Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
fs_PDF.doc
Скачиваний:
113
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
6.42 Mб
Скачать

11.1.2. Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – это направление в психологии, последователи которого считают предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. Значительное влияние на появление бихевиоризма сыграло учение русского психофизиолога И.П. Павлова.

Д.Б. Уотсон

Основоположники бихевиоризма – американские психологи Джон Бродес Уотсон (1878–1958) и Беррес Фредерик Скиннер (1904–1990). Бихевиористы сводили поведение человека к поведению животных, а все

Б.Ф. Скиннер

психические процессы человека к биологической цели приспособления. Они утверждали возможность и необходимость тотального контроля и управления над всем человеческим поведением через специально организованную систему стимулов.

Бихевиоризм внес в педагогику и психологию идею стимулирования как важного средства развития личности индивида.

***

Итак, научно-ориентированная психология рассматривает человека как несвободного, полностью обусловленного существа. Психоанализ признает человека невротиком, рассматривает его как полностью обусловленного, не дает человеку и надежды на полное выздоровление. Распространение бихевиористского воззрения на человека как на животное не дает развиться духовной сфере сознания человека, оставляет его на уровне существования животных.

Рассмотрим теперь психологические учения, признающие человека существом свободным.

11.2. Антипозитивистская психология

В ответ на позитивистские психологические представления, отрицающие существование души, возник опирающийся на метафизику психологический антипозитивизм, признающий реальность души, значимость религии и гуманизма в жизни человека и общества. Антипозитивистская психология развивается в двух направлениях: транперсональной психологии [п. 11.2.1] и гуманистической психологии [п. 11.2.2].

11.2.1. Трансперсональная психология к.Г. Юнга и р. Ассаджиоли

Трансперсональная психология – это направление в психологии, в котором психика человека рассматривается не как совокупность реакций организма на внешнюю среду, а как некое образование, неразрывно связанное с неким универсальным полем сознания, с другими психиками, со всем миром, с Богом.

Основателем трансперсональной психологии является швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875–1961). Юнг родился в семье пастора реформаторской церкви. По окончании медицинского факуль-

тета университета в г. Базель Юнг работал в психиатрической клинике в Цюрихе. С 1907 по 1912 г. сотрудничал с З. Фрейдом. Позже он преподавал в Цюрихе и в Базеле. Юнг – фигура в психологии и философии не менее значимая, чем Фрейд. Но в отличие от Фрейда Юнг был метафизиком.

Вслед за Кантом он признает, что доказательство метафизических ноуменов (Бог, душа и др.) невозможно, и дело выбора каждого верить в это или нет. Юнг утверждает, что люди делятся на два типа: сущностно духовной и сущностно материалистической ориентации, и эти ориентации являются врожденными, и в этом отношении никто никого не сможет переубедить [18, 253]. Юнг с сожалением констатирует ценностный выбор ученых-материалистов, отрицающих реальность души и духа: «Этому повелителю стихий, этому вселенскому арбитру милее всего теории, провозглашающие бесполезность его достоинства и абсурдность его независимости» [16, 92-93]. Юнг утверждал, что причинный подход, которому придерживаются подавляющее число ученых и философов, конечен, а потому фаталистичен. Человек не должен быть абсолютно рабски закабален собственным прошлым. Сам Юнг утверждал телеологический подход. С помощью постановки целей и стремления к их достижению человек и общество могут освободиться из пут прошлого.

О душе. В отличие от позитивистов Юнг признает существование души и называет ее «самой впечатляющей реальностью человеческой жизни» [17, 271]. Душа не может быть познана научно, по крайней мере, в наше время, потому что для научного исследования сегодня необходима «архимедова внешняя точка опоры», а для души такой точки нет, потому что «наблюдать душу может только сама душа». В будущем, возможно, «атомная физика предоставит такую точку опоры». А сегодня, «не поднимая вопроса о сущности души», мы можем лишь утверждать: «вот так ведет себя душа» [18, 208].

