Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
харитонов.docx
Скачиваний:
29
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
643.1 Кб
Скачать

2.3. Пространства человеческого существования и политика

 

Само понятие жизненного пространства было введено в психологию и описано К. Левиным. Для дальнейшего анализа связуещего механизма между человеческими потребностями и политическим пространством нам надо рассмотреть его теоретические взгляды.

 

2.3.1. Теория поля Курта Левина

 

Левин считал, что жизненное пространство человека – это его психологическое окружение. В функциональном отношении его, пространство, следует рассматривать как одну из частей поля, при этом второй частью этого поля является сам субъект. Жизненное пространство субъекта складывается из психобиологических явлений, включая процесс удовлетворения потребностей как самого субъекта, так и той группы, к которой он принадлежит. В краевых точках жизненного пространства начинается воздействие чужих жизненных пространств, поэтому возможности субъекта, по контролю таких пространств, ограничены. Левин вводит понятие напряжение потребности. Это напряжение существует в интервале двух временных координат. С одной стороны – это момент возникновения потребности, с другой – момент снятия потребности, реализующей себя в том или ином целевом объекте. Этот целевой объект обладает определенной степенью привлекательности для субъекта, именуемой Левиным валентностью. Валентность целевого объекта и потребность субъекта взаимосвязаны. С одной стороны, наличие потребности влечет за собой возможность ее удовлетворения. А валентность, в свою очередь, вызывает соответствующую потребность. Валентность является решающим детерминатом психологической силы, которая толкает субъекта к целевой области. Кроме того, психологическая сила зависит от местонахождения субъекта и целевого объекта относительно друг друга, то есть от того, что называютпсихологическим расстоянием. Таким образом, мы можем рассматривать психологическую силу как силу, мотивирующую субъекта на совершение активных действий в пространстве политики. .В теории Левина субъект лишен уподобления простому механизму, автоматически реагирующему на объекты в его жизненном пространстве. Достигается усилиение позиции субъекта через понятие личной значимости целевой области. Этим самым рассматривается вероятность достижения различных конкурирующих целей.

 

Обращаем внимание читателей на то значимое обстоятельство, что К. Левин в своей теории умышленно употребляет термин субъект. Употребление такого термина дает возможность, в дальнейшем, рассуждать о политическом поведении как отдельно взятого индивида, так и отдельных групп и сообществ, включая государство.

 

А. Юрьев, рассматривая взгляды Левина, вводит одно существенное дополнение. Кризисная ситуация, не удовлетворяющая общество, создается психическими состояниями отдельных индивидов. Именно из психических состояний и формируется напряжение потребности. Разговор о психических состояниях человека нам еще предстоит.

 

2.3.2. Жизненное пространство и политика

 

Пространство в каждый момент времени разделено между людьми. Это деление производится на основе права наследования, покупательной способности, законодательных привилегий, меры личной активности, предприимчивости, агрессивности. Подавляющее большинство людей не удовлетворено тем личным жизненным пространством, которым они могут пользоваться. Отношение к пространству и его границам варьируется в зависимости от типа господствующей этнической культуры. Для русских, например, граница – это черта, отделяющая свою, уютную, часть пространства от пространства чужого. Вспомним «Вий» гениального Н. Гоголя. Как Хома Брут боролся с нечистой силой? Он мелом очерчивал вокруг себя круг, отделяя тем самым свое, защищаемое Богом, пространство, от окружающих его чертей, ведьм и прочей нечисти. И погибает-то семинарист лишь от того, что, будучи пьян, не довел меловую границу до конца, не замкнул свой защитный круг. А вот в англосаксонской культуре, граница – это стартовая позиция, от которая начинается не принадлежащая ни кому земля, объект потенциального завоевания.

 

Проблема пространства вечная. Она тлеет до какого-то кризисного времени, а затем начинается старая, как мир, борьба за жизненное пространство. Пространство освобождают более сильные, более настойчивые. Они или стесняют бывших его обитателей, или полностью вытесняют их, или просто убивают, занимая их место. Это разномасштабная проблема: она начинается в личных отношениях с самыми близкими людьми и заканчивается геополитическими проблемами перенаселенности отдельных районов Земли или всей планеты.

