружелюбие – это середина между вздорностью и угодничеством; самоуважение – это середина между самоунижением и кичливостью и т.д. И вообще, нет никаких заведомо благих и вредных поступков, всегда нужно учитывать их «уместность и своевременность».

Свое этическое учение Аристотель адресовал не всем. Людям, полностью подверженным страстям (особенно это касается молодых), этические проповеди бесполезны, и рациональное познание ими блага не приведет к благому поведению. Лишь тем, чьи стремления и поступки согласованы с рассуждением, нравственные рассуждения помогут сформировать благой характер, морально устойчивый, любящий прекрасное и отвергающий постыдное. Нравственные добродетели возникают и развиваются благодаря привычке и обретению власти над страстями. В отличие от Сократа Аристотель считал, что этическая компетенция может быть приобретена не через теоретическое познание этических норм, а посредством воспитания индивида в сообществе с другими. Так Аристотель переходит к политической и правовой философии.

Политическая и правовая философия

Некоторые положения политической и правовой философии Аристотеля созвучны социальной философии Платона, но в целом Стагирит оспаривал идеи своего учителя.

Аристотель формулирует концепцию естественного возникновения государства, согласно которой государство – это «продукт естественного возникновения» [4, 410], поскольку люди по природе, подобно муравьям и пчелам, являются общественными существами. Люди общаются в семьях, селениях, государствах. Люди способны различать добро и зло, полезное и неполезное, справедливое и несправедливое, обладают речью, поэтому они еще в большей степени, чем стадные животные, существа общественные; они – существа по природе политические (zoon politikon) – склонные к государственному общению. Государство должно позволять народу выражать свои мнения. Аристотель возвеличивал роль государства среди других видов общений, называя его первичным по природе общением, «ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части».

Аристотель отрицает платоновское понимание политики как удела философов-правителей и рассматривает ее как открытое и свободное от предрассудков взаимодействие, в ходе которого люди взаимно просвещают друг друга и стремятся достичь справедливых решений. Цель политики, согласно Аристотелю, состоит в каком-либо благе, а высшим благом философ считал справедливость. Политик должен искать наилучшего, т. е. наиболее отвечающего указанной цели, политического устройства.

В «Риторике» Аристотель утверждает естественную концепцию справедливости: «… Есть нечто справедливое и несправедливое по природе, общее для всех, признаваемое таковым всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого соглашения относительно этого» [4, 825]. Философ признавал справедливыми равенство равных и неравенство неравных. В целом справедливость – это «то, что служит общей пользе» [4, 521].

В соответствии со своим определением справедливости Аристотель делил формы правления на неправильные и правильные.

При неправильных формах правления «имеется в виду только личное благо правителей». Это тирания, олигархия и демократия. При тирании правитель деспотически относится к политическому сообществу, имеет в виду собственную пользу, а не общую, действует не на основании законов, а по своему усмотрению. Олигархия основана на власти богатых. Демократия, – в учении Аристотеля, – делится на два вида: на демократию, основанную на законе и власти бедных над богатыми, и демократию, где верховная власть находится в руках толпы, а не закона. Первая – наилучшая из худших, а вторая – просто охлократия.

Правильные формы правления учитывают принцип справедливости, «имеют в виду общую пользу». Это монархия, аристократия (правление лучшими) и полития (смешение олигархии и демократии). Аристократия – лучшая форма правления, при которой власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами. Аристократия возможна, когда в обществе ценятся личные достоинства. Но господство меньшинства достойных неустойчиво, поэтому более реалистичной формой правления Аристотель считал политию (республику). «Республиканское общество состоит из таких людей, которые по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанной на законе, по силе которого правительственные должности достаются и бедным, лишь бы они были достойны». В условиях, когда республиканское большинство достаточно развито, «каждый обращает внимание на одну какую-нибудь часть, все вместе видят все».