О духе и религии. Дух, по Юнгу, – это «принцип, противоположный материи», «нематериальная субстанция, или форма существования, которая на высшем и наиболее универсальном уровне называется Богом» [18, 209]. Дух лежит в основе психических феноменов и даже жизни. Дух несводим к материи и изначально свободен. С молодости Юнг вдохновлялся высказыванием Эразма Роттердамского: «Призываемый или нет, Бог присутствует всегда». Юнг отмечает, что «личность, корни которой не уходят в Бога, не может самостоятельно сопротивляться физическим и нравственным соблазнам этого мира» [16, 81]. Неспособный сопротивляться соблазнам, человек превращается в индивида со сниженным нравственным и духовным уровнем, т.е. в массу. В своей психотерапевтической практике Юнг направлял все свои усилия «на то, чтобы пробудить в пациенте мифологическое и религиозное сознание и, тем самым, помочь ему восстановить утраченную целостность личности» [14, 493].

О коллективном бессознательном

Юнг утверждает, что в душе индивида есть не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное – содержания надперсональной, «коллективной», «всеобщей» природы. Об этом свидетельствуют одни и те же сюжеты мифов, сказок, легенд, трактовки сновидений у представителей разных народов; явления синхронистичности (предчувствия, предвидения, «знаки»).

Одно из фундаментальных понятий трансперсональной психологии Юнга – архетипы (от греч. archë – начало + typos – образ) – изначальные врожденные психические структуры, образы, мотивы, составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок, легенд и т.п. Примеры архетипов: Самость, Мать, Герой, Старец, Анима, Анимус, Тень и т.д. Пожалуй, самым важным из архетипов является архетип Самости.

О Тени. Архетип Тень символизирует темное и неустранимое начало в психике. С Тенью не надо бороться, надо легализовать ее существование на доступном для сознания уровне.

«Наличие тени ведет к скромности, которая нам нужна для признания своего несовершенства. И именно осознание несовершенства необходимо для установления отношений между людьми. Человеческие отношения строятся не на дифференциации и совершенстве, поскольку они только подчеркивают различия или приводят к прямо противоположному результату; нет, в их основе лежат несовершенство, слабость, беспомощ­ность и потребность в поддержке, то есть те компоненты, из которых состоит основа зависимости. Совершенство ни в ком не нуждается, в отличие от слабости, которая ищет поддержки и не предлагает своему партнеру ничего такого, что могло бы поставить его в невыгодное положение или даже унизить. Но когда высокий идеализм играет слишком выдающуюся роль, то для такого унижения создаются все условия» [16, 135].

О Самости. Самость предстает объединяющим образом, центром человеческой психики. «Самость является не только центральной точкой, но и тем пространством, которое включает в себя сознание и бессознательное. Она является центром всей психической тотальности, подобно тому, как Я – центром сознания». Самость бессознательно продуцирует жизненные цели. Самость у многих людей бывает подавлена различными идеологическими конструкциями и психологическими установками.

Социальные воззрения

Юнг – решительный противник социоцентризма. В работе «Нераскрытая самость» [16] психолог показывает, как социоцентризм разрушительно влияет на личность индивида, подчинившегося его идеологии.

– Принцип социоцентризма означает отказ от свободы, а значит, от ответственности. «Существует только одна истина и никакой другой. Она священна, неприкосновенна. Любой, кто думает по-другому, является еретиком, которому, как мы знаем из истории, угрожают всем набором весьма неприятных вещей» [16, 82]. «Независимым суждениям не дают хода» [Там же].

– «Индивида все больше лишают права на принятие нравственного решения о том, как ему следует прожить его же собственную жизнь. Его кормят, одевают, обучают и дисциплинируют, как единицу общества, его селят в соответству­ющую единицу жилья и доставляют ему удовольствие и удовлетворение в той форме, в какой их воспринимает толпа» [Там же].

– «Цель и смысл индивидуальной жизни (которая является единственной реальной жизнью) заключается уже не в индивидуальном развитии, а в политике Государства, которая навязывается индивиду извне и состоит в претворении в жизнь абстрактной идеи» [16, 74]. «Государственная политика определяет, что следует преподавать и чему следует учить» [Там же]. «Интерес Государства возводятся в ранг веры, вождь или партийный начальник превращается в полубога, на которого не распространяются понятия добра и зла, а его жрецов славят, как героев, мучеников, апостолов, миссионеров» [16, 82].

