Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Патология часть 3, 22-31.doc
Скачиваний:
713
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
8.2 Mб
Скачать

31.5. Таможенная функция интерстиция

Непосредственная среда обитания клеток призвана обеспечивать постоянство условий их существования. Здесь фильтруется тканевая жидкость и отделяются ненужные клеткам «плевела» от необходимых им питательных «зерен». Оптимальные условия поддерживает «таможенная» функция внеклеточных тканей. Она дозирует прохождения к клеткам нужных им продуктов и этим дополняет функцию гематотканевого барьера. Ненужные клеткам вещества с потоком тканевой жидкости уходят в сосудистую систему.

Н

Рисунок 31. 2. Микроорган.

еразрывная связь метаболизма клетки с транспортом метаболитов в окружающих ее тканях (рис. 31.2.) заставляет рассматривать клетку и окружающие ее ткани как единый морфо-функциональный блок. Последний получил термин микрооргана. Позиция микрооргана предопределила изменение фундаментальной концепции –«любая патология есть патология клеток» на концепцию – «любая патология есть патология микрооргана». Соответственно концепция «терапии клеток» была модифицирована в концепцию «терапии микрооргана». Эта позиция стала основанием для создания соответствующих лечебных средств и методов.

Еще в девятнадцатом веке И.И.Мечников выдвинул гипотезу «гистерезиса протоплазмы», согласно которой одним из основных механизмов старения организма является отставание темпов удаления поступающих в ткани веществ от темпов их поступления в них. Позже выяснилось, что такое отставание зависит от угнетения таможенной функции окружающих клеточно-тканевых структур и играет ключевую роль не только в механизме старения, но и в патогенезе многих заболеваний. Этот же механизм лежит в основе преимущественного накопления в указанном секторе токсичных веществ, поступивших и/или образовавшихся в организме вследствие эколого-эндоэкологического неблагополучия. Учитывая сказанное, микроорган назван «Ахилессовой пятой человечества».

31.6. Лимфообразование. Механизмы нарушений

Лимфообразование – один из ключевых этапов гуморального транспорта. Как синоним используют термин «лимфатический дренаж». Нарушение образования лимфы может быть самостоятельным и может вызываться нарушениями транспорта в капиллярах крови, в интерстиции и/или в лимфососудистом русле. Чаще всего причиной являются патологические процессы вне сосудистой системы (воспаление, опухоль, травма и др.).

Различают общее (системное) и местное (регионарное, локальное) нарушения лимфообразования.

Общее уменьшение образования лимфы проявляется при обезвоживании, кровопотере, шоке, кахексии. В менее острой форме оно возникает по причине возрастного уменьшения числа функционирующих кровеносных и лимфатических сосудов.

Общее увеличение образования лимфы возникает как реакция на физическую нагрузку, может наблюдаться при введении крови, кровезаменяющих растворов или препаратов, стимулирующих лимфатический дренаж.

Местное нарушение образования лимфы может возникнуть как проявление собственной патологии лимфатической системы, но чаще является непременным компонентом любого локального патологического процесса (воспаление, некроз, инфаркт, опухолевый рост, тромбоз, венозная недостаточность и др.). Оно влияет на развитие заболевания и может предопределить его исход.

Неадекватность функции образования лимфы — несоответствие лимфообразования, даже если оно возросло, той потребности, которую испытывает организм, орган или ткань в сложившейся физиологической или патологической ситуации.

Основные силы, участвующие в образовании тканевой жидкости и лимфы и их соотношение в физиологических условиях математически отобразил Е. Starling (1896). Предложенные им формулы (1, 2) позволили перейти от эмпирических рассуждений о механизмах лимфообразования к их количественной характеристике.

Согласно формуле № 1: ПТФК(ДСТ – КОСОСТ), где

ПТ — объем фильтрата (включая входящие в него ингредиенты), проходящего через стенки кровеносных капилляров (мл/мин х 100 г ткани); КФК — коэффициент фильтрации стенки кровеносных капилляров (мл/мин х 100 г ткани х мм рт. ст.); ДСТ — градиент капиллярного С) и тканевого Т) гидростатического давления (мм рт. ст.); КОС— коэффициент ограничения проницаемости белка через стенку кровеносного капилляра (при 0 - ограничения нет, свыше 0 и менее 1 — различная степень ограничений, при 1 – полное непрохождение); OCT — градиент коллоидно-осмотического давления плазмы С) и тканей Т) х (мм рт. ст.);

Согласно формуле № 2: ПЛ= КФЛ (ДТЛ – КОЛ ОТЛ), где

ПЛ — объем фильтрата (включая все входящие в него ингредиенты), проходящего из тканей в лимфатические капилляры (мл/мин х 100 г ткани); КФЛ — коэффициент фильтрации стенки лимфатического капилляра (мл/мин х 100 г ткани х мм рт. ст.); ДТЛ — градиент тканевого (ДТ) и эндолимфатического л) гидростатического давления (мм рт. ст.); КОЛ — коэффициент ограничения проницаемости белка через стенку лимфатического капилляра (при 0 — ограничения нет, при свыше 0 и менее 1 — разная степень ограничения, при 1 – полное непрохождение); ОТЛ — градиент тканевого т) и эндолимфатического л) коллоидно-осмотического давления (мм рт. ст.).