Стагирит считал, что регулирующей нормой, способной удержать государство в правильной форме, и мерилом справедливости должно быть право. «Законы... суть те основания, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного быта против тех, которые ее нарушают». Философ различал понятия право и писанный закон. В отличие от софистов, утверждавших, что законы и право являются искусственными изобретениями людей, философ утверждал, что наряду с частными законами («установленными каждым народом для самого себя») существуют общие, естественные, не зависящие от воли людей законы (право). Аристотель утверждает, что «когда писанный закон не соответствует положению дела, следует пользоваться общим законом, как более согласным с правдой и более справедливым [с тем соображением], что «судить по своему разумению» значит не пользоваться исключительно писанными законами и что правда существует вечно и никогда не изменяется, так же как и общий закон, потому что и правда, и общий закон сообразны с природой, а писанные законы изменяются часто» [4, 833]. Государство должно управляться на основе права, в противном случае оно становится неправильным, коррумпированным.

В социальном учении Аристотеля прослеживаются социоцентристские и иерархические представления: индивид должен подчиняться обществу, подобно тому как часть должна подчиняться целому. В государстве должен быть реализован принцип господства-подчинения, подобно тому как «душа властвует над телом, как господин, а разум над вашими стремлениями – как государственный муж. Этот принцип должен господствовать и во всем человечестве» [4, 418-419]. Аристотель оправдывает социальное неравенство, поскольку, по его мнению, это соответствует природному делению людей на свободных и рабов. Аристотель считал, что люди «по природе» делятся на свободных и рабов20. Свободными он называл людей, существующих ради себя, а не другого, руководствующихся рассудком, а не страстями, пригодных к политической жизни. «Свободнорожденный ведет себя так, словно он сам себе закон». «Другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо» [3, 420], потому как они предпочитают животную жизнь, обладают рассудком лишь в мере, достаточной для понимания приказаний, принадлежат не самому себе, а другому, являются лишь орудием, по природе предназначены к подчинению.

О свободе души. Представления Аристотеля о свободе души носят противоречивый характер. С одной стороны, душа человека, как и все в природе, движима иным, а именно телесностью, врожденными задатками, сложившимися привычками, обучением, следовательно, свободы души нет. С другой стороны, поскольку каждый в какой-то мере виновник своего характера, то всякие действия, в том числе совершенные под влиянием страсти и злонамеренные, должны быть признаны свободными. Признание людей свободными Аристотель считал необходимым для признания их ответственности за совершенное ими зло.

О космосе. Представления Аристотеля о мироустройстве господствовали на Западе вплоть до появления механистической картины мира в Новое время. Согласно Аристотелю, в центре космоса находится сферообразная Земля, вокруг нее вращаются Луна, Солнце, Меркурий, Венера, Марс, прикрепленные к сферам из эфира. Космос ограничивается сферой неподвижных звезд, за которой располагается Бог-перводвигатель.

Значение учения

Невозможно переоценить значение учения Аристотеля в развитии челочеческой цивилизации. Аристотель заложил основы рационального, теоретического способа познания мира. Стагирит отринул мистический платоновский идеализм и гераклитовскую гносеологию относительности знания, создал логику как инструмент мышления. Он сформулировал идеал «чистого», сугубо созерцательного, намеренно непрактического («ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы») знания21. Аристотель способствовал пониманию важнейших для развития наук идей – идеи существования закономерных причинных связей в природе и возможности разума познать эти связи и идеи формального доказательства как главного средства обоснованности знания. Следует отметить, что на дедуктивную логику Аристотеля опирался впоследствии основатель первой научной дисциплины, геометрии, Евклид (ок. 365–300 гг. до н.э.). Учение Стагирита о мироустройстве использовали средневековые схоласты в построении католической картины мира. Аристотель осуществил фундаментальный вклад в политическую и правовую философию, в этику.

В период с 343 по 341 г. до н.э. Аристотель был учителем Александра Македонского (356–323 гг. до н.э.). В период правления и военных походов Александра Македонского Греция утратила полисное устройство и стала частью созданной им империи (334–323 гг. до н.э.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]