Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Портной К. Правовое положение холдингов в России - Научно-практическое пособие. - М. Волтерс Клувер, 2004.rtf
Скачиваний:
150
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
3.19 Mб
Скачать

Заключение

Понятия "холдинг" и "холдинговая компания" российским законодательством не раскрываются. В ГК РФ такой институт отсутствует. Отсутствие четкого законодательного определения понятия холдинга и холдинговой компании обусловило то, что в юридической литературе существует различное понимание данных понятий. В настоящем диссертационном исследовании выделяются два подхода к пониманию холдинга.

Во-первых, холдингом признается некоторая совокупность определенным образом связанных между собой юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности. Этот подход нашел воплощение в проекте Федерального закона "О холдингах" и в Федеральном законе от 19 июня 2001 г. N 82-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральных закон "О банках и банковской деятельности", а также в позиции ряда ученых-юристов: в концепции холдинга в широком смысле, отстаиваемой И.С. Шиткиной и Томасом Келлером, в понятии холдинга, даваемом В.А. Лаптевым.

Во-вторых, холдинг рассматривается как компания, способная определять решения дочерних и зависимых обществ. Второй подход отражен в понятии "головная компания", содержащемся в проекте Федерального закона "О холдингах", а также в понятии холдинга в узком смысле и в определениях холдинговой компании, даваемых в научной юридической литературе.

На основе анализа содержания понятия холдинга, предлагаемого в научной юридической литературе, в законодательных актах и на практике, нами предложено следующее определение холдинга:

холдинг - это группа лиц, включающая в себя головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими.

Развитие холдиноговых отношений, на наш взгляд, требует расширения и уточнения понятия субъекта гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 2 ГК РФ "участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования". Холдинг же не является юридическим лицом, так как не имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, а потому не отвечает признакам юридического лица, закрепленным в п. 1 ст. 48 ГК РФ. В силу этого холдинг не может считаться участником гражданских правоотношений, т.е. не является их субъектом.

Однако холдинг выступает в хозяйственном обороте как единое целое, что подтверждается, в частности, обязанностью банковского холдинга в лице его головной организации представлять в Банк России консолидированную отчетность о деятельности банковского холдинга, которая должна включать консолидированный бухгалтерский отчет, консолидированный отчет о прибылях и убытках, а также расчет рисков на консолидированной основе. Консолидированные учет и отчетность холдинга предусматриваются также ст. 11 проекта Федерального закона "О холдингах". Кроме того, участие холдинга в хозяйственном обороте в качестве целостного образования с единой волей выражается в том, что он через головную организацию проводит единую инвестиционную, технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую и научно-техническую политику.

Следовательно, холдинги представляют собой один из видов предпринимательских объединений и являются субъектами предпринимательского права.

Поскольку холдинг участвует в хозяйственном обороте как целостное образование, как единый хозяйствующий субъект, обладая при этом отдельными чертами гражданской правосубъектности, то диссертантом предлагается считать холдинги квазисубъектами гражданско-правовых отношений.

Представляется целесообразным различать понятия холдинга и понятие холдинговой компании. При этом последняя понимается как головная компания холдинга.

Понятия управляющей компании и головной компании также не совпадают. Головная компания осуществляет функции по управлению холдингом, однако она может для исполнения этих функций создать управляющую компанию. Так, например, согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" коммерческая организация, которая в соответствии с законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга.

Нами выделяются следующие признаки холдинга:

1) наличие устойчивых внутренних отношений контроля и зависимости между головной компанией и другими участниками холдинга, закрепленных в договоре об образовании холдинга и в уставах его участников, определяющих организационную целостность данного предпринимательского объединения;

2) имущественная обособленность и юридическая самостоятельность участников холдинга, каждый из которых является полноправным субъектом гражданско-правовых отношений (т.е. юридическим лицом);

3) проведение единой политики в сфере хозяйственного оборота (в том числе согласованное использование прибыли и других финансовых источников участников холдинга).

Структура холдинга состоит из головного хозяйственного общества, которое имеет возможность определять решения, принимаемые другими участниками холдинга, и из зависимых или дочерних хозяйственных обществ. По отношению к головному (основному) хозяйственному обществу холдинга остальные его участники должны считаться дочерними.