 

Жизненное пространство субъекта политики состоит из четырех пространств, которые как бы «вложены» друг в друга. Метафора русской матрешки тут будет неточной. Ведь матрешки имеютжесткие внешние оболочки, а политические пространства легко перетекают одно в другое. Перечислим их. Физическое пространство, экономическое пространство, правовое (юридическое) пространство, идеологическое (информационное) пространство. Жизненное пространство является главной психологической потребностью человека, и различные его виды являются частями единого целого. Физическое пространство выполняет свою функцию в жизни человека только в том случае, если ему сопутствует экономическое, правовое и информационное пространство.Разрушение даже одного из пространств приводит к резкой политизации жизни общества со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очень важным моментом в политике является присущее широким социальным слоям ощущение возможности изменения своего жизненного пространства путем личных усилий. Ведь психологическое расстояние между субъектами политики и его целями могут сокращаться или увеличиваться. Эта динамика зависит как от объективных, так и от субъективных обстоятельств, но всегда представлена человеку в его ощущениях. Если ощущения возможного улучшения качества жизни у людей нет, политическая ситуация в стране становится тупиковой, что, в свою очередь, провоцирует революционный взрыв, насильственный передел всех перечисленных пространств. Напряжение потребности может касаться в равной мере как экономического, так и информационного, и правового, и физического пространства. Потребность жизненного пространства удовлетворяется только при условии одновременного положительного ответа по всем четырем параметрам. Такое совпадение практически невозможно и, если все-таки возникает, то бывает крайне редко. Но напряжение хотя бы по одному из параметров бывает в обществе всегда. Проблема лишь в степени напряжения, в готовности и умении правительства это напряжение снижать. Если же напряжение потребности происходит по всем четырем параметрам и это напряжение не удовлетворяется, наступает утрата государством способности управлять обществом. Возникает революционная ситуация, требующая коренного передела всего жизненного пространства. Снизить накал революционных страстей, возникающих вследствие неудовлетворенности потребностей можно законодательно. Для этого надо сократить психологическое расстояние между напряжением потребности и целевым валентным объектом. Пересматривается право владения целевым объектом. Сказанное отнюдь не означает, что правовое пространство играет решающую роль. Нет, и физическое, и экономическое, и информационное пространства не менее важны. Поговорим об этих политических пространствах, вкладывая в понятие «субъекта политики» уровень государства.

 

1. Физическое пространство. Любое государство пытается создать вокруг себя определенный «пояс безопасности», состоящий или из стран-сателлитов или контролируемых территорий. Достигается создание такого пояса разными способами. Не обязательно это агрессия. В современном мире достаточно часто используется и механизм интеллектуальной экспансии – активное распространение определенных политических идей. Так, США имеют такой пояс безопасности из Канады и Мексики, причем создавался американцами внешний защитный барьер разными способами. Канада была покорена интеллектуальным воздействием, а вот с Мексикой пришлось повоевать. С точки зрения существования физического пространства, нелепыми и безответственными выглядят «покаяния» либеральных политиков России за вторжение СССР в 1956-м году в Венгрию, в 1966-м году в Чехословакию. Советский Союз, безусловно, имел полное право на такие действия, подтверждая свое право контроля на определенную часть физического пространства.

 

2. Экономическое пространство. Разрушение физического пространства СССР пробудил осознание экономического пространства. Государство как субъект политики в рамках этого пространства занято проблемой самообеспечения сырьем, финансами, материальным снабжением, кадрами, наконец. Так, правительство России в середине 2008-го повышает квоту на привлечение предпринимателями иностранной рабочей силы, практически удваивая ее. Однако экономический кризис возникает внезапно, как летняя гроза, и правительство Российской Федерации пересматривает эту квоту, уменьшая ее по отношению к нормам 2007-го года практически на треть. Интересно, что в октябре 2008-го года проправительственная молодежная организация «Молодая гвардия» развертывает в Москве акцию «Наши деньги – нашим людям». В рамках этой акции оказывалось давление на предпринимателей, активно использующих иностранную рабочую силу. Целью акции была передача таких рабочих мест гражданам России. Формы давления использовались самые разнообразные, в том числе, и «на грани закона». Разрушение экономического пространства повергает каждого отдельного человека в тяжелые психические состояния, подавляющие его волю, нравственность, приводящие к деградации его поведения. Другим примером, иллюстрирующим необходимость для государства контролировать экономическое пространство, явился газовый кризис начала января 2009-го года. Замерзающие европейские города и остановленые производства прекрасно продемонстрировали Европе ненадежность Украины как экономического партнера.

 

3. Правовое (юридическое) пространство. В рамках этого пространства государство призвано формировать единообразные для всех правила жизнедеятельности на всей своей территории. Во времена правления Б. Ельцина контроль Кремля над правовым пространством России был откровенно ослаблен. Смешно, но такой субъект Российской Федерации как Республика Тыва, закрепил в своей конституции право республики на «объявление войны или мира». Интересно, с кем же собиралась воевать или не воевать Тыва, граничащая с российским Алтайским краем и Хакассией, а также с Монголией? Справедливости ради, надо признать, что даже и за годы президенства В. Путина добиться полного единообразия правового пространства в России не удалось. Так, только жителям Башкирии иТатарии сохранено право на реализацию потребности в этнической принадлежности. Ведь жителям этих республик разрешено иметь в паспорте вкладыш с указанием этнической принадлежности. Все остальные граждане России права на реализацию потребности в этнической принадлежности лишены. Более того, только жительницы Башкирии и Татарии имеют право фотографировать на паспорт в платке, закрывающем уши и подбородок. Любой курсант первого курса милицейской школы легко докажет, что опознание человека по такой фотографии просто невозможно.

