Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
харитонов.docx
Скачиваний:
29
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
643.1 Кб
Скачать

3.1.2. Проблема легитимности власти

 

Итак, мы уже выяснили, что без поддержки со стороны подчиненных ни одна власть долго не просуществует. Для описания такой поддержки в политической психологии используется понятие«легитимность власти». Это понятие, характеризующее степень согласия между управляющими и управляемыми. Власть легитимна, если управляемые признают за управляющими право управлять вообще, и именно так, как они это делают, в частности. Это признание осознается и управляемыми и управляющими.

 

Ни в коем случае не надо отождествлять понятие легитимности и законности. Власть может быть легитимной, но незаконной. Б. Ельцин избирался на пост Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, входящей в состав Союза Советских Социалистических Республик. В 1991-м году, когда СССР прекратил свое существование, Россия получила другое наименование, отражающее изменение самой концепции государственного устройства. Строго говоря, отныне это была другая страна с иными целями и задачами, что требовало выборов нового, законного, Президента. Вместо этого Ельцин плавно, без выборов, пересел из кресла Президента одной страны в кресло Президента другой страны. Его власть стала незаконной, но осталась легитимной. Власть также может быть законной, но не легитимной. В 2003-м году в Санкт-Петербурге последний раз народ имел возможность выбирать губернатора. Одна из кремлевских группировок активно продавливала на этот пост В. Матвиенко, хотя, по первоначальным наметкам, данная должность должна была достаться Г. Полтавченко. Давление на граждан было настолько открытым и незамаскированным, что многие отказались принимать участие в выборах. В итоге В. Матвиенко получила 64% голосов. Но!! От числа людей явившихся на выборы! Если же мы сопоставим полученные ею голоса с общим количеством избирателей, то получится, что число петербуржцев, согласившихся с московским проектом, составило всего 16% от числа горожан. Таким образом этот губернатор обладал в 2003-м году властью законной, но нелигитимной.

 

Легитимность – необходимое условие стабильности и эффективности власти. Никакие ссылки на документы, целесообразность или традиции не делают власть легитимной до тех пор, пока эти аргументы не станут убедительными для большинства или, хотя бы, значительной части избирателей. Индивид или социальный институт обладают легитимной властью, если те, кому они обращаются с распоряжениями любого рода признают их право отдавать приказы. Если же носитель власти теряет легитимность, то, рано или поздно, он теряет и саму власть.

 

Характерно, что сначала легитимность теряется для управляемых – они перестают признавать право носителей власти на управление. Сами же властные фигуры ещё не осознают того, что ситуация переменилась и продолжают ожидать подчинения и готовности к подчинению. При этом они опираются на традиции собственной легитимности, подкрепленной соответствующими институтами и ритуалами. Кроме того, существующие системы обратных связей – информирование власть имущих о состоянии дел в обществе – ориентируются, в основном, на регистрацию объективных показателей, которые обладают определенной инерцией. Речь идет о статистических данных по уровню преступности, размахе забастовочного движения, активности антиправительственных группировок. Значительно меньше поддается фиксации динамика массового сознания: усталость граждан от тех или иных лидеров, разочарование в прежних политических кумирах, энтузиазм по поводу новых пророков или идей. И, наконец, осознание своей нелигитимности болезненно для носителей власти и они стараются интерпретировать амбивалентные результаты анализа положения дел в стране в более благоприятном для себя ключе.

 

В США, между тем, существует психологическая фирма, делающая экономические прогнозы на основе текстов популярных сегодня шлягеров. Длина выдаваемого прогноза составляет полгода. Если применить такой метод к текстам песен, популярных в СССР, можно сказать, что обыденное сознание советских людей отличал редкостный инфантилизм.

