Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Плоцкая_зырянское обычное этнич право (учеб пособие) 2015

.pdf
Скачиваний:
194
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
2.28 Mб
Скачать

Данная тенденция проявилась одновременно с формированием зырянской земельной общины, в основе которой лежали се- мейно-родовые земельные отношения. Постепенно складывалась ситуация, при которой демографический рост общины не позволял совместнопроживатьнаоднойтерриториивсемеёчленам.Поэтому со временем проводился делёж всех разработанных и пригодных для сельскохозяйственных целей земельных угодий. Однако критерии,способыиприёмыделенияневсегдабыли«прозрачны»,всвязи с чем возникали споры относительно принадлежности ряда земель. Следует отметить, что были земли, которые не подвергались обмеру: «И лишь тъ земли, льготное индивидуальное владенiе которыми оформлено отдельнымъ “приговоромъ” не входятъ въ обмеръ, наравне съ “неудобряемыми” новыми пашнями и съ теми покосными чищобами, которыя “только что начаты” разделкой, и съ которыхъ ничего “не накашивается”»53.

Стремление отдельных зырянских семей приобрести право собственности на землю и закрепить её в единоличном пользовании распространялось также на сенокосные угодья, чащобы и «разделки» как участки земли, к которым применялся ряд сельскохозяйственных операций. Подобные явления были вызваны желанием взрослых женившихся сыновей домохозяина (отца семейства), живших совместно с родителями, произвести так называемую «разделку новых земель», т.е. закрепить за собой общесемейные неиндивидуализированные земли, так называемые росчисти, представлявшие собой вырубленное и выжженное место в лесу для пашни.

Поэтому начиная с последней четверти XIX в. в Коми крае господствующей формой семьи являлась малая семья, где муж и отец семейства являлся одновременно его главой.

Мужчины принимали участие в жизни общины, обладая правом голоса на сходках, где рассматривались вопросы, связанные сраспределениемсельскохозяйственныхземель,обустройствомсела, а также некоторые спорные земельные вопросы и т.д. Домохозяевам предоставлялось право голоса на общинных сходах.

53 См.: Труды экспедиции по использованию земель Печорского края Вологодской Губернии / под ред. П.И. Соколова. – СПб., 1910. – Т.II. –

С.52.

61

Всоответствии с обычно-правовыми нормами как в органы управления мирским обществом, так и в органы государственной власти при необходимости обращался глава семьи. Подтверждение этомунаходимвархивныхисточниках:«Приговорсельскогосхода крестьян… Выльгортской волости Устьсысольского уезда созыва 23 декабря 1892 года… На него явилось: сельский староста, “58” Домохозяев имеющих голоса…»54

Глава семьи распоряжался семейным имуществом и денежными средствами, за исключением тех, которые женщина получала от продажи продуктов собственного производства, и её приданого. Он даже был вправе передать всё недвижимое имущество принятому на воспитание ребёнку при отсутствии законных наследников. Такой процесс сопровождался подписанием наследодателем дого- ворно-завещательногописьма,вкоторомподробноописывалсяпра- вовой статус физического лица (наследника) и передаваемое в наследство имущество. Например: «1815 года июля 10 дня Я нижеподписавшейся… крестьянин Иванъ Нестеровъ сынъ Поповъ далъ сiе договорно-завещательное письмо… принимаю его Липина во дворъ и… ему все движимое и недвижимое отцовское, купленное моим собственным трудомъ изобретенное именiе…»55

Внекоторых случаях глава семьи завещание называл «духовнозавещательное письмо»56.

Интересно отметить, что зять, которого принимали в семью жены,имелособыйограниченныйправовой статус.Всоответствии

собычно-правовой практикой примак мог стать полноправным хозяином только после смерти отца жены в случае отсутствия иных наследников. По мнению В.Н. Белицер, «в семье жены он не имел решающего голоса и был на положении работника»57, он даже терял правовую связь со своим родом. Ограниченность в правах при-

54Приговор сельского схода крестьян… Выльгортской волости Устьсысольского уезда созыва 23 декабря 1892 г. // ГУ РК «Национальный архив Республики Коми». Ф.6. Оп.1. Д.54. С.132.

