Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
харитонов.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
643.1 Кб
Скачать

1.1.2. Принципы политической психологии и её нерешённые проблемы

 

Политическая психология как наука опирается на свои основные принципы. Эти принципы впервые были сформулированы американским исследователем М. Херманн в 1986-м году. Всего существует пять устоявшихся принципов. Перечислим их в уже осовремененном виде:

 

1. Первый принцип вытекает из самого определения политической психологии. Он гласит, что фокус внимания данной науки направлен на взаимодействие политических и психологических феноменов. При этом принято считать, что их взаимодействие является двусторонним. Это означает, что восприятие, убеждения, мотивы, ценности, интересы, способы защиты и переживания людей рассматривают с точки зрения того, какое политическое влияние они имеют. При этом принципиально неважно – кем являются эти изучаемые индивиды. Они могут быть: одинокими обывателями, членами какой-то группы, бюрократами, террористами и революционерами – для исследующего сферу политики это неважно. Важно взаимодействие психологических и политических феноменов.

 

2. Второй принцип политической психологии гласит, что политическую окраску могут принимать любые явления общественной жизни. В свое время Советский Союз построил в Сирии на реке Ефрат плотину. Казалось бы, чисто гидротехническая проблема. Однако, в реальности, дело едва не закончилось войной между Сирией и Ираком, поскольку в Ираке уменьшилось поступление воды. Но наиболее ярким примером политизации казалось бы далекого от политики события явилась война между Сальвадором и Гондурасом начала 1970-х годов. Война эта длилась два года и унесла более 80 тысяч жизней в обеих странах. Это много, так как совокупное население обеих стран в то время едва превышало 9 миллионов человек. Так вот, эта война началась по итогам отборочного футбольного матча на Чемпионат Мира – 1972-го года!!! Автор не помнит, с каким счетом закончилась та игра, но конечным результатом стала двухгодичная бойня.

 

3. Третий принцип политической психологии сосредоточен на объекте данной науки. Политическая психология изучает «политического» человека в конкретном историческом времени, в конкретной политической системе и культуре. Нельзя механически переносить работающие в, скажем, Тамбовской области приемы на политическую реальность Чукотки или Томской области. Небольшие различия между избирателями в этих регионах есть. Это могут быть различия в отношениях к богатству, к предполагаемому хобби кандидата, к отношению с родителями и родственниками вообще. А, суммируясь, эти небольшие различия способны с треском опровергнуть самые блестящие предварительные схемы приглашенных политических технологов. Так, например, считается, что при перемещении с востока на запад России популярность собак как домашних животных кандидата падает, а кошек, напротив, растет. Тем не менее, в Санкт-Петербурге на выборах в Законодательное Собрание города во Фрунзенском районе побеждал кандидат, использовавший на наружных плакатах свою фотографию с французским бульдогом. Автор, работая на выборах в Якутии, находил районы, где любят А. Чубайса и фотография кандидата с Анатолием Борисовичем гарантировала кандидату успех у избирателей. В Европейской части России такое соседство на фотографии для кандидата самоубийственно. Этот принцип объясняет, почему замечательный французский политический технолог Ж. Сигела, человек, которого называют «делателем президентов», никогда не работает ни на территории бывшего СССР, ни в странах бывшего социалистического лагеря. Слишком много различий между Западной и Восточной Европой существует в массовой культуре, в том числе и в том, что на языке специалистов называется «фоновым знанием».

 

4. Четвертый принцип политической психологии гласит, что внимание уделяется и процессу политического выбора, и его результату. Политические психологи интересуются и возникновением политического поведения и самим поведением. Это может быть: принятие решений избирателями, разрешение политического конфликта, обработка информации политическими деятелями, методы воодушевления сторонников, процесс политической социализации и так далее. Для практиков, то есть для политических технологов, данный принцип очень важен. Да для нас интересны механизмы выбора политических предпочтений широкими массами избирателей, но нам важен и сам конечный результат – итоговое голосование на выборах.

 

5. Пятый принцип политической психологии сформулирован очень коротко: допускаются комплексные методы сбора данных. В политической психологии очень широко используются методы психологии, социальной психологии, социологии. Поэтому в рамках данной науки свободно используются и термины перечисленных наук. Принципиально отличными от других дисциплин психологического цикла являются следующие особенности политической психологии. Во-первых, здесь шире привлекают технические средства: телевизор, компьютер, видеокамеру и так далее. Вспомните 1999-ый год, когда В.В. Путин становится исполняющим обязанности главы российского государства. В то время у него преобладал очень характерный жест: фиксация пальцев левой руки на запястье руки правой (зона пульса). При этом обе руки лежали на поверхности стола. Для специалиста, который лишен доступа к прямому тестированию политика, тем не менее из такого положения пальцев и рук многое становится понятным. Ведь такой жест характерен для тех, кто не уверен в себе и пытается контролировать собственную возбудимость. Более того, совокупность других поведенческих признаков, полученных с экрана телевизора, позволяют предположить наличие у В. Путина астено-невротической акцентуации, характеризующихся как раз-таки повышенной возбудимостью и быстрой истощаемостью нервной системы. Подчеркнем, что иных способов получения информации о политике у специалиста нет, однако умелое использование сообщений СМИ позволяет обойти такое существенное препятствие. Во-вторых, в политической психологии активнее других используются материалы исторических хроник, сообщений, летописей. Автор, работая на выборах в Якутии, активно изучал тамошние исторические материалы. Беседуя с одним из потенциальных кандидатов, предложенных заказчиком, мы вдруг услышали знакомую по исторической литературе фамилию. В итоге выяснилось, что речь идет о прадедушке кандидата. Это помогло нам быстро установить контакт с кандидатом, легче работать с ним. В итоге кандидат одержал заслуженную победу.