 

Важным эмпирическим показателем степени легитимности власти служит представленность в повседневной жизни средств принуждения. Большое количество хорошо вооруженных полицейских заставляет предположить, что граждане не считают свою власть легитимной и не желают подчиняться ей добровольно. Или же существует другая причина. Возможно, сами носители власти осознают собсвенную нелегитимность и, поэтому, ожидают сопротивления. Если же средства принуждения на улице отсутствуют, это свидетельствует о высоком уровне легитимности власти.

 

В политической психологии используется схема М. Вебера, описывающая три типа легитимности. Рассмотрим эту схему.

 

1. Легитимность традиции или обычая. В этом случае властные отношения регулируются традиционно сложившимися установками. Примеры такого типа легитимности мы находим в странах с монархической формой правления.

 

2. Легитимность закона (бюрократическая легитимность). Торжество этой легитимности означает, что люди следуют определенным кодифицированным процедурам. Они признают именно такое поведение оптимальным для согласования общественных, групповых и личных интересов; для разрешения конфликтов и, вообще, для обеспечения социального взаимодействия.

 

3. Легитимность харизмы. Базируется на признании исключительного права именно этого человека или именно этой группы на управление людьми. Легитимность этого типа предполагает приписывание носителю власти выдающихся, полубожественных или почти божественных свойств. Отличительным свойством такой легитимности является почти полная невозможность передачи харизмы по наследству. Исключением является Корейская Народно-Демократическая Республика, где после смерти Ким Ир Сена все его посты занял его сын Ким Чен Ир. Более того, поскольку и сам наследник чувствует себя нехорошо, по некоторым сведениям он перенес инсульт, сегодня рассматривается возможность официальной передачи власти его третьему сыну, двадцатипятилетнему Ким Чен Ыну, то есть наследному внуку основателя харизматической власти. Аналогичные попытки передачи харизмы в других странах всегда заканчивались неудачей. В случае же с КНДР, если передача харизмы удастся, то можно будет говорить о трансформации этой страны к первому типу легитимности. Харизма не передается по наследству даже и в тех случаях, когда наследуется власть. Например, восцарение сына покойного монарха легитимизируется и законами, и обычаями. (Включается легитимность первого и второго типов). Но харизма отца, если она была, не передается автоматически его сыну. Он должен еще доказать, что является не только законным, но и достойным преемником своего великого предшественника. Если ему этого не удается, то его власть, оставаясь вполне законной, будет, тем не менее, меньше, чем у его отца.

 

Существует несколько факторов легитимизации политической власти. Рассмотрим их.

 

1. Самым существенным фактором является фактор времени. Чем дольше существует власть, тем больше люди привыкают к определенному типу власти, к традициям и ритуалам, к официальной атрибутике. Наиболее ярким примером действия такого фактора является институт британской монархии. Многие британцы признают анахронизмом существование в 21-м веке этого средневекового института, но считают его отражающим особость традиций своей страны. В Дании правит самая старая монархическая династия в мире и отношение к ней более почтительное, хотя и датчане не считают такой тип современным. Но и в этой стране желающих отказываться от института монархии мало.

 

Время – длительность срока существования системы, является физической величиной. Но для легитимизации власти важно и психологическое время.. Сам факт длительности существования власти должен быть осознан гражданами. Поэтому руководители стабильных и эффективных политических систем прилагают большие усилия к тому, чтобы этот факт стал достоянием сознания всех. Для этого используются многочисленные и разнообразные ритуалы и традиции. Разумеется процедуры их проведения выстроены так, что подчеркивают освященность власти временем. Так, господствующий ныне в России режим далек от иделов равенства, справедливости, взаимопомощи, составлявших суть социалистических идей. Но в стране вообще, и в Санкт-Петербурге в частности, постоянно проходят торжества по поводу великой Победы 1945-го года, снятия фашистской блокады Ленинграда и так далее, хотя защитники великого города отнюдь не руководствовались рыночными идеалами.