55Договорно-завещательное письмо 10 июля 1815 г. // ГУ РК «Национальный архив Республики Коми». Ф.99. Оп.1. Д.298. С.8.

56См.: Рапортъ № 69 // ГУ РК «Национальный архив Республики Коми». Ф.99. Оп.1. Д.298. С.18.

57Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми (зырян и пер-

мяков). – М., 1958. – Т.45. – С.292.

62

мака фиксировалась также на пасах, т.к. он должен был поменять свой пас на пас тестя.

«Мужиженазависимыдруготдругавинтересахобщегоблагосостояния и поэтому уважают друг друга»58. Вероятно, в связи с этим исследователи отмечают не только прочность семейных уз, но и незначительное количество разводов. «По материалам переписи 1897 года в трех уездах Коми края только 26 человек находились в разводе»59.

Минимальному количеству разводов способствовало и воспитание детей, особенно девочек, которые с детства усваивали, что основное предназначение женщины в браке – материнство.

Глава семьи являлся носителем власти и образцом морального поведения. Он не был деспотом. В семье культивировалось уважение к предкам, почитание отца и матери.

Необходимо отметить, что значительную роль в воспитании, обучении промысловому ремеслу сыновей играли отцы. Кроме прочего, они проявляли интерес к знаниям, получаемым их детьми в светской школе: «Замечено, что отцы зырянских мальчиков стали иногда заглядывать в школу – послушать, как учатся их дети, только, говорят, “жаль, что сечь перестали”»60.

Патриархальные отношения отражались и в формах разговорного языка. Так, М.И. Михайлов сообщает об обычае зырян называть друг друга по отчеству; но не так, как другие, – сперва по имени, потом по отчеству; у них наоборот: впереди стоит имя отца, а за нимужеимятого,скемидётречь.Онинескажут,например:«Здравствуй, Иван Яковлевич!», но «Олан-вылан, Яке Иван?»61 В данном обычае, когда на первое место выносится имя отца, а порой деда и прадеда (подобные обычаи приняты в восточных мусульманских

58Држевецкий А. Медико-топография Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. – М., 1872. – С.42.

59Бондаренко О.Е. Население Коми края в конце XIX в. (по материалам

переписи 1897 г.) // Коми крестьянство в эпоху феодализма и капитализма. Труды ИЯЛИ КФАН СССР. – Сыктывкар, 1983. – Вып. 29. – С.42.

60Кичин В.Е. Нечто об Усть-Сысольске // Зыряне и зырянский край

влитературных документах XIX века / под ред. В.А. Лимеровой. – Сыктывкар, 2010. – С.117.

61Михайлов М. Физические и нравственные свойства зырян // Вологод-

ские губернские ведомости. – 1853. – № 17. – С.13.

63

странах), можно проследить не только своеобразную дань уважения к предкам человека, к которому обращаются, но и доминирующую позицию мужчины в семье.

Обобщая сказанное, отметим, что обычно-правовой статус мужчины у коми (зырян) включал в себя как имущественные, так и личные права и обязанности, порождавшие соответствующие отношения, которые регулировались нормами обычного этнического права. В имущественной сфере многих зырянских этногрупп признавалось доминирующее положение мужчины как главы семьи, кормильца,т.е.человека,обеспечивавшегосемьематериальныйдостаток, и главного распорядителя семейным имуществом. В личных отношениях необходимо отметить, взаимное уважение супругов, которое основывалось на традиционных зырянских обычноправовых нормах.

Брачно-семейные отношения являлись одной из наиболее разработанных сторон обычного права у коми (зырян), регламентировавшего наиболее важные стороны общественного бытия членов семьи.

Семья, как отмечалось выше, являлась важным, обязательным составным элементом социально-экономической жизни коми (зырян). Заключение брака и образование семьи отражалось на правовом статусе зырянской женщины.