 

Вместе с тем, в политической психологии существуют несколько вопросов, вызывающих острые дискуссии и обсуждение. Их общее число также составляет цифру пять. Перечислим их:

 

1. Первый спорный вопрос: что является единицей изучения в политической психологии? Иными словами говоря, что является объектом политической психологии как науки? В принципе, эту проблему мы обсудили раньше, когда рассматривали объект науки, поэтому нет смысла возвращаться к сказанному двумя страницами раньше.

 

2. Второй спорный вопрос: должна ли существовать в политической психологии единая теоретическая парадигма, или допустим теоретический плюрализм? Реальность существующих политических исследований, проектов, разработок такова, что подавляющее большинство специалистов придерживается теоретического плюрализма. Мы еще будем говорить, в конце данной первой главы, о тех разнообразных направлениях, школах подходах, которые сложились в политической психологии как науке. Но существует и другая форма плюрализма, заключающаяся в разнообразии обсуждаемых тем. Терроризм, политическое лидерство, политические конфликты, еврейско-палестинские отношения, проблемы Африки и так далее. К сожалению, процесс обмена коммуникациями между специалистами, занимающимися разной проблематикой, налажен слабо.

 

3. Третья нерешенная проблема политической психологии связана с определением границ сравнительного подхода. Насколько допустимы кросс-национальные, кросс-институциональные, кросс-временные исследования? Конечно, существуют различия между регионами России, но ведь существует и нечто общее. Именно поэтому в ходе политической борьбы используются отсылки и цитаты из общей советской массовой культуры. Именно массовой культуры, потому что «высоколобая», элитная культура всегда использовала отсылки на этническую, религиозную, региональную специфику культуры. Поэтому-то политические технологи из России успешно работают на выборах и на Украине, и в республиках Прибалтики, и в Казахстане. Ведь во всех этих республиках слушали Аллу Пугачеву, смотрели «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя». Значит, существует некий общий массив бессознательного в психике украинцев, литовцев и латышей, эстонцев и казахов. А вот определение границ этого общего бессознательного является теоретической проблемой. Именно из общего бессознательного и вытекает так называемое «фоновое знание». Отсылки к фоновому знанию всегда используются в политической борьбе.

 

4. Четвертая нерешенная проблема связана с определением границ между политическим исследованием и вмешательством в политический процесс. Политический психолог может и должен участвовать в попытках сделать политику адекватной, то есть профессиональной, расчетливой, морально приемлемой для человеческого общества. Однако вопрос о том, какая политика имеет признаки адекватности, а какая нет, во многом зависит от субъективности оценок самого политического психолога. Один из наших знакомых, публикующийся под псевдонимом С. Марков, в своей книге «PR в России больше, чем PR» приводит очень характерный пример. Представьте ситуацию когда к избирателям обращаются вроде бы с анкетой. Вопросы анкеты звучат так. Первый вопрос: «Верите ли Вы в то, что олигарх Березовский предложил 10 тысяч долларов кандидату Иванову за то, чтобы Иванов снял свою кандидатуру с выборов?». Вопрос второй: «Верите ли Вы, что кандидат Иванов гневно отверг наглые притязания олигарха Березовского?». Формально перед нами социологическая анкета, но, фактически это – политическая агитация в пользу кандидата Иванова. Впрочем, политическую агитацию можно провести и тоньше. Предложите жителям Санкт-Петербурга следующую анкету: «Кто из крупнейших политиков Петербурга оказал в 2008-м году наибольшее влияние на жизнь города?». И дополните её вариантами ответов: - Матвиенко (губернатор); - Тюльпанов (спикер Заксобрания); - Иванов». Обыватель, получив такую анкету, отнесет нашего гипотетического Иванова к числу влиятельнейших политиков города.

 

5. Пятый дискуссионный вопрос гласит так: какая подготовка нужна политическому психологу? Большинство действующих сегодня политических психологов старшего поколения имеют отнюдь не психологическую подготовку. Они являются обладателями дипломов и ученых степеней в области антропологии, истории, политологии, социологии. А среди американских специалистов очень много психиатров!!. До сих пор нет общего устоявшегося мнения по поводу изучаемых тем, теорий, методов, которые должны включаться в курс политической психологии. Публикуемые учебники очень и очень различаются между собой. Автор имеет и собственное мнение, выстраданное практикой участия в шести избирательных кампаниях. Так вот, в процессе консультирования хода реальной политической борьбы, нам очень остро нехватало юридических знаний. Особенно – знания региональных законов, например, законов Якутии. А такое незнание могло очень дорого обойтись консультируемым нами кандидатам.