Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Орнитоз.doc
Скачиваний:
83
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
4.34 Mб
Скачать

Эпизоотологические данные

Роль диких птиц в эпизоотическом процессе орнитоза в основном определяются в качестве резервуара возбудителя в природе и в меньшей степени как источника инфекции для человека. Из года в год увеличивается число видов птиц, у которых в естественных природных условиях выявлена инфицированность хламидиями. В настоящее время их известно уже более 170 видов (см. табл. 3) (Meyer,1967, Терских И.И.,1979).

На территории СНГ обитает около 70 видов пернатых, от представителей которых удавалось выделить хламидии (Терских И.И., 1979). На основе многолетних исследований создалось традиционное представление о птицах водного и околоводного комплекса как основном резервуаре возбудителя орнитоза на территории СНГ. Как правило, большой была доля серопозитивных особей в стаях именно этих птиц, достигавшая 20-30% и более (Терских И.И., 1964). Объясняется это, по-видимому, экологическими характеристиками водоплавающих птиц, в частности – колониальным образом жизни, проявляющимся образованием многочисленных стай птиц во время зимовок, гнездования, на путях миграции. Обследование птиц водного и околоводного комплекса на местах их скопления (озерах, реках, островах) позволило выявить природные очаги орнитоза в ряде стран и многих местностях СНГ (Morange, 1895; Meyer, 1942; Абушев Ф.А., 1978).

Показатели инфицированности птиц, экология которых не связана с водой, по данным серологического их обследования нередко бывают весьма высоки – более 10-15% (Федоров А.И. и др.,1974). Принимая во внимание многочисленность птиц отряда воробьиных в странах с умеренным климатом, эти птицы также должны представлять важный резервуар возбудителя орнитоза.

Таблица 3

Птицы – естественные хозяева хламидий

Отряды

Кол-во видов, у которых найдены хламидии

Podicipediformes

Поганки

1

Procellariiformes

Трубконосые

2

Pelecaniformes

Веслоногие

1

Ciconiiformes

Аистообразные

4

Anseriformes

Гусеобразные

17

Falconiformes

Дневные хищники

6

Galliformes

Куриные

4

Gruiformes

Журавлеобразные

3

Charadriiformes

Ржанкообразные

25

Columbiformes

Голубеобразные

9

Psittaciformes

Попугаи

71

Cuculiformes

Кукушки

1

Strigiformes

Совы

1

Apodiformes

Стрижеобразные

1

Coraciiformes

Ракшеобразные

2

Piciformes

Дятлообразные

1

Passeriformes

Воробьиные

24

Всего: 173

Отряды даны в широком толковании по системе Уэтмора А.

При сравнении результатов вирусологического и серологического обследования диких птиц в территориальном аспекте очевидны выраженные различия показателей инфицированности в разных странах и даже в отдельных местностях относительно небольшой по площади страны или ее области. Низкие показатели (менее 5-8%) получены, например, при исследовании птиц, обитавших на территории Польши, Канады, Восточной Сибири, Пермской области, более высокие – среди птиц, отловленных в Великобритании, Болгарии, Азербайджане, юге Украины и ряде других мест. Кроме того, на отдельных территориях наиболее пораженными оказываются разные виды птиц (Ильинский Ю.А. и др., 1973). Таким образом, краевые особенности распространения орнитоза среди диких птиц заключаются в различиях уровня пораженности орнитозом популяций птиц разных местностей, а также неодинаковой роли отдельных видов в образовании резервуара инфекции в природе конкретных территорий.