Ранее говорилось о том, что правовой статус зырянки нельзя назвать равным статусу мужчины. На девушку с раннего возраста смотрели не как на члена семьи, а как на «лицо самостоятельное, временнуюнеприятнуюгостью»,поэтомуобычно-правовыезырян- ские воззрения изначально ограничивали её в правах. «Не являясь членом семьи, нераздельно съ ней связаннымъ, девушка живетъ толькобудущимъ,– онадолжназаботиться сама о себе, копить свое собственное имущество и пользоваться всякимъ случаемъ въ свою собственную пользу получить что можно изъ общихъ заработковъ семьи. И она сама, и все окруженiе ея родные смотрят на нее не какъ на члена семьи, а какъ на лицо самостоятельное, временную неприятную гостью-дармоедку, которая может жить и поступать, как угодно, поскольку это не нарушаетъ общихъ интересовъ»62.

62 Мартынов С.В. Печорский край. Очерки природы и быта. Населенiе, культура, промышленность. – СПб., 1905. – С.59.

64

Выйдя замуж и попав в семью мужа, женщина приобретала статус младшего члена семьи: она должна была выполнять все поручения мужа и подчиняться некоторым другим членам семьи – её главе и старшей женщине. Главой большой семьи, как было сказано выше, являлся старик-отец, ему подчинялись все без исключения члены семьи. Старшая женщина, обычно жена старика-отца, управляла всеми домашними делами, в том числе приготовлением пищи, хозяйственными работами во дворе, работой в поле и т.д. Ей помогали снохи и дочери.

Замужнюю женщину часто называли не её именем, а по имени мужа, например: «Федя гöтыр, Костя гöтыр, то есть жена Феди, жена Кости. Нередко прибавляли и второе мужское имя, например Тимиха Петровна, то есть жена Тимофея Петровича, или Климиха Вань, т.е. жена Климентия Ивановича. Иногда, говоря о той или инойженщине,называлиименамужчиннесколькихпоколений,например, Гриш-Микол-Вась гöтыр»63. В таком обращении к женщине присутствует некоторая обезличенность.

Кроме того, исследователи рассматриваемого периода отмечали, что в некоторых районах Зырянского края при распределении земель учитывались только лица мужского пола. Хотя в полных общинах «при землераспределенiи по едокамъ мужское и женское населенiе никогда не выделяются другъ отъ друга и получаютъ совершенно равные паи»64, во многих районах, населённых коми, при распределении земель на женщину не выделяли или выделяли часть земли. На Удоре, к примеру, женщина получала лишь четверть душевого надела.

Со временем, когда главой семьи вместо старика-отца становился супруг, жена согласно обычно-правовым нормам также становиласьстаршейженщинойвсемьеируководилахозяйственными работами и её женской половиной. Как видим, зырянская семья являласьтрудовымколлективом,вкоторомчёткораспределялисьтрудовые роли, что и обеспечивало отлаженный хозяйственный быт.

63Краева И.Ю. Традиционная коми семья: особенности воспитания. –

Сыктывкар, 2010. – С.51.

64Труды экспедиции по использованию земель Печорского края Вологодской Губернии / под ред. П.И. Соколова. – СПб., 1910. – Т.II. – С.56.

65

Подчинённоеположениеженщиныпоотношениюкмужувыражалось также в том, что ей практически не позволялось принимать участие в общественной жизни общины. Как правило, на общинных сходах интересы семьи представлял её муж, обладавший правом голоса. Существовала система запретов для женщин, предписывавших их линию поведения.

Только соблюдая определённый порядок, вдова могла подать прошение о рассмотрении её дела. Ей необходимо было получить решение мирского (общинного) схода, и только после этого она могла подавать прошение в органы государственной власти (в Вологодскую казённую палату). «Первобрачному мужу моему… крестьянину… досталась отъ покойного крестьянина… неимеющаго унего наследниковъ поданному имя… Посмерти… первобрачного мужа по согласiю мирскаго общества и учиненному того 1826 года октября 10 дня приговору приняла я въ домъ съ совершенiемъ законного брака … прошу… изследовать отведенное… именiе…»65. Таких прошений среди архивных данных сохранилось немного. Для того чтобы женщина могла повторно выйти замуж и заключить законный брак, регулируемый нормами позитивного права, необходимо было получить на это согласие «мирского общества»66.