 

2. Вторым фактором легитимизации является экономический успех. Власть может быть получена не очень законным путем. А. Гитлер получил на парламенских выборах 34% голосов, но, шантажируя тогдашнего Президента компрометирующими документами, добился своего назначения канцлером Германии. Но если власть признается согражданами успешной и эффективной, то она довольно быстро становится и легитимной. Так, приход фюрера к власти привел к улучшению социально-экономической ситуации в стране. Немецкий ВВП был за четыре года удвоен, безработица резко сократилась, началось активное строительство автомобильных дорог. Населении Германии до конца 1944-го года, до начала союзнических бомбардировок немецкой территории, жило много лучше, чем население любой другой, участвовавшей во Второй Мировой войне, страны. Поэтому-то антинацистская пропаганда союзников практически не имела отклика у немцев. 100% их листовок сдавалось в гестапо.

 

3. Легитимость может приобретаться и благодоря естественному и правильному, с точки зрения граждан, способу формирования властных институтов. Для большинства стран сегодня это выборы. Там, где люди выбирают власть и наделяют ее определенными полномочиями, этим властям и принимаемыми ими законами принято подчиняться. При этом происходит дистанцирование должности от ее носителя, личного авторитета от авторитета должности. Президенту подчиняются не потому, что видят его великим, мудрым и непогрешимым – его могут таковым и не считать. Ему подчиняются потому, что он занимает свой пост на законных основаниях. Приведем конкретный пример. Военное руководство США настороженно относилось к Президенту Б. Клинтону. Дело в том, что юнности Билл был активистом молодежного антивоенного движения, в качестве которого даже посещал Советский Союз и был принят в Советском комитете мира. Кроме того, Клинтон сжег свою призывную повестку, по которой он должен был отправиться на вьетнамскую войну. Тем не менее, Президент США, согласно американской Конституции, является Верховным Главнокомандующим, и американские военные приказы Клинтона выполняли.

 

Вместе с тем, при таком типе легитимности законы и традиции всегда оставляют за подчиненным определенный выбор. Носителю власти подчиняются больше или меньше, в зависимости от отношения лично к нему как к лидеру и человеку.

 

4. Легитимность на основе представлений о божественном происхождении власти. Существует немало примеров того, как правящие династии и даже узурпаторы трона пытались обосновать свое право на престол особыми отношениями со Всевышним. Многие правящие монархи мусульманского мира ведут свой род непосредственно от пророка. Божественной легитимизации королевской власти служит и традиция помазания на царство. Вера в сакральные институты, в сакральный характер существующей власти, безусловно, является фактором стабилизации политической системы.

 

Этот способ легитимизации власти эффективен лишь тогда, когда значительная часть населения не просто религиозна, но и достаточно серъезно относиться к обрядам и ритуалам господствующей религии. Впрочем, сходные механизмы легитимизации можно наблюдать и в рамках светских режимов. Так, во времена правления в Киргизии Президента А. Акаева, в официальной пропаганде активно использовалась правдивая информация о том, что сам Акаев является чингизидом, то есть одним из прямых потомков обожествляемого на тюркском Востоке Чингиз-хана.

 

5. Легитимность на основе ассоциации власти с народными символами. В этом случае подчеркивается народный характер власти, выводится ее длительная историческая преемственность. Граждан убеждают в том, что именно эта власть лучшим и единственно возможным способом учитывает культурную и историческую специфику данного этноса и данной страны. В истории России примером использования такого способа легитимизации власти является эпоха правления Александра Третьего. Интересно, что, будучи почти стопроцентным немцем по крови, этот монарх был активнейшим руссофилом. Именно ему принадлежат блестящие фразы: «Англия и Франция подождут, пока русский император ловит рыбу» и «У нас есть всего два союзника: это наша армия и наш флот». Во времена правления последнего Александра в России господствовали идеи возврата к наследию древнерусской архитектуры, мебели, в живописи господствовал академизм. Формула: самодержавие, православие, народность реализовывалась в полной мере.

 

Итак, мы расмотрели проблему политической власти как связи между лидером, его последователями и большинством населения. Теперь пора рассмотреть структуру личности самого лидера.