Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Psikhologia_anomalnogo_razvitia_rebenka_Tom_I.doc
Скачиваний:
314
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
5.57 Mб
Скачать

III. Способность к регуляции с помощью взрослого (и в дальнейшем саморегуляции) своего поведения в ситуациях. Вызывающих страхи, агрессию. Способность ребенка тормозить свои влечения

В целом стремление и способность использовать по­мощь взрослого при аффективных трудностях можно считать про­явлением силы позитивной линии развития, линии интеграции опыта в отличие от тотального негативизма, свидетельствующе­го о силе разрушительных тенденций.

В патологии негативизм принимает характер атаки на эмо­циональную связь и коммуникацию (Meltzer), переставая выпол­нять свою первоначальную функцию утверждения Я.

Важна сохранность эффективности наиболее базальных форм регуляции со стороны взрослого:

а) успокаивающие формы воздействия на ребенка (если он испуган). Предполагается сохранность релизеров, купирующих тревогу (тепло, давление, прикосновение и др.);

б) запрет, наказание — для прекращения агрессии, разруши­тельного поведения (их эффективность связана с адекватностью вызываемого, в ребенке чувства стыда, вины);

в) тонизирование (способность к разделению хорошего опы­та со взрослым), в том числе и через похвалу. Это важно для поддержания усилия в выполнении трудного задания, для пре­одоления чувства беспомощности, для стимуляции активности.

В норме эти формы регуляции основаны прежде всего на сохранной биологически заданной способности ребенка к под­равниванию своего аффективного состояния к аффективному со­стоянию взрослого: аффективного заражения от взрослого, не­посредственного подражания эмоциям взрослого.

В случаях эмоциональной недостаточности эти формы могут быть ограничены или искажены. Например, ребенок может то­низироваться от сильных физических воздействий, воспринимая взрослого исключительно как источник такой приятной стиму­ляции. Наказание может быть не связано со стыдом, а рассмат­риваться ребенком только как нарциссическая травма либо свя­зываться с переживанием удовольствия27. Отсутствие стыда и чувства вины приводит к растормаживанию влечений.

Если активность ребенка ограничена областью собствен­ных узких, часто причудливых, интересов, то в похвале взрос­лого для продолжения «своей» активности он не нуждается, а

71 А. Фрейд. Фантазии и образы избиения. М., 2000.

от той активности, которая навязывается ему взрослым, отказы­вается. Воздействия взрослого, имеющие успокаивающую функ­цию (объятия, поглаживания), могут восприниматься как угроза.

Случаи, когда способы правильной регуляции своего пове­дения с учетом эмоциональной оценки взрослого были сформи­рованы вовремя, но ребенок отказывается их использовать, ти­пичны для возрастного криза двух-трех лет. Главным критери­ем, помогающим отличить негативизм как патологическое явление от негативизма как возрастного симптома, следует считать яс­ную связь последнего с утверждением ребенком своего Я и то, что существенная часть коммуникации между ребенком и взрос­лым в норме остается не затронутой негативизмом. В патологии негативизм приобретает прежде всего характер атаки на эмо­циональную связь и коммуникацию в целом (Meltzer), переста­вая выполнять свою первоначальную функцию утверждения Я.

Предполагается, что все эти формы регулирующего воздей­ствия взрослого на поведение ребенка постепенно интериори-зуются ребенком и становятся формами его саморегуляции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]