Отношения между основным и дочерним либо зависимым обществом строятся не по принципу подчиненности, а носят экономико-правовой характер, связанный, как правило, с владением основным обществом достаточно значительной долей уставного капитала дочернего или зависимого общества.

Головное хозяйственное общество оказывает существенное влияние на решения, принимаемые иными участниками холдинга. Такое влияние может оказываться различными способами, прежде всего путем преобладающего участия в уставном капитале. Кроме того, это влияние реализуется через заключение договора, согласно которому одно общество вынуждено подчиняться другому (головному). В качестве такого договора может выступать имущественный договор, например, договор ипотеки, кредита, залога и т.д. Головное общество имеет возможность определять решения общества и иными способами.

Участники холдинга, будучи хозяйственными обществами, обладают всеми гражданские правами и обязанностями, необходимыми им для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В качестве юридического лица каждый участник холдинга обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей остальных его участников. Участник холдинга вправе совершать от своего имени сделки, т.е. участвовать в гражданском обороте, он несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Юридическая самостоятельность участников холдинга проявляется также в том, что они не несут ответственность по долгам головной компании.

Таким образом, хозяйственные общества, которые становятся участниками холдинга, не утрачивают своей юридической самостоятельности, хотя их воля как субъектов гражданских правоотношений в значительной мере определяется волей головной компании. С другой стороны, сам холдинг не приобретает статуса юридического лица. Однако ему присущи отдельные элементы правосубъектности.

Не являясь юридическим лицом, холдинг не вправе заключать от своего имени какие-либо сделки и, соответственно, не несет ответственности по сделкам, заключенным участниками холдинга. По ним отвечают участники холдинга самостоятельно либо солидарно с головной компанией в случаях, когда такая сделка была заключена во исполнение ее указаний. Таким образом, холдинг вступает в отношения с иными хозяйствующими субъектами не непосредственно, а через свою головную компанию либо через иного участника холдинга, когда последний совершает юридически значимые действия в результате исполнения обязательных указаний головной компании.

Анализ холдинговых структур позволяет выделить некоторые принципы, лежащие в основе организации холдинговых объединений. В настоящем диссертационном исследовании выделяются три принципа организации холдинговых объединений:

1) принцип целостности холдинга - в его содержание входят положения, определяющие функционирование холдинговой структуры как единого целого;

2) принцип централизма - положения, входящие в данный принцип, определяют отношения между головной компанией холдинга и другими, зависимыми от него участниками;

3) принцип равенства хозяйственных обществ, являющихся участниками холдинга, - данный принцип определяет взаимоотношения между участниками холдинга по горизонтали.

Отношения по поводу контроля и управления между холдингом и дочерними хозяйственными обществами холдинга характеризуются тем, что члены организации принадлежат к различным объектам управления и на отношения между руководителями и подчиненными наслаиваются соответствующие властные и коммуникационные отношения. Поэтому при управлении холдинговым объединением следует различать управление дочерним хозяйственным обществом холдинга в зависимости от его организационно-правовой формы, а также управление холдингом с учетом его правовой формы. В сравнении с самостоятельными хозяйственными обществами особенность холдинговых структур заключается в том, что правовая самостоятельность и установленные законом минимальные полномочия гарантируют дочерним предприятиям холдинга минимальные функции управления.

Проблема холдинговых правоотношений недостаточно разработана в российской юридической литературе. Представляется, что не все отношения, участником которых является холдинг, следует считать холдинговыми правоотношениями. Также требуют анализа отношения между самими участниками холдинга.

Организация и деятельность холдингов регулируется нормами различных отраслей права, прежде всего нормами гражданского права. Однако правовое регулирование холдингов, осуществляемое в настоящее время в Российской Федерации в рамках гражданского законодательства через определение категорий основного и дочернего хозяйственных обществ, не отвечает современным условиям предпринимательской практики. Отдельные правовые нормы, регулирующие отношения с участием холдингов, еще слабо согласуются друг с другом, отсутствует законодательный акт, который регламентировал бы отношения, сторонами которых являются холдинг и участники холдинга.

Анализ холдинговых правоотношений показал, что они являются комплексными, при этом внешние отношения холдинга с иными субъектами предпринимательской деятельности не обладают достаточным своеобразием, позволяющим выделять их в отдельную группу специфически "холдинговых" отношений. Такими особенностями обладают только внутрихолдинговые отношения, которые подразделяются на две группы:

1) отношения между головной компанией и зависимыми и дочерними хозяйственными обществами холдинга (эти отношения мы обозначаем как вертикальные холдинговые отношения);

2) отношения между самими хозяйственными обществами - участниками холдинга (горизонтальные холдинговые отношения).