– «Вместо нравственной и умственной дифференциации индивидов мы имеем благосостояние общества и повышение жизненного уровня» [16, 74].

Юнг отмечает, что единственный путь к обновлению общества лежит через обновление индивида.

«К сожалению нет никакого сомнения в том, что если индивид по-настоящему не обновил свой дух, то общество тоже не может быть обновленным, потому что общество – это сумма индивидов, нуждающихся в cnaсении души» [16, 102].

Индивидуация

В основе обновления индивида лежит процесс индивидуации. Индивидуацияэто естественный процесс психического роста и взросления, завершения своего «Я», который может быть заторможен или искажен. Это процесс раскрытия своей Самости.

В первой половине жизни индивидуация есть процесс «посвящения во внешнюю действительность», во время которого личность должна укрепить свое «Я» и адаптироваться к требованиям внешней среды. Во второй половине жизни задача индивидуации состоит в «посвящении во внутреннюю действительность», то есть в углубленном самопознании, в установлении связи с собственной душой и космическим порядком.

«Для молодого, еще не добившегося успеха человека чрезвычайно важно сформировать свое сознательное Я активным и действенным, т.е. воспитать волю. Если он не совсем уж гений, то ему вообще не стоит верить во что-либо, не идентичное воле. Он должен ощущать себя волевым существом, а все остальное может обесценить или же мнить зависящим от воли, потому что без этой иллюзии ему не достичь социальной адаптации.

Но все совсем иначе у человека во второй половине жизни. Ему больше не нужно воспитывать волю – скорее, чтобы понять смысл своей индивидуальной жизни, нужен опыт собственной сущности. Социальная полезность уже не столь желанна, как раньше. Он воспринимает свою социально бесполезную творческую деятельность как работу и над собой, и личное благодеяние. Кроме того, она освобождает от болезненной зависимости, и пациент приобретает внутреннюю устойчивость и новое доверие к самому себе. Именно эти достижения, в свою очередь, благотворно сказываются на социальной жизни пациента. Ведь внутренне устойчивый и доверяющий самому себе человек справится со своими социальными задачами лучше, чем тот, у кого нелады с бессознательным» [19, 263].

Индивидуация личности, согласно Юнгу, есть основная цель психотерапии.

Значение учения. Трансперсональная психология К.Г. Юнга утверждает, что человек является существом духовным, а значит, он должен уделять духовной сфере своего сознания должное внимание. Дело Карла Густава Юнга продолжили Роберто Ассаджиоли (1888–1974), Станислав Гроф (род. в 1931), Кен Уилбер (род. в 1949) и многие другие психологи, не только предлагающие целостные концепции сознания, но и исследующие медитативные практики по развитию духовной сферы сознания.

Итальянский психиатр, психолог Роберто Ассаджиоли (1888–1974) учил, что человек, по природе, является духовным существом. Люди, под гипнозом обманчивой поверхности вещей отрицающие духовную сферу сознания, по мнению Ассоджиоли, находятся в состоянии раскола с

с самим собой, подвергаются комплексам и внешним влияниям, становятся неуверенными и неустойчивыми в своих мыслях и действиях.

«Интуитивно чувствуя себя "единым целым" и, тем не менее, находя в себе "внутренний раскол", он [человек] приходит в замешательство и не может понять ни себя, ни других. Неудивительно, что, не зная и не понимая себя, человек не управляет собой, вращаясь в кругу своих ошибок и недостатков; вот почему столь многим людям жизнь не удалась – или, во всяком случае, была омрачена болезнями души и тела, истерзана сомнениями, разочарованиями и отчаянием. Неудивительно, что иногда человек в своем слепом стремлении к свободе и удовлетворению яростно восстает против существующего положения вещей, а иногда, пытаясь приглушить внутреннюю боль, с головой уходит в лихорадочную деятельность, отдается разгулу страстей или пускается в безрассудные приключения» [1, 14-15].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]