Справедливости ради необходимо отметить, что обычное этническое право коми (зырян), так же как и позитивное право, защищало интересы вдовы, оставшейся без попечения мужа: после его смерти ей предписывалась «вдовья часть доли имущества» покойного супруга: «… все перешло къ Ивану… за выделомъ… вдовьей части второй жены»67. Кроме того, эта женщина могла завещать своёдвижимоеинедвижимоеимуществосвоимдетямпосредством оформления «духовного завещания»: «… Духовное завещанiе, составленное и подписанное понеграмотности и личной ее просьбе Устьсысольскими мещанами… на завещанное ею благопрiобретенное движимое и недвижимое именiе двум… сыновьям…»68

65Прашение крестьянской женки Софьи Васильевны Тарабукиной Устькуломского селения от 25.03.1830 № 126 // ГУ РК «Национальный архив Республики Коми». Ф.99. Оп.1. Д.298. С.5.

66Там же.

67Прошение № 143 от 08.06.1872 // ГУ РК «Национальный архив Республики Коми». Ф.99. Оп.1. Д.1436. С.12.

68Дело Устьсысольского Уездного суда от 01.05.1873 // ГУ РК «Национальный архив Республики Коми». Ф.99. Оп.1. Д.1516. С.2–3.

66

Были случаи, когда вдова наделялась равными правами с другими наследниками: «… на территории Яренского уезда коми крестьянка, оставшаяся вдовой, имела равные права, как и другие наследники, распоряжаться имуществом после смерти мужа. Она была законнойнаследницейвсегодвижимогоинедвижимогоимущества»69.

Зырянская женщина не могла распоряжаться без согласия супруга денежными средствами и семейным имуществом. Исключением являлись денежные средства, которые она получала от продажи продуктов питания, холста, шерсти, яиц, конопляного или льняногосемени70 исобственногоприданого.Этитоварыонамоглапродаватьираспоряжатьсяполученнымиденьгамипосвоемуусмотрению. Приобретая имущество на свои деньги, а не на общие семейные средства, женщина им полностью и распоряжалась. Если в качестве приданого женщина получила скот, то муж не распоряжался подобным имуществом: приданое имело особый правовой режим и являлось собственностью только жены. Жена и дети обладали правом пользования всем общим семейным имуществом. Таким образом,женщинавсемьенебылаполностьюбесправной.Онанетолько обладала принадлежащим ей имуществом (приданым и всем тем, что она производила и изготавливала в процессе совместной семейной жизни), но и имела право самостоятельно распоряжаться им. Приданое и производимое женщиной имущество выделялись из общего семейного имущества в отдельный разряд. Ю.В. Александров очень точно обозначил статус женщины: «через обособленное внутри семьи личное имущество женщины проявляется довольно высокий в экономическом отношении её правовой статус»71.

Следует подчеркнуть, что зависимость женщины от мужа не являласьабсолютной.Вчастности,онасамостоятельноопределяла необходимость изучения детьми русского языка и тем самым способствоваласохранениютрадиционногоправовоговоспитанияподрастающего поколения, основанного на обычно-правовых нормах.

69 Гагиева А.К. Коми крестьянка в региональном социуме XVIII в. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. –

2014. – № 1. – С.30.

70См.: Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. – М., 1958. – Т.45. – С.285–286.

71Александров Ю.В. Обычное право удмуртов (XIX–XX вв.). – Ижевск,

2014. – С.217.

67

Интересно отметить, что в ряде случаев отец мог передать

вкачестве наследства половину своего движимого и недвижимого имущества незамужней дочери, несмотря на то, что у него оставался сын (он наследовал вторую половину имущества). Таким образом, обычное этническое право не запрещало женщине наследовать недвижимое имущество: «В прошломъ 1788 году, отецъ мой… дочерь своей а моей сестре родной… духовное письмо, что владеть ей движимымъ и недвижимымъ именiем и скотомъ половинною частiю…»72; «Отъ покойного родителя и предковъ моихъ достался мне вовладенiе по двумъ крепостямъ 1-го 1761-го марта 31 и 2-й того года апреля 3 дня сенные покосы…»73

Выполняя роль хозяйки дома, женщина была ответственна завоспитаниедетей.Обладаяродительскойвластьюматериинравственным авторитетом у собственных детей, она имела право требовать от них уважительного отношения и послушания. Кроме того,онаподдерживалародственныесвязи,организовываласемейные праздникиипринималавнихучастие,соблюдаларитуалы.Мужчина в этих сферах её не ограничивал.