Описаны заболевания людей орнитозом, заразившихся от разных видов диких птиц. Из них наибольшее значение как источник инфекции, безусловно, имеют попугаи, в основном волнистые (Терских И.И.,1954). Обусловлено это как высокой патогенностью попугайных штаммов хламидий, так и популярностью их содержания в домашних условиях с декоративной целью. Заболевания людей при заражении от других видов диких птиц также чаще возникали в связи с содержанием птиц в домашних условиях, зоомагазинах, зоопарках, т.е. в условиях близкого контакта с ними. Поскольку реализация механизма передачи инфекции при орнитозе от диких птиц человеку в естественных природных условиях затруднена и потому редка, роль диких птиц в качестве непосредственного источника инфекции для человека следует считать малозначительной. Исключение составляет охотничья орнитофауна – охота на диких уток и некоторых других птиц популярна во многих странах, в том числе и в России. Вследствие этого охотники и члены их семей подвержены опасности заражения орнитозом в условиях близкого контакта с убитой птицей. Определенное косвенное эпидемиологическое значение дикие птицы имеют как источник инфекции для домашней птицы в птицехозяйствах и возникновения в них эпизоотий с последующими заболеваниями обслуживающего персонала, заразившегося от домашней птицы (Безденежных И.С., 1959).

Орнитоз выявлен у всех видов разных пород домашней птицы. В ряде стран, в том числе и в России, описаны эпизоотии орнитоза в птицехозяйствах по выращиванию уток, индюшек, реже кур, нередко с высокой летальностью птиц, достигавшей 30% (Терских И.И.,1979). Тем не менее, изучению ветеринарных вопросов орнитоза во многих странах уделяется недостаточно внимания. Это никак не означает, что орнитоз мало распространен среди домашней птицы. Например, в Великобритании орнитоз домашних птиц обнаружен лишь в 1979 г. В последующие же годы было установлено широкое распространение инфекции в хозяйствах домашних уток этой страны (Hammerschlag, 1986).

На значительную распространенность орнитоза среди домашних уток и индюшек указывает и то, при определении инфицированности птиц в подавляющем большинстве случаев были получены те или иные позитивные результаты вирусологического или серологического исследования. Между тем уровень инфицированности обследованных групп птиц находился в значительных пределах: доля серопозитивных особей во многих случаях составляла 10-20% (Eisenberrg,Wyring,1981), часто она была меньше – до 10% (Matsumoto,1985) и реже – больше 20-30% (Batteiger,1986).

Во Флориде и Южной Калифорнии C. psittaci была выделена у 20-50% домашних птиц при вскрытии (Schwartz, Frazer, 1982). В Нидерландах и в Германии был выявлен хламидиальный антиген методом ИФА из клоаки у 14-16% выращенных в местных условиях попугаевидных и у 4-5% импортированных попугаевидных, причем владельцы не наблюдали никаких клинических симптомов заболевания у этих птиц (Janeczek, Gerbermann, 1988). В Бельгии в течение 1991 г. 32 из 307 птиц различных видов давали положительную реакцию на хламидиоз в анализе прямой иммунофлюоресценции мазков из клоаки и конъюнктивы (Vanrompay et al., 1991). Наиболее часто хламидиоз диагностируют у попугаевидных птиц, особенно у попугаев, длиннохвостых попугаев и какаду. В Соединенном Королевстве у 50% исследуемых почтовых голубей были обнаружены антитела к С. psittaci (Alexander et al., 1989). В Японии в 30,5% исследуемой голубиной сыворотки были выявлены антихламидиальные антитела (Chiba et al., 1984). В СССР зараженность орнитозом составляет 18% у морских и серебристых чаек, 20-23% у уток и 14-18% у кур (Терских И.И., 1979).

В птицеводстве особенно большое значение имеет хламидиоз индюшек и уток. В США сообщают об эпидемиях хламидиоза у индюшек с 1950 г. Эти эпидемии были экономически разорительны для производителей вследствие уничтожения тушек при забое, уменьшения яйценоскости и расходов на лечение антибиотиками для сокращения смертности и улучшения сбыта домашней птицы. Хламидиоз у уток стал очевидной проблемой прежде всего в Восточной Европе, но впоследствии сообщали также о вспышках этого заболевания и в Соединенном Королевстве (Grimes,Wyrick,1991).

В формировании природных очагов возбудителя инфекции среди домашних и диких птиц большую роль играют птицы, ведущие колониальный образ жизни и мигрирующие на далекие расстояния (Обухов И.Л., 1996). Синантропные птицы, как и дикие, имеют большое значение как резервуары С. psittaci. Больные, а также субклинически инфицированные птицы могут выделять хламидии и, таким образом, являются потенциальной угрозой, как для здоровья человека, так и для животных.