Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экопсихология Дерябо.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
1.29 Mб
Скачать

Глава 3 Проблема субъектного восприятия мира природы

В сущности человек любуется лишь собою в окружающем мире... Он очеловечил его: в этом суть всего.

Фридрих Ницше. «Очерки несвоевременного»

Проблема субъектного восприятия отдельных природных объектов и природы в целом является одной из ключевых в исследованиях по экологической психологии. На представлении о возможности субъектного восприятия мира природы базируются анализ социогенеза экологического сознания и его типология, типология субъективного отношения к природе, анализ механизмов его формирования и развития в онтогенезе и т. д.

§ 1. Сущность субъектного восприятия

Когда говорят о субъекте, выделяют две стороны этой проблемы: быть субъектом и восприниматься как субъект. В первом случае речь идет о том, что нечто в мире объективно является субъектом. Во втором — о том, что нечто является субъектом для воспринимающего. В первом случае исследователь ищет ответ на вопрос о том, что есть субъект и что есть объект «на самом деле», во втором — на вопрос о том, что есть субъект и объект для воспринимающего.

Именно потому, что «быть субъектом» и «восприниматься как субъект» не являются тождественными понятиями, возможны ситуации, когда то, что с философской точки зрения является субъектом, воспринимается человеком в определенной ситуации как объект, и, наоборот, то, что является объектом, воспринимается как субъект.

Таким образом, субъектное восприятие — это восприятие чего-либо в мире как субъекта (в противоположность восприятию как объекта — объектному восприятию). При этом не имеет принципиального. значения, является ли в действительности воспринимаемое субъектом или же объектом.

В проблеме субъектного восприятия выделяется три самостоятельных, но взаимосвязанных аспекта.

Гносеологический аспект субъектного восприятия

Анализ данного аспекта позволяет ответить на вопрос о том, является ли нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений, его «индивидуальной философской концепцией1, классифицируется ли оно воспринимающим в качестве субъекта.

Если, например, задать человеку вопрос: «Является ли собака субъектом?» — он будет отвечать на него именно в соответствии со своей «индивидуальной философской концепцией». При этом абсолютно безразлично, насколько используемые им для классификации критерии соответствуют тому, что понимается под субъектом философами.

Система представлений личности, в соответствии с которой она считает нечто в мире субъектом или объектом, как правило, не очень значительно влияет на ее поведение: то, что понимают в данном случае под «субъектным восприятием», в общем-то, не выходит за рамки собственно мыслительных процессов, категоризации как таковой. Итак, «считаться субъектом» — это первый, гносеологический, аспект субъектного восприятия.

Установочный аспект субъектного восприятия

«Относиться как к субъекту». Анализ данного аспекта позволяет ответить на вопрос о том, относится ли воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению мира «субъектная установка».

«Субъектная установка» возникает в результате выбора личностыо для конкретного объекта или явления определенного положения на шкале «субъект — объект». Этот выбор может осуществляться по двум основаниям.

Во-первых, шкала «субъект — объект» может выступать для личности как оппозиция «человеческое — нечеловеческое»1. Показательно, что, в конечном счете, именно в этой плоскости проводится граница между субъектом и объектом даже в большинстве научных определений: неслучайно многие исследователи считают возможным применять понятие «субъект» только по отношению к человеку или группе. Для бытового же сознания этот критерий вообще становится единственным и, самое главное, достаточным для отнесения чего-либо к субъекту или же к объекту.

При всей внешней простоте и «непритязательности» оппозиции «человеческое — не-человеческое» она обладает мощнейшим установочным эффектом: человека окружают тысячи видов растений и животных, но в восприятии людей «дистанция» между любыми из них не идет ни в какое сравнение с «дистанцией», отделяющей их всех от одного единственного вида — Ношо 8ар1епз. Отношения с «человеком» строятся принципиально иначе, чем отношения с «не-чело-веком».

Если личность находит, например, в животном нечто, позволяющее установить сходство с человеком, соответственно, хоть в какой-то мере отнести его к сфере «человеческого», характер взаимодействия с ним кардинально ме-няется1. Именно поэтому владельцы собак очень часто воспринимают их как полноправных членов семьи: собаки (наряду с обезьянами) в максимальной степени обладают характеристиками, необходимыми для причисления их к сфере «человеческого»2.

Во-вторых, шкала «субъект — объект» может выступать для личности и как оппозиция «равное — неравное». Иными словами, личность может относиться как к субъекту к чему-то равному ей, точнее равному в своей самоценности, равноправному. На то, что личностью признается «равным», ею распространяются этические нормы (как, впрочем, и юридические и политические права) и в соответствии с ними строится поведение; на «неравное» они не распространяются или распространяются в существенно урезанном объеме.

Все теории расового и национального превосходства, все дискриминации разнообразнейших «чужих» строятся на отказе им в этом равенстве в самоценности. Автор таблички «Только для белых» на вопрос: «Является ли негр субъектом?» — вероятнее всего, ответил бы «да» (гносеологический аспект субъектного восприятия), столь же наверняка можно предполагать, что он отнес бы негра к сфере «человеческого», но он не признал бы его равенства с собой.

Положение, которое отводится личностью тому или иному объекту мира или явлению на шкале «субъект — объект», построенной на данном основании, самым непосредственным и в основном детерминирует, определяет его отношение к объекту и поведение.

Как правило, две описанные оппозиции, в виде которых может выступать для личности шкала «субъект — объект», функционируют в достаточно неразрывном единстве, переходя друг в друга. Поэтому обычно противопоставление происходит по интегрированной оси «человеческое (похожее на меня), равное — не-человеческое (непохожее на меня), неравное».

Таким образом, личность относится к чему-либо в мире как к субъекту, как минимум, в одном из двух случаев: 1) если оно определяется как относящееся к сфере «человеческого» (в случае с другими людьми — как «похожее на меня»), 2) если оно признается равным личности в своей самоценности, равноправным.

Итак, «относиться как к субъекту» это второй, установочный, аспект субъектного восприятия.