К первой группе принадлежат отношения по поводу управления деятельностью холдинга в целом и входящих в него хозяйственных обществ. Это отношения между головной компанией холдинга и иными участниками - зависимыми и дочерними обществами. Ко второй группе внутрихолдинговых отношений следует отнести, как представляется, некоторые отношения между самими дочерними и (или) зависимыми обществами, входящими в один и тот же холдинг.

Проблема правового регулирования внутренних взаимоотношений между участниками холдингов особенно актуальна для крупных предпринимательских объединений в сфере производства. В ряде случаев связанные технологической зависимостью в рамках единого производственного процесса или иными взаимосвязями, хозяйственные общества - участники холдинга особо нуждаются в нормативном регулировании взаимоотношений между собой. Такие нормы, регулирующие взаимоотношения между участниками холдинга, могут содержаться в договоре о создании холдинга или, если холдинг создан иным путем, в отдельных договорах о распределении компетенции между головной компанией и зависимыми или дочерними обществами. Таким путем могут регулироваться важнейшие вопросы взаимоотношений участников холдинга, в том числе распределение между ними функциональных задач, как правило, предполагающее сосредоточение у головного общества наиболее важных аспектов инвестиционной, кадровой, маркетинговой политики; создание у основного общества централизованных фондов, в том числе для управления холдингом; обеспечение представительства хозяйственных обществ, входящих в структуру холдинга, в органах управления друг друга и т.д.

Отношения по поводу управления деятельностью холдинга не являются чисто административными. Особенность вертикальных холдинговых правоотношений состоит в том, что управляемый объект - хозяйственное общество - является юридически самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, а управляющее воздействие головной компании осуществляется косвенным образом - через влияние на решения органов управления хозяйственного общества холдинга.

Зависимые и дочерние общества холдинга связаны между собой по горизонтали многочисленными хозяйственными отношениями. В этих условиях возникает необходимость заключения между ними отдельных договоров: поставки, подряда, оказания услуг (транспортных, экспедиционных, юридических, рекламных, по централизованному ведению бухгалтерского учета и проч.). В принципе такие отношения между участниками холдинга как самостоятельными юридическими лицами носят все черты гражданско-правовых отношений. Однако поскольку участники холдинга своей деятельностью реализуют единую предпринимательскую политику, их хозяйственная самостоятельность ограничена зависимостью от головной компании, постольку на отношения между ними накладываются своего рода "холдинговые" черты.

Таким образом, отличительной особенностью горизонтальных холдинговых отношений является то, что здесь на отношения двух субъектов гражданского права - участников холдинга, представляющих собой самостоятельные юридические лица, накладывается их отношение зависимости от головной компании холдинга. Оба субъекта горизонтальных холдинговых отношений всегда в большей или меньшей степени зависят от головной компании холдинга и потому, вступая в отношения между собой, выражают не только свою волю, но и волю головной компании. Внутрихолдинговые отношения представляют собой разновидность интеграционного взаимодействия субъектов хозяйствования. Их суть состоит в субординации действий участников холдинга, при которой головная компания определяет важнейшие управленческие и хозяйственные решения других участников холдинга.

Управляющее воздействие на хозяйственные общества - участников холдинга осуществляется по трем важнейшим направлениям:

1) управление собственностью или пакетами акций (долями участия в уставном капитале);

2) управление производственно-хозяйственной деятельностью, включая инвестиционную, технологическую, кадровую, сбытовую;

3) управление денежными потоками.

Исходя из этого, можно выделить три формы контроля за управляемым хозяйственным обществом:

1) акционерный контроль или контроль собственностью, который представляет собой возможность обеспечить принятие или отклонение решений органами управления организаций, в том числе по вопросу формирования персонального состава этих органов управления (совета директоров, коллегиального исполнительного органа), назначения единоличного исполнительного органа;

2) производственно-хозяйственный контроль или контроль за собственно предпринимательской деятельностью, производством, реализацией продукции (работ, услуг);

3) финансовый контроль как обеспечение влияния на распределение финансовых потоков (денежных, оборотных средств).

Соседние файлы в предмете Предпринимательское право