Взырянской семье существовало межполовое и межвозрастное разделение труда, в результате наблюдалась огромная загруженность женщины в сельскохозяйственных работах, особенно

вте периоды, когда мужчина находился вне дома, занимаясь промыслами. В этом случае женщина становилась «самостоятельной домохозяйкой», т.к. решение всех хозяйственно-бытовых, земледельческих вопросов ложилось на её плечи. Ей приходилось принимать серьёзные решения, касавшиеся всей семьи, во время длительного многомесячного отсутствия супруга.

Из сказанного следует, что обычно-правой статус зырянской женщины, состоявшей в браке, в рассматриваемый период имел двойственныйхарактер:содной стороны, онаподчиняласьсупругу и старшим родственникам, а с другой стороны, это подчинение было не абсолютным, она пользовалась уважением со стороны супруга, детей, которое основывалось на традиционных обычно-пра-

72Прошение крестьянина от 06.10.1813 // ГУ РК «Национальный архив Республики Коми». Ф.99. Оп.1. Д.196. С.1.

73Прошение крестьянской женки от 07.03.1830 № 108 // ГУ РК «Национальный архив Республики Коми». Ф.100. Оп.1. Д.348. С.1.

68

вовых нормах и воспитывалось с детства, имела высокий экономический и социальный статус по сравнению с женщинами, проживавшими в центральных российских губерниях.

Вопросы и задания для самопроверки

1.Дайте понятие субъектов обычного этнического права.

2.Заполните таблицу.

Виды субъектов обычного этнического права коми (зырян)

Особенности

Персони-

Неперсони-

правового статуса субъектов

фицированные

фицированные

 

субъекты

субъекты

род

 

 

община

 

 

семья

 

 

рыболовецкая, охотничья

 

 

артель

 

 

«должностные лица»

 

 

(старосты)

 

 

индивид

 

 

3.В чём состоит особенность института индивидуальной ответственности у коми (зырян)?

4.Назовитефункцииколлективакаксубъектаправоотношения.

5.Раскройте административную, гражданско-правовую правоспособность зырянской общины, ограниченной локальной территорией.

6.В чём заключается особенность юридического статуса зырянской общины?

7.Каких членов включала в себя малая семья?

8.Какие функции в общине выполняли старосты?

9.Какие критерии являлись определяющими при эмансипации по обычному этническому праву коми (зырян)?

10.Вчёмзаключаетсядуализмправовогоположенияиндивида как субъекта обычного зырянского права?

11.Объясните, почему правовой статус зырянских мужчины

иженщины не являлся единым и равным.

69

12.Заполните таблицы.

Обычно-правовой статус мужчины у коми (зырян)

Права

Обязанности

Привилегии

Обычно-правовой статус женщины у коми (зырян)

Права

Обязанности

Ограничения

13.Алгоритмизируйте структуру управления у коми (зырян) с конца XVIII по начало XX века.

14.Охарактеризуйте общественный строй коми (зырян) с конца XVIII по начало XX века.

Список используемой литературы

1.Александров, Ю.В. Обычное право удмуртов (XIX–XX вв.)

/Ю.В. Александров. – Ижевск, 2014.

2.Арсеньев,Ф.А.Зырянеиихохотничьипромыслы/Ф.А.Арсеньев // Зыряне и зырянский край в литературных документах XIX века / под ред. В.А. Лимеровой. – Сыктывкар, 2010.

3.Белицер, В.Н. Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков) / В.Н. Белицер. – М., 1958. – Т.45.

4.Бондаренко, О.Е. Население Коми края в конце XIX века (по материалам переписи 1897 г.) // Коми крестьянство в эпоху феодализма и капитализма. Труды ИЯЛИ КФАН СССР. – Сыктывкар, 1983. – Вып. 29.

5.Гагиева, А.К. Коми крестьянка в региональном социуме XVIII в. / А.К. Гагиева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – № 1.

6.Гагиева, А.К. Община крестьян Коми края во второй половине XVIII в.: дис. … канд. ист. наук / А.К. Гагиева. – Сыктывкар, 1987.

7.Држевецкий,А.Медико-топографияУсть-Сысольскогоуез- да Вологодской губернии / А. Држевецкий. – М., 1872.

70