Нарушения Пт и Пл могут быть результатом патологических сдвигов в любом звене гуморального транспорта. Величина КФК в различных тканях не одинакова. Например, в перфузируемых скелетных мышцах она составляет 0,0015 мл/мин х 100 г ткани х мм рт. ст., а в мышце сердца — 0,32 мл/мин х 100 г х мм рт. ст. Неодинакова она и в разных зонах одного и того же органа. На величину КФК влияют сдвиги, возникшие в интерстиции и клетках эндоте­лия при ишемических и дистрофических нарушениях. Показано, что увеличение КФК, как правило, таит угрозу развития отека.

Величина ДСТ чрезвычайно изменчива даже в одной ткани (колебания в пределах 10—30 мм рт. ст). В случаях выключения из циркуляции части капилляров (периодическое в норме и стабильное при патологии) Д СТ в регионе становится нулевым. Величина ДС при увеличении венозного давления возрастает, что ведет к расширению межэндотелиальных щелей, повышению ДСТ, росту КФК, усилению фильтрации и повышению образования тканевой жидкости.

Одной из мишеней воздействия наДС и, следовательно, на ДСТ являются рецепторы сосудов. В экспериментах на животных введение 1-адреномиметиков (приводящее к констрикторной реакции артериальных сосудов и уменьшению капиллярного кровотока) ведет к цепной реакции падения Сходно действуют -адреноблокаторы, вызывающие расширение венул и усиление оттока крови из тканей. Введение -адреноблокаторов и -адреномиметиков дает противоположный ответ. Однако получаемые в экспериментах подобные эффекты не всегда реализуется в клинике, что объясняется многофакторным действием указанных веществ и разным состоянием организма.

Величина ДТ при использовании разных методов колеблется от -7 до +2 мм рт. ст. Превышение этих пределов свидетельствует о гипергидратации тканей, что ведет к поломке механизмов внутритканевого гуморальноготранспорта и отеку.

Величина КОС, играет важную роль в физиологических условиях, особое значение приобретает при патологии. Так, потеря или уменьшение способности ограничивать приток плазменных белков в ткани, ведет к повышению их содержания в последних (а, значит – к увеличению внутритканевого онкотического давления). Это спо­собствует росту От, задержке в тканях воды и развитию в них отека.

Величина ДСТ в большой мере зависит от ОС. В норме она варьирует от 20 до 30 мм рт. ст. Увеличение ОС ведет к задержке жидкости в кровеносной системе и уменьшению ПТ. Снижение ОС ведет к обратному эффекту.

Величина ОТ представляет сумму внутритканевого онкотического и осмотического давлений и определяется спецификой регионального строения ткани и степенью их повреждения при патологии. Чем сильнее повреждение, тем выраженнее накопление продуктов, повышающих ОТ и ПТ, вплоть до развития отека.

Величина КфЛ (в соответствии с формулой Старлинга №2), характеризует поэтапное (фазное) прохождение тканевой жидкости через стенку лимфатического капилляра. Решающая роль в этом процессе принадлежит эндотелиальным клеткам. Последние функционируют подобно клапанам, реализуя фазу открытия, когда в капилляре образуются зияющие межэндотелиальные щели, и фазу закрытия, когда путь жидкости в лимфатический капилляр полностью перекрывается. Во время фазы открытия в лимфатическом капилляре возникает разряжение, создающее эффект «всасывания» тканевой жидкости. Отграничение проникшей в лимфатический капилляр фракции тканевой жидкости от оставшейся в тканях знаменует этап образования пер­вичной лимфы. Естественно, что любой патологический процесс в тканях приводит к нарушению процесса лимфообразования.

Клапанная функция эндотелиальных клеток предопределена морфологически. Стенка лимфатического капилляра связана с окружающей соединительной тканью тончайшими волокнами, так называемыми, стропными филаментами. Их натяжение и ослабление подчинено перепадам Т). Сдвиг в сторону положительного давления сопровождается накоплением жидкости в тканях. Формируется сначала скрытый, а затем - явный отек.

Теоретически, коллоидноосмотическое давление в лимфатическом капилляре л) в фазе открытия «входных клапанов» должно быть равно коллоидноосмотическому давлению в ткани т). Однако электронномикроскопические исследования показали, что концентрация белков в капиллярной лимфе примерно в 3 раза больше, чем в соединительной ткани.. Это явление можно объяснить более интенсивным, по сравнению с водой, поступлением в лимфатические капилляры белка и/или просачиванием из них в ткани безбелковой части лимфы, что ведет к ее сгущению. Последнее явление отмечено и в более крупных лимфатических сосудах. Показано, что частицы углерода мигрируют из лимфатических капилляров и сосудов в окружающие соединительные ткани. Так как их перемещение возможно только с молекулами воды, это количественно характеризует ее выход. Замедление лимфооттока и лимфостаз усугубляют выход воды из сосудов и сгущение лимфы, что, естественно, отражается на ее образовании.