Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
харитонов.docx
Скачиваний:
29
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
643.1 Кб
Скачать

3.4. Особенности мышления политических лидеров

 

Сегодня в психологической науке подробно изучены связи и взаимовлияния между такими понятиями как мышление, сознание и интеллект. Мы не будем столь тщательно выслеживать нюансы этих связей и влияний, а ограничимся теми данными об особенностях функционирования когнитивной сферы политических лидеров, которые напрямую связаны с их политическим поведением.

 

3.4.1. Операциональный код политика

 

Проблематика, близкая сегодняшнему пониманию такой составляющей мышления политического лидера как операциональный код, впервые начинает обсуждаться в рамках классической немецкой философии в 19-м веке. Однако, честь окончательного решения вопроса принадлежит американской политической психологии. Тут следует указать на работы таких авторов как Н. Лейтес, А. Джордж, С. Уолкер. Сегодня это понятие раскрывается следующим образом. Операциональный код – это понятие, применяемое к политическому сознанию лидеров и говорящее о том, что в мышлении политика содержатся некоторые устойчивые представления о природе политики, о преспективах реализации их политических ожиданий, о возможностях контроля над историческими событиями. Структура операционального кода политика и ее компонентыописываются следующим образом.

 

Характеристики представлений политика

Поведенческие проявления

Дружелюбие - враждебность

Политическую жизнь видит либо как гармоничную, либо как конфликтную. Отношения с оппонетами либо дружественные, либо враждебные

Оптимизм - пессимизм

Оптимизм или пессимизм при реализации целей и ценностей

Уровень контроля

История воспринимается как контролируемая либо людьми, либо случаем

Формулирование целей

Предпочитает цели либо всеобщие, либо частные; долгосрочные либо ограниченные

Методы достижения целей

1.                  Вербальные (либо обещания, либо угрозы) методы, либо действия (либо подкрепления, либо санкции).

2.                  Политическое урегулирование, либо конфликт.

3.                  Позитивные методы (призывы к поддержке и сама поддержка), либо негативные (сопротивление и оппозиция)

 

Операциональный код политического лидера связует его политическое поведение и сознание. О компонентах операционального кода судят по использованию в речах политиков чувств, оценок, прямых апелляций к аудитории. Поэтому основным способом фиксации операционального кода лидера является контент-анализ его выссказываний, выступлений, статей и книг.

 

Помимо операционального кода, при анализе особенностей мышления политических лидеров используются еще два понятия: когнитивный стиль и интегративная сложность сознания. Рассмотрим их подробнее.

 

3.4.2. Когнитивный стиль политических лидеров

 

Когнитивный стиль политических лидеров исследуется в американской политической науке по критериям простоты – сложности восприятия ими явлений и процессов, образующих объекты их профессиональной деятельности. Крайние позиции тут представлены следующими психологическими портретами. С одной стороны, политик, мыслящий на основе примитивных жестких стереотипов и нетерпимый к сколько-нибудь многозначным суждениям. С другой стороны, политик, способный к оценкам и представлениям, отражающим различные аспекты явления, его противоречивость, и к формированию целостного образа объекта во всей его реальной сложности.

 

Стремясь придать указанной когнитивной характеристике операциональное значение, американские политические психологи ввели категорию «интегративная сложность». Для измерения уровня интегративной сложности была разработана специальная методика контент-анализа выступлений, статей и другой документации политика.

 

Установлено, что у американских консервативных законодателей уровень интегративной сложности ниже, чем у умеренных и либералов. Аналогичные исследования в Великобритании показали, что интегративная сложность связана не столько с идеологическим содержанием политических позиций, выражающемся в партийных этикетках, сколько с интерпретацией этого содержания. В британской палате общин наиболее низким уровнем интегративной сложности отличались представители противоположных крайностей – левые лейбористы и правые консерваторы. Наиболее высокий уровень интегративной сложности был у умеренных парламентариев, представляющих все три партии старейшего в мире парламента.

 

Конкретные исследования показали, что в условиях конфрантационных ситуациях (война, революция, любой силовой конфликт) на лидерские позиции выдвигаются политики с низким уровнем интегративной сложности. Связан такой феномен с самой характеристикой ситуации, в которой, в данном случае, находится общество, поскольку тут требуются упрощенные, однозначные и прямолинейные суждения о действительности. Но, когда политическая ситуация в стране стабилизируется, эффективность таких политиков резко падает. Вспомним, насколько несостоятельными оказались советские политики из числа «красных конников» в сложную эпоху 1920-х – 1930-х годов. В ситуации же, когда политическая система функционирует нормально, на первые позиции выдвигаются политики с высоким уровнем интегративной сложности. Но и они оказываются не столь эффективны, когда политическая ситуация упрощается до уровня силового конфликта.

 

Ряд исследований показали, что уровень интегративной сложности конкретных политиков не является застывшим образованием, он может меняться в зависимости от изменения политической ситуации. Так, в США кандидаты в президенты, как правило, представляют политическую действительность в более упрощенном виде, предлагают примитивные, однозначные решения. Однако, после избрания их Президентами США, уровень интегративной сложности этих же политиков резко повышается. В международных отношениях интегративная сложность прямо зависит от состояния межгосударственных отношений. Чем жестче конфронтация, тем примитивнее образы оппонента.

 

Следует выделить один важный факт: уровень интегративной сложности не имеет жесткой привязки к уровню интеллекта. Что касается самого интеллекта политика, то тут обнаружена интересная закономерность. Наиболее низкий уровень влияния на сторонников и последователей обнаружился у двух групп политиков. Первую группу составили те политики, чей интеллект в 3-4 раза был ниже среднего по группе. Вторую группу составили те политики, чей интеллект в 3-4 раза был выше среднего по группе. Наибольший успех ждал тех политиков, чей интеллект превышел средние показатели по группе лишь на 25-30%. Надо сказать, что этот показатель часто оказывается решающим фактором при определении симпатий избирателей.

 

Американский психолог Л. Этнридж в 1978 году проанализировал психологию президентов США, управлявших страной в двадцатом веке. Анализ производился по двум факторам: потребность во власти и стиль общения с людьми. Критерием стиля общения стала известная классификация К.Юнга по параметрам экстраверсии – интраверсии. Сводные результаты можно представить в виде следующей таблицы.

 

 

Сильная потребность во власти

Слабая потребность во власти

Экстраверсия

Активная глобальная политика совершенствования мирового порядка

Примиренческая политика, обычно оказывающаяся малоэффективной

Интраверсия

Политика замкнутых блоков

Политика международного статус-кво

 

Итак, мы рассмотрели некоторые психологические особенности, характерные для политических лидеров. Но разговор до сих пор шел о крупных политиках. Реальную же политику делают не только они. И это не только широкие массы избирателей. Большую практическую работу проделывают активисты политических партий и движений. Дальнейший наш разговор пойдет о них.