 

4. Идеологическое (информационное) пространство. В рамках контроля за этим пространством государство следит за содержанием распространяемых политических идей и представлений. Особо пристальное внимание при этом уделяется содержанию принципиально новых концепций, теорий, книг и статей. Именно для контроля над этим пространством активно используется механизм цензуры, разговор о котором у нас пойдет дальше.

 

Прежде чем рассматривать проблему политических пространств на уровне отдельно взятого индивида, следует перечислить четыре основных постулата, предложенных А.И. Юрьевым.

1.        Человек от природы асоциален и не может контролировать природную неизбежность своей зависимости от физического пространства. Наука, в принципе, не может преодолеть природных ограничений на реализацию потребности в физическом пространстве.

2.        Человек от природы асоциален, но он в состоянии преодолеть природные ограничения поведения в экономическом пространстве за счет развития науки и техники.

3.        Человек от природы социален, но не может адаптироваться к природным ограничениям жизни в правовом пространстве. И науке это ограничение не преодолеть.

4.        Человек от природы социален и может преодолеть природные ограничения ориентации в информационном пространстве за счет науки и политического общества.

 

Эти перечисленные постулаты дают Юрьеву возможность применить к политическим постранствам термины, предложеные Б. Ананьевым в работе «Человек как субъект деятельности». В нашем случае, это термины, описывающие реализацию потребностей человека политического и характеризующие этого человека как участника политической деятельности.

1.        На уровне физического пространства мы реализуем потребности индивида, отдельно взятой физической особи человечества. Лишение индивида права на физическое пространствопроисходит в виде лишения земли и жилищ.

2.        На уровне экономического пространства мы действуем как субъект деятельности, реализуя наши потребности в материальном, финансовом, сырьевом (питание) обеспечении. Лишениеправа на экономическое пространство происходит в виде полной утраты субъектом деятельности покупательной способности.

3.        На уровне правового пространства мы действуем как личность. Понятие личности – одно из самых сложных в социальной психологии, и, к тому же, общепринятого определения личности до сих пор не существует. Уточним, что несомненным признаком личности является осознаная иерархия потребностей. Именно об этой иерархии говорит К.Левин, когда вводит понятие личной значимости целевой области. Мы не бросаемся слепо и безответственно удовлетворять все свои потребности. Мы всегда учитываем ограничения, налагаемые на нас правовым пространством. Существующий в США запрет на публичное употребление алкоголя подтолкнет нас к покупке бумажного пакета, позволяющего скрыть от полицейских глаз бутылку с крамольной жидкостью. Но такое защитное действие любителя алкоголя возможно только в Америке, свято соблюдающей запрет на личный обыск без соответствующей санкции. В России и граждане и милиция отличаются правовым нигилизмом, поэтому-то закон озапрете публичного употребления пива просто не работает. Уж тем более, никто в нашей стране не будет рассчитывать на то, что милиция не осмелится заглянуть в бумажный пакет, который вы держите в руках. Лишение личности права на правовое пространство происходит в виде недоступности справедливого суда.

4.        На уровне информационного пространства мы реализуем свои возникающие потребности как индивидуальность. И, в самом деле, есть поклонники пения Ф. Киркорова и, даже, Б. Моисеева, хотя автора от «творчества» обоих откровенно подташнивает. Тоже самое можно сказать и пристрастиях в литературе, в кино, театре. Нелепыми, с точки зрения существования потребностей уровня информационного пространства, выглядат многие политические акции «Молодой гвардии». Например, направленные на борьбу с книгами порнографа Сорокина. Именно в выборе потребляемой информации люди удовлетворяют свою потребность быть индивидуальностью. Лишение права индивидуальности на информационное пространство происходит в виде навязывания обязанности подчинятся силой навязанной религии или атеизму.

 

Действия человека всегда протекают в пределах одного или нескольких политических пространств одновременно. Можно говорить, что человек взаимодействует с жизненным пространством. Это взаимодействие по своему переживается человеком, поскольку мы всегда определенным образом относимся к собственным действиям и поступкам, к реакциям окружающих, к перспективам реализации наших потребностей, наконец. Следовательно, чтобы двигаться дальше в понимании политического поведения людей, нам надо говорить о психических состояниях человека.